РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Новые правила работы такси: чего ждать бизнесу с 1 сентября?


С 1 сентября 2024 года таксистам нужно иметь при себе полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика — ОСГОП. Он должен защитить пассажиров во время поездки. Чтобы получить ОСГОП, водителям нужно разрешение на работу в такси.

До конца октября действует переходный период — наказывать за отсутствие полиса не будут.

Разобрались, как будут действовать новые правила и как к ним подготовиться.

Что такое ОСГОП и зачем он нужен?

ОСГОП — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. С 2013 года этот полис обязателен при перевозках любыми видами транспорта, кроме метро и такси. В 2023 году Госдума приняла закон, который распространяет норму об ОСГОП и на такси.

Это уже второй вид страховки в сфере такси, сейчас все таксисты обязаны получать полис ОСАГО. По предварительным расчетам Банка России, стоимость нового полиса составит от 1 300 до 5 400 ₽.

В Центробанке отмечали, что новая обязательная страховка для такси повышает финансовую защищенность пассажиров: за вред здоровью, причиненный во время поездки, можно будет получить до 2 млн рублей. Сейчас лимит по полису ОСАГО — 500 000 ₽.

Без полиса ОСГОП могут отобрать разрешение на работу?

Да, могут. Если у перевозчика не окажется полиса ОСГОП, действие его разрешения приостановят на срок до 30 дней, а затем могут аннулировать.

Впрочем, большинство таксистов сегодня работают без разрешения. По данным союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», среди самозанятых водителей разрешение есть только у 21 000 человек, то есть 1,5% от общего числа. Среди работников таксопарков — у 600 000 человек, то есть 60%, основная часть которых из Москвы. Таким образом, только у 25% водителей сегодня есть разрешение на работу в такси.

Причина массового отсутствия разрешений — в сложностях выполнения всех требований закона о такси, подписанного в декабре 2022 года. Среди прочего закон обязывает таксистов перекрашивать автомобиль в определенный цвет, установленный в регионе, и оформлять путевой лист с отметками о ежедневном медицинском и техническом осмотрах.

Какие проблемы могут возникнуть при оформлении полиса?

Общественный совет по развитию такси в июле предлагал отсрочить вступление в силу закона о полисе ОСГОП для такси до 2028 года из-за повышения административной и финансовой нагрузки для водителей.

Так, полис ОСГОП оформляется на одно транспортное средство и действует в течение года, но многие самозанятые водители берут автомобили в аренду и меняют их — в таком случае им придется оформлять полис на каждую новую машину. При этом в ОСГОП не предусмотрена система перерасчета или компенсаций в случае досрочного расторжения договора о страховании, отмечают эксперты совета.

Еще одна причина недовольства в отрасли — неравноправные страховые выплаты. В случае ДТП независимо от виновника аварии пассажиры могут рассчитывать на компенсации до 2 млн рублей, а водителям и пешеходам полагаются выплаты лишь до 500 000 ₽ по ОСАГО.

Также пока неясно, как будут оформлять выплаты пострадавшим пассажирам, так как полис ОСГОП не адаптирован под легковое такси.

«На всех других видах транспорта, чтобы получить выплату, пассажир обязан предъявить билет, но в такси билетов нет и быть не может — каждая поездка рассчитывается индивидуально, исходя из продолжительности поездки, времени подачи и т. д. Поэтому пока не совсем понятно, как будет работать этот вид страхования в отношении пассажиров такси. Например, кому платить компенсацию, если клиент заказал такси для друзей? В этом случае фрахтователь он сам, а пострадали друзья, но данные о том, что они фактические фрахтователи, нигде не зафиксированы».

Станислав Швагерус

Станислав Швагерус

Глава центра компетенций Международного евразийского форума такси

Какое наказание ждет бизнес без полиса ОСГОП?

С ноября 2024 года за отсутствие полиса ОСГОП в такси перевозчику могут выписать штраф:

  • от 40 000 до 50 000 ₽ для ИП или директора транспортной компании;
  • от 250 000 до 500 000 ₽ для малых предприятий;
  • от 500 000 до 1 000 000 ₽ для крупных и средних компаний.

Вырастут ли цены на услуги такси после введения новых правил?

Мнения участников рынка расходятся. Многие опасаются повышения цен на такси в связи с оттоком кадров, ростом расходов на оформление нового полиса и высокими штрафами за его отсутствие. Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова в комментарии Известиям оценивала, что поездка, которая сейчас обходится пассажиру в 1 000 ₽, подорожает до 1 300 ₽. Однако так считают не все.

«На стоимости такси введение ОСГОП абсолютно никак не отразится: она рассчитывается линейно и зависит от очень многих переменных.

К тому же закон устанавливает двухмесячный переходный период, когда уполномоченные органы не применяют штрафные санкции — за эти два месяца перевозчики должны заключить договор страхования».

Станислав Швагерус

Станислав Швагерус

Глава центра компетенций Международного евразийского форума такси

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста
Алексей Ильин
Алексей Ильин

Работаете в сфере такси? Расскажите, есть ли проблемы с оформлением полиса ОСГОП?

Юлия Ерофеева

Конечно. Я столько не зарабатываю. Вообще работаю по свободному графику  — в воскресенье. Чисто кошке на еду. Потому что имею авто в кредите.

liss22_kva

Очень противоречивая инфо относительно сроков покупки ОСГОП. Какой документ устанавливает переходный период до 31.10. Спасибо.

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

liss22_kva, добрый день! Правила прописаны в документе: Федеральный закон от 24 июня 2023 г. N 278-ФЗ.

liss22_kva

Эксперт, спасибо. Вопрос был про сроки.

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

liss22_kva, с 1 сентября 2024 года у перевозчиков будет 60 дней (до 31.10.2024), чтобы получить полис ОСГОП и предоставить сведения о нём в уполномоченный орган субъекта (ст. 4 ФЗ № 580).

Ринат Еникеев

Есть проблемы не с оформлением, а с тем, что в карманах водителей и так остаются копейки после всех поборов, расходов, комиссий, налогов, полисов, затрат. Чиновники и лоббисты страховщиков доят нищих, не понимая, что люди и так на грани прожиточного минимума!


Больше по теме

Новости