Российский сервис каршеринга «Делимобиль» объявил о намерении провести IPO на Мосбирже в конце января — первой половине февраля 2024 года. Делимобиль может стать первой публичной компанией среди операторов каршеринга в России.
Рассказываем, какой путь проделала компания, прежде чем стать одним из самых узнаваемых брендов на рынке краткосрочной аренды машин и занять почти половину российского рынка каршеринга.
Недоверие инвесторов и первые 100 автомобилей
Делимобиль появился осенью 2015 году в Москве. На начальном этапе в парке сервиса было всего сто машин, а зона поездок — совсем небольшой.
Основатель Делимобиля — итальянский предприниматель Винченцо Трани. Он рассказывал, что изначально никто не хотел вкладываться в такой бизнес: инвесторы считали проект слишком рискованным и опасались, что машины сразу же начнут угонять или ломать. «Вы не продержитесь больше трех месяцев. И мне это говорили даже мои сотрудники!» — вспоминал Трани.
Однако он все же решил вложиться в проект и закупил первую сотню автомобилей. Несмотря на неуверенность и частые аварии, бизнес быстро начал приносить прибыль, и вскоре Трани решил приобрести еще 400 машин.
Новый сервис каршеринга почти сразу получил поддержку со стороны московских властей, в том числе льготные условия оплаты парковок. Делимобиль стал одним из первых участников программы «Московский каршеринг», в запуске сервиса лично принимал участие мэр Сергей Собянин.
* Данные из финансовой отчетности компании
Бурное развитие и скандал со страховкой
К концу 2016 года в парке Делимобиля было уже 900 машин, появилась посуточная аренда и разнообразие тарифов.
Однако успешное развитие молодого бренда омрачилось громким скандалом: один из клиентов Делимобиля попал в ДТП и разбил машину, после чего компания потребовала от него оплатить практически полную стоимость испорченного автомобиля Hyundai Solaris.
Случай получил широкий резонанс и вызвал бурное недовольство пользователей, после чего компания решила в срочном порядке отменить высокие штрафы за повреждение машины по вине клиентов. Компания ввела новый вид страхования — аналог КАСКО — и дала пользователям возможность выбирать тарифы с разными уровнями страховки.
С 2017 года Делимобиль начал экспансию за пределы Москвы: сервис появился в Санкт-Петербурге, Уфе и Нижнем Новгороде. Также появилась возможность зарегистрироваться прямо через приложение, без посещения офиса или вызова курьера.
Пандемия: доставка вместо каршеринга
Пандемия коронавируса 2020 года больно ударила по всему офлайн-бизнесу, а использование каршеринга во время карантина было запрещено.
Однако Делимобиль нашел выход из ситуации и переключился на доставку. Компания предложила свой автопарк ретейлерам и дарксторам, у которых на тот момент не было своих машин. За несколько месяцев курьеры доставили на машинах каршеринга около 350 тысяч заказов.
В мае 2021 года Делимобиль заявил о полном восстановлении спроса после пандемии и даже о росте показателей в годовом выражении.
В компании тогда отмечали, что пандемийные ограничения даже открыли новые возможности для бизнеса: сервис начал развивать направление внутреннего туризма и открыл международную аренду машин для путешествий.
Еще одна новинка, придуманная компанией во время пандемии, — кинотеатр для автомобилистов. Весь июль пользователи сервиса могли приезжать на арендованных машинах в бесплатный драйв-ин-кинотеатр в Москве. За два месяца мероприятия такого типа посетили более 5000 человек.
Электрокары и гамаки для собак
К концу 2021 года размер автопарка Делимобиля вырос до 19 300 машин. Среди них появились и грузовые автомобили Ford Transit. В 2022 году пользователям в Москве стали доступны электрокары Tesla Model 3.
В 2023 году Делимобиль занял практически половину рынка каршеринга в России. Появилось еще несколько нововведений: дог-френдли-машины с гамаками для собак и премиальные марки — например, Maserati и Mercedes-AMG.
После ухода из России западных автомобильных брендов компании пришлось переключиться на машины из дружественных стран, в первую очередь из Китая. Делимобиль закупил модели Chery, Geely, Haval, Omoda, Jetta и Changan, доля китайских машин в парке превысила 20%.
Делимобиль приобретает машины в лизинг. Процентная ставка по лизинговым соглашениям — от 11 до 23%, средний срок соглашений — шесть лет.
Путь к IPO и метания между биржами
Руководство Делимобиля задумалось об IPO еще в 2019 году. Как рассказывал Винченцо Трани, тогда компания создала pre-IPO board и выбирала между выходом на Московскую или Нью-Йоркскую биржу.
На ноябрь 2021 года запланировали размещение акций на Нью-Йоркской бирже. Тогда Делимобиль получил предварительную оценку в диапазоне от 760 млн до 912 млн долларов, а размещение принесло бы компании 200—240 млн долларов. Однако в последний момент сделку отменили «из-за рыночных условий».
В сентябре 2023 года гендиректор ООО «Каршеринг Руссия» — основное юрлицо Делимобиля — Елена Бехтина сообщила, что сервис сохраняет планы получить статус публичной компании в течение года, при этом приоритетной площадкой для IPO является Мосбиржа.
Наконец, 23 января 2024 года Делимобиль официально объявил о намерении выйти на биржу. Привлеченные в ходе IPO деньги компания планирует направить на дальнейшее развитие бизнеса, снижение долговой нагрузки и общекорпоративные цели. Ожидается, что по результатам IPO доля акций компании в свободном обращении — free-float — может составить до 10%.
Ранее источники Forbes сообщали, что Делимобиль планирует в ходе IPO получить от 2,5 до 10 млрд рублей, а деньги использовать для реализации инвестпрограммы, включающей покупку 7000 автомобилей.
Мнение аналитика
Как отмечает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын, Делимобиль выбрал хорошее время для выхода на Мосбиржу.
«С точки зрения рынка участие в IPO Делимобиля сейчас выгоднее, чем в 2021 году, ведь компания, вероятно, будет оценена даже менее дорого, в то время как ее выручка более чем удвоилась. В первом полугодии 2021 года выручка Делимобиля составляла 4,9 млрд рублей, а в прошлом году — уже 8,6 млрд рублей. Более того, компания не только стала операционно прибыльной, но и показала чистую прибыль. При этом потенциал рынка далек от исчерпания — услугами каршеринга покрыта лишь четверть крупных городов. Многое, однако, будет зависеть от других предложений».
Леонид Делицын
Аналитик ФГ «Финам»
По словам эксперта, Делимобиль пока остается инвестиционной идеей роста, а на рынке будут и другие предложения растущих компаний, и инвесторы будут их сравнивать. Выиграет тот, кто предложит устойчивую бизнес-модель и дивиденды в близкой перспективе, а также убедит, что конкуренты не очень опасны, отмечает Делицын.