Покупатель заказал в интернет-магазине офисной мебели два письменных стола за 16 484 ₽ вместе с доставкой и оплатил их. Однако магазин вернул деньги и заявил, что из-за технической ошибки цена столов на момент заказа была указана на сайте неверно — на самом деле один стол стоит 579 383 ₽. Клиент не согласился с отменой заказа и дошел до Верховного суда, который встал на его сторону.
Разобрались с юристом, как селлерам минимизировать риски в такой ситуации.
Что случилось
6 ноября 2021 года Денис Мишин из Одинцова оформил на сайте ООО «Экспресс Офис Маг» заказ на два «стола руководителя» стоимостью 7 242 ₽ каждый. Магазин сначала подтвердил заказ и назначил доставку на 12 ноября. Но позднее в тот же день сотрудник компании перезвонил покупателю и сообщил, что произошла техническая ошибка: на самом деле столы стоят по 579 383 ₽ за штуку. Продавец предложил Мишину оформить доплату или вернуть ему деньги, потому что продать столы по ошибочной цене невозможно.
Покупатель не согласился на возврат и 26 ноября направил в магазин претензию с требованием объяснить причину задержки доставки столов. Компания ответила, что товара нет в наличии, поэтому она вернет деньги. На карту Мишина перечислили оплату, но покупатель все равно обратился в суд с требованием обязать магазин доставить ему мебель по цене, которая изначально была указана на сайте.
Что решил суд
Одинцовский городской суд решил, что магазин не нарушил права покупателя, потому что предложение о продаже товара носит информационный характер и не является публичной офертой. Это магазин указал на своем сайте.
С решением согласились суды апелляционной и кассационной инстанций. Тогда Мишин подал жалобу в Верховный суд.
Верховный суд определил, что интернет-магазин не может аннулировать заказ без законного основания вне зависимости от того, что написано в правилах продавца. Если покупатель ничего не нарушил, продавец не вправе отменять заказ и возвращать деньги.
Суд подтвердил, что любое предложение товара в рекламе или каталоге признается публичной офертой, если оно содержит условия купли-продажи.
Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю чека или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор купли-продажи. Последнее — случай Мишина, но ответчик отказался от исполнения договора в одностороннем порядке и аннулировал заказ.
Верховный суд отменил предыдущие решения и направил дело для рассмотрения в суде первой инстанции, который со второго раза удовлетворил иск Мишина. Суд признал договор купли-продажи заключенным и обязал ООО «Экспресс Офис Маг» передать покупателю столы.
Что это значит для селлеров
Директор юридической группы «Яковлев и Партнеры» Мария Яковлева подтвердила, что если информация о товаре и его цене указана на сайте, это может считаться публичной офертой.
Что делать, чтобы информация на сайте интернет-магазина не считалась публичной офертой
- Проверять правовые документы. Регулярное обновление правовых документов — пользовательского соглашения, политики конфиденциальности, условий доставки и возврата — поможет избежать недоразумений и правовых споров с покупателями.
- Прописать условия аннулирования заказа. В условиях продажи и пользовательском соглашении сайта должно быть прописано право продавца аннулировать заказы в случае технических ошибок.
- Регулярно проводить юридический аудит сайта. Постоянный мониторинг и обновление информации на сайте минимизируют риск размещения неверных данных.
- Разместить дисклеймеры. На каждой странице с товарами и их ценами должно быть указано, что информация носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой. Пример формулировки: «Информация о товарах на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой в соответствии с положениями статьи 437 ГК РФ». Дисклеймеры должны быть размещены на видном месте и выделены, чтобы пользователи не пропустили их.
- Внедрите двухэтапное оформление заказа. Покупатель собирает корзину, но окончательное подтверждение заказа происходит только после проверки продавцом наличия товара и правильности цены. Информация о товарах и ценах может быть представлена как приглашение к оферте, а не сама оферта.
Вам приходилось продавать товар дешевле его фактической цены из-за ошибки? Расскажите свою историю.
Сергей, спасибо, что поделились опытом с нами! Потом получилось проверить, изменилась ли стоимость? Сильно дороже стала?
Был подобный случай с магазином Холодильник.ру
Увидел видеокарту по цене в районе 3800, думал акция или скидка такая, по итоге оплатил заказ, назначили дату самовывозы, по итогу отменили заказ в одностороннем порядке, якобы из-за ошибки на сайте. В суд не пошел, видимо зря.