Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Бизнес стал чаще обращаться к службам доставки. Как это повлияло на их работу?


Спрос на доставку вырос, но из-за острой нехватки курьеров компаниям сложно наращивать заказы


Спрос на доставку вырос, но из-за острой нехватки курьеров компаниям сложно наращивать заказы


За последний год 65% российских компаний стали чаще пользоваться курьерской доставкой, показало исследование информационно-аналитического агентства TelecomDaily на основе опроса 200 компаний.

Около 48% респондентов говорят и об увеличении числа курьеров по сравнению с 2022 годом. При этом почти 71% компаний со своим штатом курьеров привлекают к доставке сторонние организации, так как не могут удовлетворять растущий спрос своими силами.

Популярность курьерской доставки последние годы непрерывно и быстро растет на фоне развития интернет-торговли и маркетплейсов. Согласно прошлогоднему исследованию банка «Русский стандарт», число онлайн-заказов с курьерской доставкой в январе-октябре 2022 года выросло почти в 13 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Мы спросили у представителей служб доставки из разных регионов России, с чем они связывают рост спроса на свои услуги, какие товары чаще всего доставляют и каковы перспективы у этого рынка.

Мария Азьмакова, управляющая службы доставки ВМИГ, Ижевск и Пермь

Мария говорит, что из-за роста числа заказов ее службе доставки требуется вдвое больше курьеров

Число заказов в этом году у нас увеличилось примерно на 70%. Спрос на курьерскую доставку вырос потому, что многим компаниям не хватает курьеров. Бизнесы, которые ранее держали своих курьеров, стали обращаться к нам, поскольку их штат рассыпался. Но и у нас та же кадровая проблема: одних курьеров призвали служить по мобилизации, другие ушли работать на оборонные заводы, где предлагают большие зарплаты. Поэтому людей не хватает, и это очень острый вопрос.

Количество курьеров за год у нас сократилось примерно на 50%. Нам надо увеличить штат примерно вдвое из-за роста числа заказов. Мы ежедневно размещаем новые вакансии курьеров, но откликов нет.

Мы уже подняли зарплату на 10% для соискателей, хотя суммы выплат и условия труда у нас и так лучше, чем у других компаний в наших городах.

Самая популярная категория товаров у нас в доставке — еда. Мы доставляем из ресторанов пиццу, роллы, хлебобулочные изделия, торты.

Еще одна популярная категория — все, что связано с праздниками: цветы, воздушные шары.

Также мы доставляем одежду и обувь с примеркой, а еще запчасти для автосервисов.

Я думаю, что в ближайшие полгода-год спрос на курьерскую доставку продолжит расти. Менталитет у нас такой, что людям проще заказать доставку, чем пойти в магазин. Самое главное, чтобы были курьеры.

Яндекс Доставка: спрос на курьеров растет, а вместе с ним — и доходы сотрудников

По нашим данным, спрос на курьеров в Москве и Петербурге в первом полугодии вырос примерно на 50% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Мы видим несколько причин сложившейся ситуации. С одной стороны, это развитие интернет-торговли и, соответственно, рост спроса на доставку. С другой — сокращение трудовой миграции, очень низкая безработица. Число поисковых запросов «работа курьером» за год снизилось на 30%, если сравнивать данные июля 2023 и 2022 годов.

Дефицит курьеров и конкуренция за исполнителей повышают стоимость привлечения новых курьеров для компаний. По расчетам наших партнеров, в Москве этот показатель за год вырос почти в 4 раза, а в Санкт-Петербурге — на 40%. Средний доход курьеров в Москве за год вырос почти на треть.

Чтобы поддерживать баланс спроса и предложения в сервисе, мы используем технологии, которые позволяют объединять заказы от одного или разных отправителей. Так курьер может доставить больше посылок за меньшее время.

Из-за дефицита исполнителей на рынке выросла конкуренция за курьеров. Причем за исполнителей конкурируют не только сервисы доставки, маркетплейсы и интернет-магазины, но и компании из других отраслей — например, из строительства и сельского хозяйства. Весной и летом многие курьеры уходят на сезонные работы, где обещают доход выше.

