Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Бизнесу запретят отказывать в продаже, если покупатель не предоставил персональные данные


Принудительно собирать личные данные можно, только если иначе договор выполнить не получится


Принудительно собирать личные данные можно, только если иначе договор выполнить не получится


О чем речь. Приняты поправки в закон «О защите прав потребителей», которые вступят в силу 1 сентября 2022 года. Все они расширят права покупателей.

Что произошло. Бизнесу запретят принудительно собирать с покупателей персональные данные для заключения договора. Если продавец просит указать, например, электронную почту, а покупатель не хочет, отказать продать товар или услугу будет нельзя. До 31 августа 2022 года такой отказ в продаже остается законным.

Требовать персональные данные для заключения договора можно будет в двух случаях:

  • когда законодательство обязывает продавцов собирать данные клиентов. Например, в работе мобильных операторов, банковских и микрофинансовых организаций, при продаже ювелирных украшений на сумму от 40 000 ₽;
  • если без этих персональных данных продавец не сможет выполнить свои обязательства по договору. Например, продавцу мебели нужен адрес покупателя, чтобы доставить товар, и телефон, чтобы связаться с клиентом, если дома никого не будет. Или продавцу билетов нужна электронная почта, чтобы оправить на нее сами билеты, если скачать их прямо с сайта нельзя.

Конкретного перечня случаев, когда личные данные нужны для выполнения договора, нет. Покупатель может потребовать объяснить причину, почему личные данные обязательны. Тогда продавец должен в течение семи дней ответить на обращение в той же форме, что и получил запрос. Если покупатель обращается лично, ответ нужно дать незамедлительно.

Во всех остальных случаях личные данные можно запросить, но прекращать сделку, если покупатель откажется, нельзя. Например, требовать предъявить паспорт при возврате денег за товар будет незаконно, как и требовать указать имя и фамилию при покупке билетов на концерт. Прежде чем использовать информацию клиента, нужно получить его согласие на обработку персональных данных.

Также в законе «О защите прав потребителей» появятся 15 положений, которые собрали в одном месте и конкретизировали ограничения свободы бизнеса в составлении договоров. Мы выделили шесть ключевых:

  • запрещено добавлять условия, которые разрешают продавцу в одностороннем порядке отказываться от исполнения договора или менять его положения — предмет, цену, срок и другие. До этого предусмотреть такое право можно было в договоре. Разорвать договор все еще можно, если это отдельно разрешено законом. Например, когда вторая сторона существенно нарушает условия договора;
  • нельзя устанавливать штрафы для потребителя в пользу продавца за отказ от работ или услуг, на которые заключен договор. Покупатель может отказаться в любое время, но ему придется оплатить исполнителю сумму уже понесенных расходов. Например, от укладки плитки в ванной клиент может отказаться, когда половина уже готова, но сделанную работу придется оплатить;
  • нельзя ограничивать выбор способа и формы оплаты. Например, интернет-магазин не может указывать, что оплата только наличными;
  • запрещено добавлять условия, которые исключают или смягчают ответственность продавца за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Например, нельзя отбирать у потребителя право потребовать уменьшить цену или заменить товар, если он оказался с дефектом;
  • запрещено уменьшать размер законной неустойки при просрочке поставки товара. Неустойка считается как 0,5% от суммы контракта за каждый день просрочки, но не более 50 000 ₽;
  • запрещено включать в договор условие, которое устанавливает обязательный досудебный порядок решения споров покупателя и продавца, поскольку это не предусмотрено законом.

Требования будут применяться с 1 сентября 2022 года, даже если договоры с потребителями заключены раньше. Если для соблюдения новых условий пришлось изменить договор и покупатель понес убытки, их должен полностью компенсировать продавец.

Что это значит для бизнеса. Изменится лишь работа с персональными данными — можно будет требовать только те, что действительно необходимы для работы. Контролирующие ведомства и суды и раньше признавали перечисленные нормы договоров неправомерными на основании разрозненных положений закона «О защите прав потребителей». Их собрали в одном месте для удобства бизнеса и контроля.


Больше по теме