Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

YCLIENTS: как развивалась платформа онлайн-записи, прежде чем стать частью VK


Корпорация VK приобрела 100% крупнейшей в стране платформы онлайн-записи и автоматизации бизнеса YCLIENTS. С помощью продуктов платформы свой бизнес ведут около 42 тысяч российских компаний.

Рассказываем, как создатели платформы развивали бизнес и что с ним будет дальше.

Что случилось

Компания VK объявила о приобретении всех долей YCLIENTS. Это крупнейшая в стране платформа онлайн-записи и автоматизации бизнеса. Сервис используют салоны красоты, фитнес-центры, автомойки и другой малый бизнес в сфере услуг для записи клиентов, а также для управления программами лояльности и складского учета.

Сумму сделки ее участники не раскрывают. Она могла составить около х4,5 к выручке, при том что в 2022 году выручка компании была 823 млн рублей. Переговоры о покупке также вели МТС, Ростелеком, холдинг Kismet — контролирует Авито. После завершения сделки основатели YCLIENTS покинут компанию, чтобы заняться международными проектами, — такие данные приводит Forbes со ссылкой на свои источники.

Эта сделка также стала экзитом для фондов «Эльбрус Капитал» и Guard Capital, которые были инвесторами YCLIENTS более семи лет.

Основатели бизнеса не раскрывают причин продажи актива. На решение могли повлиять трудности в привлечении дальнейших инвестиций в развитие бизнеса.

Сооснователь компании Антон Луцевич заявлял о том, что для YCLIENTS закрылся доступ ко многим рынкам, а с точки зрения инвестиций ситуация усложнилась.

YCLIENTS
YCLIENTS

По оценке YCLIENTS, компания занимает 60% рынка платного ПО для малых и средних предпринимателей с потребностью в онлайн-записи и автоматизации бизнеса. Источник: YCLIENTS

По оценке YCLIENTS, компания занимает 60% рынка платного ПО для малых и средних предпринимателей с потребностью в онлайн-записи и автоматизации бизнеса. Источник: YCLIENTS

Как зародился бизнес

YCLIENTS вырос из компании «Море салонов». В 2010 году ее основали разработчики сайтов Юрий Петров и Станислав Петрик. Семья Станислава владела небольшим салоном красоты, и поначалу друзья хотели сделать сайт для этого салона. В процессе у них возникла идея дать людям возможность записываться на бьюти-услуги онлайн. Петров и Петрик искали готовое решение, чтобы интегрировать его в работу салона, но не нашли на рынке ни одного подходящего. Тогда решили сделать сами.

Деньги на офис и зарплату разработчикам, около 1 млн рублей, нашел Петрик. Вместе с Петровым они привлекли в качестве сооснователей программиста Дмитрия Шестакова и коммерческого директора Антона Луцевича.

Первую версию онлайн-сервиса выпустили через три месяца после начала работы, но покупать ее никто не хотел. Разработчики сталкивались с такими возражениями от предпринимателей:

  • онлайн-записи станут доступны налоговым службам;
  • конкуренты определят востребованных мастеров и переманят их;
  • клиенты привыкли звонить, онлайн-запись никому не нужна.

По словам создателей компании, рынок бьюти-услуг на тот момент оказался слишком консервативен и не готов к их продукту.

Как искали инвесторов

Первые инвестиции создатели компании получили в 2013 году после Startup weekend в Петербурге. Там основатели познакомились с бизнес-ангелом, основателем сервиса price.ru и на тот момент техническим директором Рамблера Аркадием Морейнисом. Он вложил в развитие сервиса 100 000 $ в обмен на долю — 40% компании.

Поначалу разработчики планировали давать свой продукт салонам бесплатно, а зарабатывать на рекламе косметических брендов. Но по наставлению нового партнера изменили концепцию — перешли на модель подписки.

В 2012 году стратегическим инвестором «Море салонов» стала компания «КупиКупон», которая планировала вложить в стартап 2 млн долларов инвестиций.

При поддержке нового инвестора разработчики начали тестировать новый продукт для управления расписанием и клиентской базой. У него было несколько основных функций:

  • клиент с купоном мог записаться только на непопулярное время;
  • сервис обеспечивал отсутствие пересечений клиентов, которые платят за одну и ту же услугу разные суммы;
  • CRM-функционал с возможностью агрегировать всех клиентов, которых привлек купонный сайт, работать с ними и мотивировать на повторный визит.

