Суд по интеллектуальным правам подтвердил, что компания «Спар Миддл Волга», развивающая в России бренд ретейлера EUROSPAR, неправомерно использовала бренд «Лепим-варим» в названии своих отделов кулинарии и продавала продукцию под этим знаком. Компании назначили компенсацию 5,2 млн рублей в пользу сети пельменных «ЛЕПИМ и ВАРИМ» — ООО «Инвестиционная компания „Молодые и Красивые“».
Из-за чего разгорелся конфликт, какие аргументы приводили стороны и почему суд поддержал сеть пельменных, разбираем в рубрике «Конфликтные кейсы» на Бизнес-секретах.
Что случилось
«ЛЕПИМ и ВАРИМ» — это сеть пельменных, которая работает с 2015 года. На май 2023 года вместе с франчайзинговыми ресторанами у сети 48 ресторанов, в том числе в России, Казахстане и на Кипре.
Еще в 2015 году ЛЕПИМ и ВАРИМ зарегистрировали свой бренд в Роспатенте. В феврале 2021 года в сети узнали, что в магазине SPAR в Москве работает отдел кулинарии под вывеской «ПЕЛЬМЕНИ ЛЕПИМ ВАРИМ», похожей на обозначение пельменной. В этом отделе была открытая кухня, где готовили и продавали пельмени. Позднее выяснилось, что такие отделы работают в семи магазинах SPAR в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
Представители сети обнаружили, что ретейлер использует на вывесках отделов название, похожее на «ЛЕПИМ и ВАРИМ» «до степени смешения», а концепция, оформление точек и блюда из их меню схожи с теми же, что и у сети пельменных.
Сначала ЛЕПИМ и ВАРИМ постаралась решить вопрос мирно. В июне 2021 года сеть направила ретейлеру претензию о незаконном использовании обозначений, сходных до степени смешения с ее товарным знаком. Сеть предложила прекратить это делать и потребовала компенсацию за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности — 21 000 000 ₽. Но ретейлер отказался удовлетворять претензию, и тогда сеть пельменных «ЛЕПИМ и ВАРИМ» подала в суд. Она потребовала запретить EUROSPAR использовать обозначения, схожие с товарными знаками сети, а также исключить эти наименования из вывесок, меню, названий блюд, кассовых чеков, рекламных материалов, сайта и соцсетей. И выплатить сети компенсацию — 21 000 000 ₽.
Аргументы сторон
Что говорил истец. Сеть «ЛЕПИМ и ВАРИМ» заявила, что SPAR использует обозначения, сходные до степени смешения с товарным знаком сети, в рамках однородных услуг, в том числе при приготовлении блюд в ресторанах и в рекламе.
Так, на вывесках отделов кулинарии SPAR была надпись «ПЕЛЬМЕНИ ЛЕПИМ ВАРИМ», а на готовых пельменях — этикетки «Лепим-Варим». Сами пельмени при этом упаковывали в тару, похожую на тару истца — прозрачные ведерки, — из-за чего покупатель мог подумать, что покупает пельмени у сети «ЛЕПИМ и ВАРИМ».
Кроме этого, в сети пельменных заметили, что SPAR оформляет свои отделы в стиле ЛЕПИМ и ВАРИМ, запускает схожие с сетью акции и предлагает покупателям аналогичные блюда.
В подтверждение своих аргументов сеть «ЛЕПИМ и ВАРИМ» провела контрольные закупки пельменей в семи магазинах SPAR, где работали отделы кулинарии под названием «ПЕЛЬМЕНИ ЛЕПИМ ВАРИМ». Представители сети отдали в суд видеозапись покупок и кассовые чеки.
Что говорил ответчик. Ретейлер возражал против доводов сети, настаивая на том, что у него есть собственный товарный знак «Лепим-варим». В суде EUROSPAR заявлял, что слово «пельмени» применялось как указание на вид товара, то есть в его общеупотребительном значении, и является неохраняемым элементом. Значит, нарушения в использовании словосочетания «ПЕЛЬМЕНИ ЛЕПИМ ВАРИМ» нет.
Что решили суды
Несмотря на то, что у EUROSPAR действительно зарегистрирован товарный знак «Лепим-варим», суды пришли к выводу, что ретейлер использует не его, а обозначение, сходное с товарными знаками сети «ЛЕПИМ и ВАРИМ». И с позиции рядового потребителя учитывается общее впечатление, поэтому неохраняемые элементы также принимаются во внимание.