Спрос на курьерскую доставку будет расти из-за роста электронной коммерции, роста популярности e-grocery и сервисов доставки готовой еды. Требования потребителей к срокам доставки тоже растут. Люди уже привыкли получать с экспресс-доставкой не только продукты, но и непродовольственные товары.

Пресс-служба Яндекс Доставки

Денис Смелов, коммерческий директор службы доставки Dalli, Москва и Санкт-Петербург

Служба доставки Dalli готовит курьеров к работе в специальном учебном центре, рассказывает Денис Смелов

Количество заказов с января по июль у нас выросло на 67% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Вырос спрос и на региональную доставку, поэтому мы постепенно открывали новые направления — Екатеринбург, Нижний Новгород, Тулу и другие.

Из-за выросшего объема доставок мы увеличили операционные мощности и сейчас арендуем в два раза больше складских площадей, чем в 2021 году. Штат курьеров увеличили на 45%.

Одна из ключевых причин роста спроса на доставку — активная цифровизация населения. Многие бизнесмены работают преимущественно в онлайне, и для покупателей после пандемии онлайн-шопинг стал привычным. Это в большей степени характерно для городов-миллионников.

Мы возим такие товары, как одежда, косметика, электроника, товары народного потребления, детские товары, сувениры и подарки, аксессуары, книги, бижутерия, товары для дома. Например, доставляем товары премиум-магазинов: ЦУМ, Снежная королева, DeLonghi, SOKOLOV, Henderson, Oskelly, Ralf Ringer.

Особое внимание уделяем набору и обучению линейного персонала. У нас есть свой учебный центр, где будущие курьеры знакомятся со спецификой бизнеса, партнерами, требованиями по доставке определенных брендов. Курьер — это самый настоящий амбассадор бренда, поэтому его важно обучить не только основным навыкам, но и soft skills: умению грамотно и корректно выражаться, вежливости, обходительности.

После обучения курьер выходит на маршрут с наставником и только затем получает тестовый полигон — первый самостоятельный маршрут. Это своего рода стажировочный день, по результатам которого мы понимаем, насколько хорош курьер, знает ли он город, как взаимодействует с получателями и с коллегами.

Ситуация с конкуренцией на рынке курьерской доставки неоднозначная. Уход крупных зарубежных курьерских компаний дал возможность расширяться и занимать освободившиеся направления доставки. Но нехватка складских помещений, дефицит курьеров не позволяют проводить экспансию в регионы так быстро, как хотелось бы.

Уверен, что рынок продолжит пополняться новыми службами доставки. Мы уже замечаем рост количества курьерских служб в городах-миллионниках, потому что рынок доставки там только начинает набирать обороты, в то время как Москва постепенно приходит к перенасыщению.

Илона Матрафайло, управляющая службы доставки для бизнеса PROFI, Сыктывкар

Илона говорит, что ее компания старается свести к минимуму текучку персонала на фоне кадрового голода

Мы работаем три с половиной года, и за это время число заказов удвоилось. Сейчас особую роль играют сроки доставки — например, нужно доставить что-то в течение 30 минут или часа. Чем точнее соблюдаются сроки, тем выше рейтинг у компании.

Поскольку спрос на доставку в этом году увеличился на 15—20%, выросло и число курьеров. Сейчас у нас на смену выходит больше человек, чтобы охватить больше заявок.

Мы повысили зарплату курьерам на 15%. Если раньше у нас была только оплата за заказ, теперь есть еще и отдельная почасовая оплата. Это мотивирует курьеров, ведь для персонала важно получить деньги за выход вне зависимости от количества заявок.

Мы стараемся свести к минимуму текучку персонала, чтобы ребята у нас работали долго и качественно, особенно на фоне кадрового голода.

Доставляем чаще всего цветы и цветочные композиции. Также очень популярны кондитерские изделия: зефиры, торты, пирожные. В целом заявки на доставку еды составляют около половины от всех доставок. В основном спрос на качественную индивидуальную работу, даже если цена на нее выше.

Я думаю, рынок будет расти. Люди любят экономить время, и те, кто попробовал доставку, быстро к этому привыкают — это удобно и быстро. Компаниям это тоже экономит время — например, документы можно отправить экспресс-доставкой.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 654 читателя

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Чингис Санжиев

Отлично


Больше по теме

Новости