Аналитическая компания NielsenIQ выяснила, почему покупатели в 2022 году выбирают онлайн, как и на что они тратят деньги и на каких вещах готовы сэкономить в первую очередь. Результатами исследования поделилась Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу NielsenIQ, на конференции Tinkoff eCommerce.
В статье собрали самое важное об основных трендах покупательского поведения c перспективой на 2023 год.
Чтобы подробнее узнать о трендах из статьи, рекомендуем посмотреть выступление полностью. Для этого зарегистрируйтесь на сайте конференции — ссылка на запись придет на вашу почту.
Покупатели тщательнее следят за своими расходами и не планируют их увеличивать при улучшении ситуации
С наступлением кризиса поведение покупателей изменилось. Ускорилась инфляция, люди оказались в новой реальности и стали внимательнее относиться к своим расходам.
Есть статьи трат, на которых покупатели готовы экономить в первую очередь — сюда относится покупка новой одежды, развлечения и питание вне дома. Несмотря на экономию, люди все равно продолжат покупать, но будут делать это реже и перейдут на более дешевые бренды.
![На чем экономят россияне](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252F8kG5dkYV-1.png&w=1360&h=935)
Интересно, что еще весной 2022 года покупательское поведение выглядело иначе: люди были готовы в первую очередь отказаться от алкоголя или сократить расходы на его покупку, но не были готовы отказаться от покупки одежды или снизить на нее траты.
Важно понимать, что даже при улучшении экономической ситуации привычка экономить все равно останется. Треть респондентов ответили, что все так же будут сокращать расходы на питание и развлечения вне дома, доставку готовой еды и одежду.
![Какие привычки сохранятся при улучшении экономической ситуации](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FIC98FUR9-2.png&w=1360&h=740)
Такое поведение покупателей скажется на развитии индустрии. Например, FMCG-рынок останется более стабильным по сравнению с другими сферами — люди не готовы полностью отказаться от продовольственных товаров и предметов личной гигиены. Поэтому в этой категории можно увидеть прирост продаж в штуках и рублях. Больше всего сократился авторынок — на 54%. Это связано со сложностью поставок и неготовностью потребителей делать дорогие покупки в нестабильное время.
![Какой рынок останется наиболее стабильным](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FTZV3Bi7z-3.png&w=1360&h=991)
Основные стратегии экономии связаны с ценами и промоакциями. Больше половины покупателей говорят, что будут выбирать магазины-дискаунтеры, а остальные — искать товары по сниженным ценам и покупать только самое необходимое. То есть потребитель будет покупать, например, не три платья на все случаи жизни, а только одно. Но как покупатель категории «Одежда» он все равно останется.
![Покупатели перешли на магазины с более низкими ценами](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FK4dKtkMu-4.png&w=1360&h=1178)
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации
Редакция рекомендует
- Как заставить интернет шуметь о вас: бывший SMM-лид Авиасейлс Рома Бордунов о работе с инфоповодами
- 10 советов, как эффективно продавать в мессенджерах и соцсетях
- Как развивать бизнес без насилия над собой: опыт сооснователя digital-агентства SETTERS Алины Чичиной
- Как получать сверхрезультат с любой командой: рассказывает экс-гендиректор eBay и директор T-Bank Ecommerce
- Упал, очнулся — миллион: громкие разбирательства и способ защититься от штрафов за травмы клиентов
Для людей онлайн — один из каналов продаж, где можно сэкономить
По приросту частоты покупок лидируют два канала — магазины с низкими ценами и онлайн. Интересно, что онлайн потребители воспринимают как более дешевый и выгодный канал, поэтому делают там покупки чаще, чем раньше.
Доля продаж товаров по промоакциям в онлайне растет и достигает 72%. В то время как в обычных магазинах этот показатель равен 51%.
![Доля онлайн-продаж по промо](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252Feopmdd3t-5.png&w=1360&h=955)
Популярность покупок в онлайне можно увидеть в первую очередь на маркетплейсах. Продажи по некоторым категориям товаров на этих площадках растут высокими темпами. Лидеры продаж — продукты питания, домашняя мебель, предметы декора, автотовары.
![Рост продаж на маркетплейсах в первом полугодии 2022 года](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FR4TuFK1D-6.png&w=1360&h=976)
При этом три самых сильных бренда в онлайне, которые покупатели готовы рекомендовать, — Ozon, Wildberries, СберМаркет. Важным фактором при выборе становится скорость доставки.
![Индекс капитала марки у маркетплейсов](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252Fmy6W3bws-7.png&w=1360&h=793)
Есть и другие причины, почему потребители предпочитают онлайн офлайну. Например, возможность покупать товары, не выходя из дома, экономия времени, широкий ассортимент товаров.
![Основные факторы покупок в онлайне](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252Fvp7xCPF0-8.png&w=1360&h=892)
Доля покупок в онлайне растет также за счет желания людей пробовать новинки, которых в офлайне меньше или нет совсем. Например, 40% потребителей любят пробовать новинки, а 29% — целенаправленно их тестируют.
![Отношение покупателей к покупкам в онлайне](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2022%252F12%252FAhOe2bPP-9.png&w=1360&h=615)
Что в итоге
- С наступлением кризиса поведение потребителей изменилось. Люди стали больше экономить, но все равно не отказываются от покупок.
- Покупатели стали тщательнее следить за своими расходами, поэтому делают покупки в дискаунтерах или онлайне.
- Три главных драйвера, почему люди идут за покупками в онлайн: не нужно выходить из дома, в онлайне покупать быстрее, в онлайне дешевле.
- Доля промоакций в онлайне в августе — сентябре составила 72%, это рекорд.
- Три самых сильных бренда в онлайне, по мнению покупателей, — Ozon, Wildberries, СберМаркет. Важный фактор при выборе онлайн-ретейлера — быстрая доставка.
Очень полезная статья! Спасибо.