Первая инстанция — Арбитражный суд Нижегородской области — обратила внимание, что на товарном знаке EUROSPAR есть рисунок в виде пельменя, между словами «лепим» и «варим» стоит полужирная точка, а над ними — горизонтальная полужирная полоса. Всех этих элементов нет на вывесках, витринах, в меню, на сайте ретейлера. Да и на пельменях в магазинах SPAR его нет — там просто надпись «ПЕЛЬМЕНИ ЛЕПИМ ВАРИМ».
Суд запретил EUROSPAR использовать чужой товарный знак, но взыскал с ответчика компенсацию в четыре раза меньше запрошенной истцом — 5 200 000 ₽.
EUROSPAR пытался обжаловать решение, но дважды проиграл — сначала в Первом арбитражном апелляционном суде, а потом и в Суде по интеллектуальным правам
Суд по интеллектуальным правам подтвердил, что товарный знак нужно использовать только в том виде, в котором он зарегистрирован. Вместо этого EUROSPAR использует сочетание «ПЕЛЬМЕНИ ЛЕПИМ ВАРИМ», которое почти полностью воспроизводит бренд другой сети. Из-за этого у потребителей возникают ложные ассоциации: они могут посчитать, что покупают пельмени сети «ЛЕПИМ и ВАРИМ», а не EUROSPAR.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Мнение независимого юриста
По мнению юриста, медиатора, автора телеграм-канала «Юрист в ресторане» Александра Королева, сети пельменных «ЛЕПИМ и ВАРИМ» помогла выиграть дело позиция суда, что сочетание неохраняемого слова «пельмени» с товарным знаком EUROSPAR «Лепим-варим» образует охраняемый товарный знак «ПЕЛЬМЕНИ ЛЕПИМ ВАРИМ», который принадлежит ООО «Инвестиционная компания „Молодые и Красивые“».
EUROSPAR может подать жалобу, но, по моему мнению, шансы оспорить малы. Исходя из обстоятельств дела, судом принято вполне грамотное решение, которое устояло в трех инстанциях.
Александр Королев
Юрист, медиатор, автор телеграм-канала «Юрист в ресторане»
Пока о том, подал ли EUROSPAR жалобу на решение суда, неизвестно.
Что дальше
В сети пельменных «ЛЕПИМ и ВАРИМ» не знают, перестал ли ретейлер использовать их товарный знак.
«Прекратило ли „Спар Миддл Волга“ нарушение — затрудняемся ответить, так как сеть у них федеральная, проверить все магазины затруднительно, исполнительное производство пока не завершено».
Михаил Фишер
Сооснователь сети пельменных «ЛЕПИМ и ВАРИМ»
Фишер отметил, что за 7,5 года существования сеть десятки раз сталкивалась с полным или частичным копированием своего названия, фирменного стиля, концепции, меню, названий блюд, посуды и дизайна точек.
«Доходит до совершенного абсурда. С одной стороны, мы рады, что наше детище вызывает такой интерес, с другой — уже не так рады, ведь сеть развивается по франшизе, а сходные до степени смешения конкуренты смущают и гостей, и партнеров».
Михаил Фишер
Сооснователь сети пельменных «ЛЕПИМ и ВАРИМ»
По словам Фишера, EUROSPAR уже выплатил ЛЕПИМ и ВАРИМ назначенную судом компенсацию.
Сам ретейлер никак не прокомментировал ситуацию — на письма Бизнес-секретов в «Спар Миддл Волга» не ответили.
Что это значит для отрасли
Юрист Александр Королев рекомендует при использовании рисунка или словосочетания в коммерческих, рекламных целях без регистрации товарного знака проверять, нет ли похожего бренда у других правообладателей. Для поверхностного поиска подойдут поисковики и сайт www.znakoved.ru — там есть поиск по названию, а не только по номеру регистрации. Если есть номер регистрации товарного знака, всю актуальную информацию о нем можно проверить на сайте ФИПС.
«Для более глубокого изучения рисков можно заказать заключение у патентного поверенного. Это будет стоить 20 000—30 000 ₽, зато будете спать спокойно. Проверка словосочетания, рисунка особенно актуальна, когда применение подразумевает масштаб и большие инвестиции».
Александр Королев
Юрист, медиатор, автор телеграм-канала «Юрист в ресторане»
Использовать товарные знаки нужно в том виде, в котором они зарегистрированы, подчеркивает Королев. Если хотите добавить к своему товарному знаку дополнительный элемент — слово, рисунок, — лучше проверить, не образует ли новое сочетание чужого товарного знака.
У вас были конфликты из-за товарных знаков? Поделитесь в комментариях.