Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Рассказать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Магазину пришлось продать товар в 70 раз дешевле


Покупатель заказал в интернет-магазине офисной мебели два письменных стола за 16 484 ₽ вместе с доставкой и оплатил их. Однако магазин вернул деньги и заявил, что из-за технической ошибки цена столов на момент заказа была указана на сайте неверно — на самом деле один стол стоит 579 383 ₽. Клиент не согласился с отменой заказа и дошел до Верховного суда, который встал на его сторону.

Разобрались с юристом, как селлерам минимизировать риски в такой ситуации.

Что случилось

6 ноября 2021 года Денис Мишин из Одинцова оформил на сайте ООО «Экспресс Офис Маг» заказ на два «стола руководителя» стоимостью 7 242 ₽ каждый. Магазин сначала подтвердил заказ и назначил доставку на 12 ноября. Но позднее в тот же день сотрудник компании перезвонил покупателю и сообщил, что произошла техническая ошибка: на самом деле столы стоят по 579 383 ₽ за штуку. Продавец предложил Мишину оформить доплату или вернуть ему деньги, потому что продать столы по ошибочной цене невозможно.

Покупатель не согласился на возврат и 26 ноября направил в магазин претензию с требованием объяснить причину задержки доставки столов. Компания ответила, что товара нет в наличии, поэтому она вернет деньги. На карту Мишина перечислили оплату, но покупатель все равно обратился в суд с требованием обязать магазин доставить ему мебель по цене, которая изначально была указана на сайте.

Что решил суд

Одинцовский городской суд решил, что магазин не нарушил права покупателя, потому что предложение о продаже товара носит информационный характер и не является публичной офертой. Это магазин указал на своем сайте.

С решением согласились суды апелляционной и кассационной инстанций. Тогда Мишин подал жалобу в Верховный суд.

Верховный суд определил, что интернет-магазин не может аннулировать заказ без законного основания вне зависимости от того, что написано в правилах продавца. Если покупатель ничего не нарушил, продавец не вправе отменять заказ и возвращать деньги.

Суд подтвердил, что любое предложение товара в рекламе или каталоге признается публичной офертой, если оно содержит условия купли-продажи.

Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю чека или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор купли-продажи. Последнее — случай Мишина, но ответчик отказался от исполнения договора в одностороннем порядке и аннулировал заказ.

Верховный суд отменил предыдущие решения и направил дело для рассмотрения в суде первой инстанции, который со второго раза удовлетворил иск Мишина. Суд признал договор купли-продажи заключенным и обязал ООО «Экспресс Офис Маг» передать покупателю столы.

Что это значит для селлеров

Директор юридической группы «Яковлев и Партнеры» Мария Яковлева подтвердила, что если информация о товаре и его цене указана на сайте, это может считаться публичной офертой.

«В случае акцепта оферты покупателем продавец обязан исполнить договор, включая передачу товара. Односторонний отказ от исполнения обязательств возможен только в случаях, предусмотренных законом или договором.

В данном деле истец оплатил товар и потребовал его передачи. Возврат денег сам по себе не освобождает продавца от обязательства передать товар, если покупатель настаивает на его получении. Поэтому важно предусмотреть в договоре порядок действий в случае технической ошибки. Такие положения должны соответствовать законодательству, иначе можно получить обвинение в недобросовестной практике».

Мария Яковлева

Мария Яковлева

Директор юридической группы «Яковлев и Партнеры»

Что делать, чтобы информация на сайте интернет-магазина не считалась публичной офертой

  1. ⁠Проверять правовые документы. Регулярное обновление правовых документов — пользовательского соглашения, политики конфиденциальности, условий доставки и возврата — поможет избежать недоразумений и правовых споров с покупателями.
  2. ⁠Прописать условия аннулирования заказа. В условиях продажи и пользовательском соглашении сайта должно быть прописано право продавца аннулировать заказы в случае технических ошибок.
  3. Регулярно проводить юридический аудит сайта. Постоянный мониторинг и обновление информации на сайте минимизируют риск размещения неверных данных.
  4. Разместить дисклеймеры. На каждой странице с товарами и их ценами должно быть указано, что информация носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой. Пример формулировки: «Информация о товарах на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой в соответствии с положениями статьи 437 ГК РФ». Дисклеймеры должны быть размещены на видном месте и выделены, чтобы пользователи не пропустили их.
  5. ⁠Внедрите двухэтапное оформление заказа. Покупатель собирает корзину, но окончательное подтверждение заказа происходит только после проверки продавцом наличия товара и правильности цены. Информация о товарах и ценах может быть представлена как приглашение к оферте, а не сама оферта.
Новости, которые влияют на бизнес

Телеграм-канал: 2486 читателей

Новости, которые влияют на бизнес

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Юля Майорова
Юля Майорова

Вам приходилось продавать товар дешевле его фактической цены из-за ошибки? Расскажите свою историю.


Больше по теме

Новости