Заняться фермерством хотели бы 27% россиян — такие данные приводит Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ). Можно попробовать себя в растениеводстве, выращивании ягод и зелени, скота и даже рыбы. Представляем несколько примеров, когда это стало успешным бизнесом.
Рыба на вкус — как мясо кролика
Семья инженеров Мироновых создала рыбную ферму. В Тульской области они выращивают африканского клариевого сома. Отсюда и название предприятия — Сом Сомыч.
Обычно сом воспринимается как рыба с невзрачным внешним видом мякоти, неприятным запахом и вкусом. Однако у африканского клариевого угревидного сома она не имеет запаха, а по вкусу он похож на кролика или птицу. Из этой рыбы можно готовить супы и горячее, роллы, суши, жарить на гриле и даже добавлять в пиццу.
На строительство рыбной фермы в 2017 году семья Мироновых потратила
Сом комфортно выносит высокую плотность посадки. В 5-тонном бассейне можно вырастить до 3 тонн клариевого сома. Для примера: такие условия подходят только для 300 кг осетра. Разница — в 10 раз. Кроме того, клариевый сом быстро растет. Уже за первые 6—8 месяцев он достигает товарного веса — 1,5 кг. Для сравнения: осетр растет 2—2,5 года.
Предприниматели поставили цель попасть со своим продуктом в рестораны. Для этого они выходили на шеф-поваров, предоставляли им продукцию для дегустации и даже консультировали по блюдам, которые можно приготовить из африканского сома. Среди кулинарных изысков, которые придумали шефы, — мороженое из сома, гречишные блины с соленой сомовиной и оливье, где вместо мяса используют филе сома.
К 2022 году оборот фермы составил 20 млн рублей в год. Такого результата удалось достичь не только благодаря продаже сома оптом для ресторанов и кафе, но и в розницу, где 1 кг потрошеного охлажденного сома стоит 350 ₽.
Свежая клубника в городе даже зимой
Вячеслав Карпов и Евгений Мингалиев — ученые-физики из УрФУ. Они делают вертикальные фермы, на которых можно выращивать зелень, клубнику и овощи круглый год. Свою компанию ученые назвали «Агроаспект Плюс».
Первая ферма состояла из баков, насосов и шести стеллажей по 60 м каждый. Их сделали из горбыля, который обычно пускают на дрова. Клубнику укоренили, а над ней установили светильники с водяным охлаждением и спектром, подходящим для ягод.
Всего на эксперимент предприниматели потратили 200 000 ₽. При этом они не платили денег за аренду и электричество — помещение под ферму бесплатно предоставил друг ученых.
Ферму запустили в октябре 2017 года, а чуть больше чем через два месяца с нее получили первый урожай — 30 кг ягод. Часть урожая продали — хватило, чтобы начать платить владельцу помещения за аренду и электричество, а еще на минимальную зарплату агроному.
Позже урожайность одной фермы удалось увеличить в разы. Для этого Вячеслав и Евгений стали располагать несколько ярусов друг над другом.
После первого успеха о предпринимателях-физиках узнали местные СМИ, а на ферму стали приезжать бизнесмены из других регионов страны — просили сделать для них подобную ферму. Тогда Вячеслав и Евгений поняли, что спрос больше на технологию, чем на ягоды, и сконцентрировались на производстве ферм. Их стали делать с полной автоматизацией полива, освещения и микроклимата.
Стоимость одной коммерческой фермы стартует от 1 000 000 ₽. Их покупают B2B-клиенты из крупных городов России, а также компании из других стран.
В дальнейшем предприниматели планируют не только продавать готовые фермы, но и вернуться к самостоятельному выращиванию ягод, зелени и овощей.
За пшеницей следят со спутников
Ученый-агроном из Башкортостана создал свое дело на выращивании пшеницы, ячменя, гречихи и других культур — компанию «Агроресурс».
Для создания своего аграрного бизнеса Федор Федоров взял в аренду у муниципалитета 300 га земли. На ней он использует трехпольный севооборот: после пшеницы сеет ячмень, после ячменя — гречиху, а после гречихи — снова пшеницу. У пшеницы, ячменя и гречихи разные грибковые болезни и вредители. Такая практика помогает избежать наложения болезней друг на друга и зарастания почвы сорняками.
Для посевной фермер не стал покупать отечественные комбайны, потому что они часто ломаются. Вместо этого приобрел технику иностранных брендов New Holland и John Deere, которую нужно реже ремонтировать. Кроме того, в импортных комбайнах установлены удобные бортовые компьютеры и кондиционеры.
Аграрные бизнес-процессы в компании автоматизированы с помощью платформы Cropwise — это CRM-система, которая помогает проанализировать урожайность и состояние почвы, определить, на какой стадии роста находятся растения, какая будет погода и так далее. Похоже на 1С, только для агронома.
Платформа фиксирует индекс вегетации NDVI — он показывает, как в растениях происходит процесс фотосинтеза. Это позволяет определить, чего в почве недостает, какая нужна подкормка, какой в целом потенциал урожайности у поля. Индекс рассчитывают по снимкам со спутников — растение поглощает и отражает волны света разной длины. Определенный цвет на снимке означает недостаток калия — так агроном понимает, что нужна подкормка с калием.
К весне 2023 года компания получает на растениеводстве оборот до 40 млн в год. Зерно продают, когда оно еще колосится в поле: заключают типовой договор с трейдером, и через три дня от него приезжает машина, чтобы забрать зерно.
Что может помочь агробизнесу масштабироваться и привлекать больше клиентов? Давайте обсудим.