Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽
ПодробнееПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Принудительно собирать личные данные можно, только если иначе договор выполнить не получится
Принудительно собирать личные данные можно, только если иначе договор выполнить не получится
О чем речь. Приняты поправки в закон «О защите прав потребителей», которые вступят в силу 1 сентября 2022 года. Все они расширят права покупателей.
Что произошло. Бизнесу запретят принудительно собирать с покупателей персональные данные для заключения договора. Если продавец просит указать, например, электронную почту, а покупатель не хочет, отказать продать товар или услугу будет нельзя. До 31 августа 2022 года такой отказ в продаже остается законным.
Требовать персональные данные для заключения договора можно будет в двух случаях:
Конкретного перечня случаев, когда личные данные нужны для выполнения договора, нет. Покупатель может потребовать объяснить причину, почему личные данные обязательны. Тогда продавец должен в течение семи дней ответить на обращение в той же форме, что и получил запрос. Если покупатель обращается лично, ответ нужно дать незамедлительно.
Во всех остальных случаях личные данные можно запросить, но прекращать сделку, если покупатель откажется, нельзя. Например, требовать предъявить паспорт при возврате денег за товар будет незаконно, как и требовать указать имя и фамилию при покупке билетов на концерт. Прежде чем использовать информацию клиента, нужно получить его согласие на обработку персональных данных.
Также в законе «О защите прав потребителей» появятся 15 положений, которые собрали в одном месте и конкретизировали ограничения свободы бизнеса в составлении договоров. Мы выделили шесть ключевых:
Требования будут применяться с 1 сентября 2022 года, даже если договоры с потребителями заключены раньше. Если для соблюдения новых условий пришлось изменить договор и покупатель понес убытки, их должен полностью компенсировать продавец.
Что это значит для бизнеса. Изменится лишь работа с персональными данными — можно будет требовать только те, что действительно необходимы для работы. Контролирующие ведомства и суды и раньше признавали перечисленные нормы договоров неправомерными на основании разрозненных положений закона «О защите прав потребителей». Их собрали в одном месте для удобства бизнеса и контроля.
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности