Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Тренды покупательского поведения в онлайне


Аналитическая компания NielsenIQ выяснила, почему покупатели в 2022 году выбирают онлайн, как и на что они тратят деньги и на каких вещах готовы сэкономить в первую очередь. Результатами исследования поделилась Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу NielsenIQ, на конференции Tinkoff eCommerce.

В статье собрали самое важное об основных трендах покупательского поведения c перспективой на 2023 год.

Чтобы подробнее узнать о трендах из статьи, рекомендуем посмотреть выступление полностью. Для этого зарегистрируйтесь на сайте конференции — ссылка на запись придет на вашу почту.

Покупатели тщательнее следят за своими расходами и не планируют их увеличивать при улучшении ситуации

С наступлением кризиса поведение покупателей изменилось. Ускорилась инфляция, люди оказались в новой реальности и стали внимательнее относиться к своим расходам.

Есть статьи трат, на которых покупатели готовы экономить в первую очередь — сюда относится покупка новой одежды, развлечения и питание вне дома. Несмотря на экономию, люди все равно продолжат покупать, но будут делать это реже и перейдут на более дешевые бренды.

На чем экономят россияне
На чем экономят россияне

Больше всего потребители готовы экономить на покупке новой одежды, меньше всего — на алкоголе

Больше всего потребители готовы экономить на покупке новой одежды, меньше всего — на алкоголе

Интересно, что еще весной 2022 года покупательское поведение выглядело иначе: люди были готовы в первую очередь отказаться от алкоголя или сократить расходы на его покупку, но не были готовы отказаться от покупки одежды или снизить на нее траты.

Важно понимать, что даже при улучшении экономической ситуации привычка экономить все равно останется. Треть респондентов ответили, что все так же будут сокращать расходы на питание и развлечения вне дома, доставку готовой еды и одежду.

Какие привычки сохранятся при улучшении экономической ситуации
Какие привычки сохранятся при улучшении экономической ситуации

При улучшении экономической ситуации у людей все равно останется привычка экономить

При улучшении экономической ситуации у людей все равно останется привычка экономить

Такое поведение покупателей скажется на развитии индустрии. Например, FMCG-рынок останется более стабильным по сравнению с другими сферами — люди не готовы полностью отказаться от продовольственных товаров и предметов личной гигиены. Поэтому в этой категории можно увидеть прирост продаж в штуках и рублях. Больше всего сократился авторынок — на 54%. Это связано со сложностью поставок и неготовностью потребителей делать дорогие покупки в нестабильное время.

Какой рынок останется наиболее стабильным
Какой рынок останется наиболее стабильным

Несмотря на то, что некоторые категории товаров показывают падение в штуках, в рублях они все равно растут. Это связано с инфляцией. Но есть категории, у которых динамика продаж падает и в штуках, и в рублях — это авторынок и одежда

Несмотря на то, что некоторые категории товаров показывают падение в штуках, в рублях они все равно растут. Это связано с инфляцией. Но есть категории, у которых динамика продаж падает и в штуках, и в рублях — это авторынок и одежда

Основные стратегии экономии связаны с ценами и промоакциями. Больше половины покупателей говорят, что будут выбирать магазины-дискаунтеры, а остальные — искать товары по сниженным ценам и покупать только самое необходимое. То есть потребитель будет покупать, например, не три платья на все случаи жизни, а только одно. Но как покупатель категории «Одежда» он все равно останется.

Покупатели перешли на магазины с более низкими ценами
Покупатели перешли на магазины с более низкими ценами

Потребители не перестали покупать. Они переключились на магазины с низкими ценами или покупают только самое необходимое

Потребители не перестали покупать. Они переключились на магазины с низкими ценами или покупают только самое необходимое
Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста

Для людей онлайн — один из каналов продаж, где можно сэкономить

По приросту частоты покупок лидируют два канала — магазины с низкими ценами и онлайн. Интересно, что онлайн потребители воспринимают как более дешевый и выгодный канал, поэтому делают там покупки чаще, чем раньше.

Доля продаж товаров по промоакциям в онлайне растет и достигает 72%. В то время как в обычных магазинах этот показатель равен 51%.

Доля онлайн-продаж по промо
Доля онлайн-продаж по промо

Доля промопродаж в категории FMCG в онлайне на 19% выше, чем в офлайне. Это значит, что в сети чаще покупают товары по акции, чем в офлайне

Доля промопродаж в категории FMCG в онлайне на 19% выше, чем в офлайне. Это значит, что в сети чаще покупают товары по акции, чем в офлайне

Популярность покупок в онлайне можно увидеть в первую очередь на маркетплейсах. Продажи по некоторым категориям товаров на этих площадках растут высокими темпами. Лидеры продаж — продукты питания, домашняя мебель, предметы декора, автотовары.

Рост продаж на маркетплейсах в первом полугодии 2022 года
Рост продаж на маркетплейсах в первом полугодии 2022 года

Так выросли продажи на маркетплейсах в первом полугодии 2022 года в сравнении с тем же периодом 2021 года. Активнее всего покупают продукты питания, мебель и декор, автотовары — у этих категорий продажи выросли в 2—3 раза

Так выросли продажи на маркетплейсах в первом полугодии 2022 года в сравнении с тем же периодом 2021 года. Активнее всего покупают продукты питания, мебель и декор, автотовары — у этих категорий продажи выросли в 2—3 раза

При этом три самых сильных бренда в онлайне, которые покупатели готовы рекомендовать, — Ozon, Wildberries, СберМаркет. Важным фактором при выборе становится скорость доставки.

Индекс капитала марки у маркетплейсов
Индекс капитала марки у маркетплейсов

Больше всего покупатели готовы рекомендовать Ozon и Wildberries

Больше всего покупатели готовы рекомендовать Ozon и Wildberries

Есть и другие причины, почему потребители предпочитают онлайн офлайну. Например, возможность покупать товары, не выходя из дома, экономия времени, широкий ассортимент товаров.

Основные факторы покупок в онлайне
Основные факторы покупок в онлайне

Основные факторы покупок в онлайне — удобство, простота, скидки и широкий ассортимент

Основные факторы покупок в онлайне — удобство, простота, скидки и широкий ассортимент

Доля покупок в онлайне растет также за счет желания людей пробовать новинки, которых в офлайне меньше или нет совсем. Например, 40% потребителей любят пробовать новинки, а 29% — целенаправленно их тестируют.

Отношение покупателей к покупкам в онлайне
Отношение покупателей к покупкам в онлайне

Новинки в онлайне — важный фактор роста. Они привлекают людей, как и выгодные цены на товары

Новинки в онлайне — важный фактор роста. Они привлекают людей, как и выгодные цены на товары

Что в итоге

  1. С наступлением кризиса поведение потребителей изменилось. Люди стали больше экономить, но все равно не отказываются от покупок.
  2. Покупатели стали тщательнее следить за своими расходами, поэтому делают покупки в дискаунтерах или онлайне.
  3. Три главных драйвера, почему люди идут за покупками в онлайн: не нужно выходить из дома, в онлайне покупать быстрее, в онлайне дешевле.
  4. Доля промоакций в онлайне в августе — сентябре составила 72%, это рекорд.
  5. Три самых сильных бренда в онлайне, по мнению покупателей, — Ozon, Wildberries, СберМаркет. Важный фактор при выборе онлайн-ретейлера — быстрая доставка.
Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

  • Бесплатно зарегистрируем бизнес и откроем счет
  • Обучим работе с разными площадками
  • Доведем с нуля до первых продаж
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Яна Сонина
Яна Сонина

Как изменились ваши онлайн-продажи? Делитесь опытом в комментариях.

Лика Владанец

Очень полезная статья! Спасибо.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации