Бизнес-секреты запускают новый формат — «Учимся на чужих ошибках». В статьях будем разбирать, почему компании попадают в проблемные ситуации и как этого можно было избежать.
Тема пилотного выпуска — спор между жителем Волгограда и торговым домом ЦУМ, где клиент из-за технического сбоя на сайте универмага заплатил за люксовые вещи в 846 раз меньше, чем они стоили.
Что случилось
Верховный суд встал на сторону жителя Волгограда, который приобрел вещи в ЦУМе в 846 раз дешевле реальной стоимости из-за ошибки на сайте. Мужчина оформил 19 покупок стоимостью от 19 до 129 ₽ в июле 2021 года. ЦУМ отказался доставить вещи, объяснив, что на сайте произошел технический сбой, из-за чего цены отображались некорректно. Клиент обратился в суд, проиграл в нескольких инстанциях, но в итоге получил поддержку от ВС РФ: 6 июня 2023 года тот отменил решения предыдущих судов и направил дело на новое рассмотрение.
Что к этому привело
Хронологически события развивались так.
21 июля 2021 года волгоградец оформил покупки в мобильном приложении ЦУМа. В списке было 19 товаров ценой от 19 до 129 ₽.
Универмаг подтвердил заказ: прислал покупателю подтверждение на электронную почту с указанием, что вещи доставят по адресу.
Вслед за этим ЦУМ по электронной почте сообщил клиенту, что не сможет доставить заказ, поскольку некоторые позиции отсутствуют. Мужчине вернули деньги.
22 июля волгоградец направил в ЦУМ претензию с требованием передать ему товары по ценам, указанным в заказе. Но универмаг отказался удовлетворить претензию. В ЦУМе заявили, что не могут передать товары по этим ценам, поскольку в результате технического сбоя на сайте цены в интернет-магазине отображались некорректно. Магазин был готов доставить вещи, только если мужчина доплатит.
Тогда житель Волгограда обратился в суд.
Что решили суды
Три инстанции встали на сторону ЦУМа.
Дзержинский районный суд Волгограда решил, что факт технической ошибки явно следует из цен, указанных в интернет-заказе. Суд усмотрел в действиях мужчины злоупотребление правом: якобы он знал, какими были цены в ЦУМе на самом деле. А вот универмаг заключил договор купли-продажи «под влиянием заблуждения, вызванного технической ошибкой», поскольку иначе не стал бы подписывать соглашение на столь невыгодных для себя условиях.
По этим основаниям суд признал договор купли-продажи недействительным. Волгоградский областной суд и судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции оставили это решение в силе.
Однако судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ заняла другую позицию. Она отметила, что цена фиксируется в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином и изменить ее в одностороннем порядке в момент оформления заказа продавец не вправе. Предложение о продаже одежды на сайте ЦУМа содержало все существенные условия договора — подробную информацию о товаре, цену — и было публичной офертой. Клиент, оформив заказ и оплатив его, принял оферту — а значит, договор был заключен. Поэтому торговый дом должен был передать товар покупателю.
Никаких доказательств технического сбоя ЦУМ не представил. Злоупотребление правом со стороны покупателя суды предыдущих инстанций также не доказали. Поскольку в универмаге периодически бывают акции, а у клиента приняли заказ и деньги, непонятно, почему он должен был решить, что случилась ошибка.
Как этого можно было избежать
Казалось бы, ЦУМ подстраховал себя от подобных ситуаций пунктом 5.1 правил продажи, опубликованных на сайте. В нем сказано, что в случае неверно указанной цены заказ могут аннулировать. Проблема в том, что ни универмаг, ни суды первых инстанций не аргументировали, почему цены были указаны неверно.
По мнению управляющего партнера адвокатского бюро «Бельянский и партнеры» Андрея Бельянского, по сути суды трех первых инстанций вынесли верные акты, но недостаточно мотивировали свои выводы — и именно на эту проблему обратил внимание Верховный суд.
«ЦУМ не объяснил, что за технический сбой произошел, в чем он выражался. Суды переписали слова „технический сбой“ из акта в акт, но без доказательств, что сбой действительно был, и без пояснений, чем он был вызван.
Сам покупатель ссылался на то, что считал это распродажей — а ЦУМ часто проводит распродажи — и воспользовался возможностью.
Если ЦУМ сказал, что был сбой, значит, был сбой — решили суды первых инстанций. А почему? А что это был за сбой? А чем он был вызван? А нужно ли возлагать ответственность на покупателя, который просто открыл страничку в интернете и нажал „купить“?»
Андрей Бельянский
Управляющий партнер адвокатского бюро «Бельянский и партнеры»
Суды первых инстанций назвали действия покупателя недобросовестными — но не обосновали это. В судебных актах нет информации о том, как часто этот клиент совершал покупки в ЦУМе и знал ли он обычный порядок цен в универмаге. А еще не указано, что за вещи купил волгоградец. Например, если вдруг он приобрел вещи, не подходящие ему по размеру, это может послужить доказательством того, что гражданин злоупотребил правом: купил вещи за бесценок не для личного пользования, а с целью дальнейшей перепродажи.
Бизнесу, который торгует в интернете, адвокат посоветовал обязательно предусмотреть в условиях продажи товаров пункт о том, что продавец оставляет за собой право вернуть клиенту деньги и отказаться от исполнения договора купли-продажи в случае, если цена товара значительно отклоняется от среднерыночной на дату продажи. А если дело дошло до суда, обязательно подтверждать все свои аргументы.
«Я на 99% уверен, что отмена этого судебного акта не вводит какой-то особой практики по потребительским взаимоотношениям, которую можно использовать при покупке товаров через интернет. Просто суд обратил внимание на то, что нужно исследовать все обстоятельства, на которые ссылаются стороны, и прописывать, в чем конкретно они выражались. Сейчас в судебных актах это отсутствует.
То есть вопрос больше о том, как мотивировать потребительские споры при покупке товаров через интернет, нежели о том, что покупателям дается теперь большая защита, чем раньше.
Я думаю, что итоговое решение будет таким же: покупателю с высокой
степенью вероятности откажут».
Андрей Бельянский
Управляющий партнер адвокатского бюро «Бельянский и партнеры»
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
На чьей стороне вы в этом споре? Выскажитесь в комментариях.