Компания была уверена в поддержке инвесторов и перешла на новую модель, по которой обслуживала большую часть клиентов бесплатно.

Но из двенадцати запланированных денежных траншей КупиКупон сделал только четыре, на этом деньги закончились, инвестор больше не мог выполнять свои обязательства. Это случилось на фоне биржевого падения американской компании Groupon — лидера на рынке купонного бизнеса. Инвесторы стали осторожнее и прекратили финансовые вложения в российский аналог, КупиКупон, а тот перестал инвестировать в разработку онлайн-сервиса.

В итоге через четыре месяца после крупной сделки компания «Море салонов» осталась и без выручки, и без финансирования инвесторов.

Чтобы сохранить бизнес, основатели предприняли ряд действий:

  1. Сократили 30 человек — почти всех сотрудников.
  2. Запустили процесс кастомизации — доработки сервиса под нужды конкретных заказчиков.
  3. Двум основателям бизнеса и ключевым разработчикам Юрию Петрову и Дмитрию Шестакову пришлось устроиться на подработку в другие компании.
  4. Создатели сервиса снова брали в долг деньги у инвестора Аркадия Морейниса, КупиКупона, а также у знакомых и близких.
  5. В Москве основатели компании стали жить вчетвером в двухкомнатной квартире.

Все эти меры помогли сохранить бизнес и двигаться дальше.

Как сервис «Море салонов» переродился в YCLIENTS

В 2014 году проект «Море салонов» был заморожен. В 2015 году разработчики и их партнеры решили вывести программное обеспечение для записи клиентов в отдельный сервис — YCLIENTS. В новой концепции от идеи работы с купонами полностью отказались.

После перезапуска разработчики выкупили доли ранних инвесторов Моря салонов. В новой компании доли прежних акционеров поначалу сохранялись. Морейнису принадлежало 36%, КупиКупону — 20%, Петрику и Петрову по 17,4%, Шестакову — около 6%, Луцевичу — 3%. В дальнейшем основатели выкупили доли КупиКупона и Морейниса.

Позже создатели YCLIENTS отмечали, что условия, на которых заключена была самая первая сделка с Морейнисом, привели к сильному сокращению долей основателей. По этой причине другие инвесторы в течение пяти лет опасались вкладываться в проект — считали, что при дальнейшем размытии долей основатели и их партнеры потеряют мотивацию развивать бизнес.

С 2016 по 2019 годы YCLIENTS привлекали инвестиции:

  • 600 000 $ — посевные инвестиции от фонда Guard Capital;
  • 10 000 000 $ — в рамках раунда инвестиций класса A от Эльбрус Капитала и Guard Capital в обмен на миноритарную долю в компании.

На привлечение финансирования повлияло участие компании в американском бизнес-акселераторе Plug and Play, который проводится в разных странах под франшизой. YCLIENTS попала в первый поток российской франшизы акселератора. Затем компания успешно прошла финальный отбор, где менеджеры из Кремниевой долины выбирали лучшие проекты среди всех стран присутствия акселератора.

В 2021 году YCLIENTS впервые сами провели крупную сделку — приобрели 100% компании «Альянс АйТи Технолоджи», которая считалась второй на рынке по объему автоматизации услуг и бизнес-процессов. Компания специализировалась на клиентах в сфере медицинских услуг. Эксперты оценивали бизнес в 100—130 млн рублей с учетом выручки за 2020 год и ростом на уровне 15—20%.

По данным YCLIENTS, в России более 42 тысяч представителей среднего и малого бизнеса ведут свою деятельность с помощью их ИТ-решений. Суммарная выручка клиентов YCLIENTS в 2022 году составила 150 млрд рублей.

выручка компании YCLIENTS
выручка компании YCLIENTS

Рост выручки компании за семь лет. Источник: сайт PartnersYCLIENTS

Рост выручки компании за семь лет. Источник: сайт PartnersYCLIENTS

Что сейчас происходит в компании

До сделки с VK одной из ключевых целей компании по отношению к малым бизнесам было продление «жизни» их клиента и повышение его лояльности. Платформа обрабатывает ежемесячно более 18 млн записей к специалистам сферы услуг. Основные пользователи ИТ-продуктов YCLIENTS — компании в сферах красоты, здоровья и спорта. В качестве зон роста компания выделяет B2B-клиентов в сфере досуга, образования, авто и розницы.

