Небольшое интернет-агентство сделало сайт для школы, но оплату по госконтракту не получило. Директор школы сказал, что оплатить пока не может, мол, денег еще нет. Но отсутствие денег у заказчика — не проблема поставщика. В статье разберемся, что делать, если заказчик задерживает оплату по контракту по 44-ФЗ.
Заказчик должен оплатить работы по госконтракту в течение месяца
Срок оплаты по государственным контрактам по 44-ФЗ прописан в законе — семь рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приемке в ЕИС.
Если заказчик не платит в положенный срок, он нарушает закон.
Если заказчик задержал оплату — платит пеню и штраф
Обычно госзаказчики платят вовремя, но сбои бывают: в таких случаях ссылаются на то, что деньги из бюджета еще не поступили.
На самом деле причина не важна. Если заказчик не рассчитался по контракту вовремя, он должен заплатить пени за каждый день просрочки. Ответственного за контракт сотрудника заказчика, например директора, могут оштрафовать на 30 000—50 000 ₽. Также этого работника могут дисквалифицировать — лишить права занимать текущую должность.
Как рассчитать пеню за просрочку
Если деньги по контракту не поступили на счет вовремя, пени начисляют уже со следующего — восьмого — рабочего дня после подписания акта приемки товара, оказания услуг или выполненных работ.
Пени считаются так: сумма долга, умноженная на 0,003 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки. Нужно брать ключевую ставку, которая действует в день уплаты пеней.
ИП поставил постельное белье больнице на 400 000 ₽. Акт приемки подписали 24 ноября 2023 года. Деньги по контракту должны поступить в течение семи рабочих дней, то есть до 5 декабря включительно с учетом четырех выходных.
С 6 декабря уже можно начислять пени.
Заказчик оплатил контракт вместе с пенями на 20 календарных дней позже — 26 декабря. В этот день ключевая ставка ЦБ — 16%.
Пени составят:
400 000 ₽ × 0,003 × 16% × 20 дней = 3840 ₽.
Чтобы заказчик уплатил пеню, ее нужно включить в текст претензии.
- Сумма пеней0 ₽
Направить претензию заказчику
Первый шаг, чтобы добиться оплаты, — отправить заказчику официальную претензию. Унифицированной формы претензии нет, главное — указать в документе ключевые моменты:
- какие пункты контракта нарушил заказчик;
- сумму долга;
- санкции за просрочку;
- реквизиты счета, на который поставщик хочет получить деньги.
Документ должен подписать руководитель компании поставщика, например гендиректор. Если претензию подает ИП, достаточно подписи самого предпринимателя.
Претензию лучше передать лично или отправить по почте — заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае с письмом у вас будет официальное подтверждение, что заказчик получил претензию. Если передаете документ лично, потребуйте расписку в получении. Представитель заказчика может написать ее в свободной форме: кто и что получил, когда, подпись.
Прокуратура может помочь решить вопрос без суда
Если заказчик не отвечает на претензию, но тратить деньги на судебные тяжбы не хочется, можно обратиться в прокуратуру. Прибегать к этому способу не обязательно, но можно сначала попробовать решить вопрос без суда. Однако действует это не всегда, самый надежный способ — все-таки обратиться в суд.
За нарушение сроков оплаты прокуратура может привлечь к административной ответственности сотрудников компании-заказчика: директора или специалиста по закупкам, который подписал контракт.
Жалобу подают в свободной форме. В документе нужно указать свои реквизиты и реквизиты заказчика, который не платит, коротко описать ситуацию, приложить документы, которые подтверждают, что работы или товары были поставлены. Например, акт приемки или товарную накладную. Нужно указать номер закупки и приложить копию контракта с заказчиком.
Есть несколько способов отправить жалобу:
- обычным бумажным письмом на адрес прокуратуры;
- через интернет-приемную на официальном сайте;
- подать ее лично в местном отделении прокуратуры на приеме у прокурора, его заместителя или помощника;
- через портал «Госуслуги».
Если жалобу примут, в течение 30 дней прокуратура проверит все этапы закупки, начиная с выбора поставщика. Если найдут нарушения, закупку признают незаконной.
Еще один вариант — обратиться к уполномоченному по правам предпринимателей в вашем регионе или в регионе заказчика. К примеру, он может попросить прокуратуру быстрее провести проверку. Однако вероятность, что этот способ поможет, невелика. Лучше сразу идти в суд.
Обратиться в суд
Если без суда не получается урегулировать вопрос, нужно подать исковое заявление в арбитражный суд — по месту регистрации ответчика. То есть если поставщик из Ростова-на-Дону, а заказчик — из Краснодара, подавать иск придется в Краснодарский суд.
В иске нужно:
- потребовать погасить долг;
- доказать, что поставщик свои обязательства выполнил, для этого пригодятся подписанные акты приемки.
К иску нужно приложить документы:
- контракт, акты — они покажут, что сделка действительно была;
- претензию и подтверждение, что заказчик ее получил: она поможет доказать, что поставщик пытался решить вопрос мирно.
Суд рассмотрит дело и вынесет решение. Если оно будет в пользу поставщика, у заказчика будет 10 дней на подачу апелляции. Если он не оспорит решение суда, то должен выплатить всю сумму. За этим проследят служебные приставы.
Заказчик просрочил оплату. Суд постановил вернуть долг с пенями
Компания заключила контракты с детской больницей на поставку марли и ваты. Заказчик принял товар, но оплатил поставку частично: у поставщика остались накладные с печатью и подписью представителя заказчика.
Компания поставщика сначала отправила заказчику претензию. Но она не помогла, и поставщик обратился в суд с требованием о взыскании задолженности: 573 843,6 ₽ — за товар и 7841,25 ₽ — пени. Еще поставщик потребовал компенсацию за расходы на адвоката — 40 000 ₽ и госпошлину — 15 434 ₽. Всего 637 118,85 ₽.
Арбитражный суд рассмотрел все доводы поставщика и принял решение в его пользу: заказчик обязан погасить задолженность, пени и частично расходы на адвокатские услуги. В итоге поставщик получил 608 378,85 ₽.
Мы разработали шаблон иска, который вы можете взять за основу, заполнить поля, отмеченные желтым, и направить в суд.
Как проверить добросовестность заказчика
Чтобы не попасть на заказчика, который не платит своим поставщикам, лучше проверить его перед участием в закупке.
Проверить заказчика можно по картотеке арбитражных судов. Если организация заказчика появлялась в судебных делах, это можно узнать на сайте «Электронного правосудия».
В поле «Участник дела» нужно вбить название организации, ее ИНН или ОГРН. Система найдет все дела, где фигурирует этот участник. Посмотрите, из-за чего идет суд. Если заказчик — ответчик по заявлению о невыплате или просрочке оплаты, с ним лучше не сотрудничать. Если же он, наоборот, истец или это дело не связано с выплатами по госзакупкам — ничего страшного, с ним можно работать.
Кроме картотеки арбитражных дел есть еще шесть способов проверить надежность заказчика до участия в его закупке. О них мы рассказали в отдельной статье.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Что делать, если заказчик задерживает оплату по госконтракту
- Чтобы добиться справедливости, сначала направьте претензию заказчику.
- Если на претензию нет ответа, можно обратиться в прокуратуру.
- Если прокуратура не помогла, еще можно попросить помощи у уполномоченного по правам предпринимателей. Это работает, но крайне редко.
- Если ни один способ не сработал, пора обращаться в суд.
А в вашей практике были случаи, когда заказчик надолго задерживает оплату? Как вы решали проблему?