В YCLIENTS работают более 400 человек. Эта команда разработала и поддерживает облачные продукты для автоматизации бизнеса сферы услуг: «Арника», «Дента», SQNS, а также платформу YCLIENTS и мобильное приложение для онлайн-записи.

YCLIENTS регулярно проводит исследования рынка. Собирает верхнеуровневую информацию, делится ею с клиентами, презентует на конференциях, публикует в прессе. К примеру, в 2023 году YCLIENTS анализировала рост среднего чека на самые популярные услуги салонов красоты.

До сделки с VK основатели YCLIENTS заявляли, что считают исследование своих пользователей и их клиентов точкой для роста компании и своим конкурентным преимуществом за счет огромного количества собранных данных.

Кроме этого, сервис развивает в стране культуру чаевых. YCLIENTS дает клиентам возможность интегрировать в свою работу систему личных кошельков мастеров, прежде всего бьюти-индустрии и остальных сфер. В этом направлении платформа планировала догнать крупнейших разработчиков ИТ-решений для ресторанов.

 Топ-10 направлений в сфере красоты с высокими чаевыми
 Топ-10 направлений в сфере красоты с высокими чаевыми

Исследование YCLIENTS. Топ-10 направлений в сфере красоты с высокими чаевыми. Самые большие чаевые получают мастера в сфере косметологии. По данным компании, в 2023 году число салонов красоты с безналичными чаевыми увеличилось на 42%

Исследование YCLIENTS. Топ-10 направлений в сфере красоты с высокими чаевыми. Самые большие чаевые получают мастера в сфере косметологии. По данным компании, в 2023 году число салонов красоты с безналичными чаевыми увеличилось на 42%

Что планируют дальше

VK уже заявили, что интеграция сервисов YCLIENTS в платформу социальной сети будет бесшовной. Это может позволить среднему и малому бизнесу повысить конверсии и предоставит новые инструменты для развития. Предприниматели смогут:

  • встроить сервис онлайн-записи в свои сообщества в соцсетях;
  • подключить сервис чекаута;
  • добавить систему обратной связи и другие востребованные функции.

Четыре основателя YCLIENTS покинут компанию. По данным Forbes, они займутся международными проектами. Что это будут за проекты и где их будут запускать, источники издания не называют. Ранее основатели публично заявляли об интересах развития бизнеса в Бразилии и Италии.

Мнение аналитика

В инвестиционной компании «Финам» считают, что для VK покупка YCLIENTS является целевой.

«У компании большая клиентская база, а VK нужен денежный поток от малого и среднего бизнеса. Гигантская аудитория социальной сети сможет записываться на прием в сотни тысяч компаний — это стабильный источник выручки, наподобие контекстной рекламы. Весь VK сформирован путем покупки холдингом Mail.Ru Group действующих бизнесов. Те же Одноклассники и ВКонтакте не были разработаны внутри Mail.Ru, это были независимые стартапы, приобретенные холдингом и успешно интегрированные. Со временем они не угасли, а переросли саму Mail.Ru. Возможно, то же самое ожидает YCLIENTS».

Леонид Делицын

Леонид Делицын

Аналитик ФГ «Финам»

Переговоры о покупке YCLIENTS вели МТС, Ростелеком и холдинг Kismet. Но аналитики считают, что реально в сделке были заинтересованы только в МТС.

«У МТС тоже большая аудитория, хорошо налажен канал продажи услуг бизнесу. Этот оператор после неудачи с YCLIENTS, вероятно, попытается приобрести другого игрока рынка. В случае Ростелекома и Kismet интерес к компании мог быть портфельным — то есть временным».

Леонид Делицын

Леонид Делицын

Аналитик ФГ «Финам»

Новости, которые влияют на бизнес

Телеграм-канал: 2903 читателя

Новости, которые влияют на бизнес

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Дмитрий Протопопов
Дмитрий Протопопов

Какие меры помогают вам сохранить бизнес?

tsa.79

Скажите пожалуйста, в чем у вас проблема, что вы не можете сделать раздел «Технологические карты» сетевым, также как и услуги и товары!!! Даже школьнику понятно что что если другие разделы можно сделать сетевыми, то и технологические карты тоже можно добавить в сеть!!! Чтобы создать 300 тех.карт с 40 позициями товара, нужно как минимум две недели-три недели!!! А работать простите когда? это нужно брать в компанию сотрудника на должность по вводу тех.карт.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации