Аналитики Ромир изучили, какие страхи удерживают потребителей от покупок и в каких нишах ждать рост спроса. В основе исследования — данные потребительской панели Ромир о покупках более 40 000 россиян.
В статье Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами в Ромир, расскажет об основных трендах и прогнозах потребительской активности на ближайшие месяцы.
Чтобы подробнее узнать о трендах из статьи, рекомендуем посмотреть запись вебинара. На нем Анастасия Сидорина показывает тенденции, а серийный предприниматель Максим Спиридонов объясняет, как использовать данные для развития бизнеса.
Индекс потребительской уверенности растет, но режим экономии сохраняется
Индекс потребительской уверенности показывает, насколько россияне чувствуют стабильность в текущей экономической ситуации и в своем материальном благосостоянии. Важно понимать, что это эмоциональная оценка покупателями текущей ситуации. Индекс дает представление скорее о настроении аудитории, чем о фактических действиях покупателей.
На июнь 2022 года индекс потребительской уверенности отрицательный. Это значит, что россияне чувствуют себя неспокойно. По собственным оценкам россиян, большинство ожидает ухудшения экономической обстановки, и потому люди по-прежнему будут находиться в режиме экономии.
Опрос показывает, что россияне продолжат рациональнее подходить к распределению своих трат, поэтому рассчитывать на спонтанные покупки не приходится.
Однако с мая динамика постепенно улучшается. На графике видно, что покупатель более оптимистично смотрит на происходящие в экономике события. Это значит, что происходит адаптация. Люди не могут постоянно находиться в стрессе, постепенно они привыкают к ситуации, в которой оказались, и возвращаются к привычному поведению.
Покупки помогают потребителям оградиться от стресса
В рамках исследования мы спросили покупателей, что помогает им бороться с переживаниями. Самые популярные способы — нефинансовые, они не требуют затрат. К примеру, прогулки, встречи с друзьями и близкими. Интересно, что эти способы взаимоподдержки приобрели популярность еще в 2020 году, в пандемию.
При этом есть большое количество антистрессовых практик, которые связаны с расходами. В основном это покупка товаров и услуг, которые направлены на отдых и заботу о себе: вкусная еда, витамины, спорт, шопинг, услуги психолога.
«Каждую из этих сфер можно монетизировать. Если мы берем прогулки, то бизнес может обратить внимание на продажу атрибутов для прогулки. Речь не только о товарах, например о палках для ходьбы или удобной обуви. Можно развивать инфраструктурные возможности: проводить прогулки в виде квестов или экскурсий. То же касается остальных сфер».
Максим Спиридонов
Серийный технологический предприниматель и инвестор
Каждая категория трат — определенная ниша и возможность для бизнеса. Похожая ситуация была в пандемию, к примеру, со спортинвентарем — тогда мы зафиксировали всплеск спроса россиян на фитнес. Люди скупали одежду, коврики, гантели, чтобы заниматься спортом дома. Одновременно выросло количество платных онлайн-программ для домашних тренировок.
Люди сокращают траты на крупные товары и товары повседневного спроса
В первую очередь потребители отказываются от крупных покупок: автомобилей, недвижимости, крупной бытовой техники.
Однако экономить на больших покупках могут немногие. Люди нечасто покупают квартиры или машины. К примеру, 45% опрошенных тратят больше половины своего годового бюджета на еду. Поэтому в 2022 году будут включаться другие стратегии сокращения расходов, в том числе в категории повседневных покупок. Люди будут искать способы сэкономить, но при этом сохранить привычное качество товаров и услуг.
Возьмем категорию бытовой химии. Здесь покупатель может перейти на более дешевые бренды. Раньше он покупал стиральный порошок за 400 ₽, теперь присмотрится к похожему товару за 300 ₽.
Что это значит для бизнеса
Потребитель формирует вызовы для бизнесы. С конца весны мы видим в поведении покупателей потребность в сокращении расходов и рациональном потреблении. Но есть категории товаров и услуг, на которых люди не готовы экономить. Несмотря на то, что покупатели стараются тратить меньше денег, возможности для роста бизнеса есть.
Исходя из исследования потребительской активности, мы выделяем три тренда, где стоит ожидать развития бизнеса:
- Рост доли магазинов с дешевыми товарами.
- Развитие собственных торговых марок.
- Усиление онлайн-торговли.
На вебинаре «Бизнес в кризис» эксперты подробно объясняют актуальные тренды и дают рекомендации для бизнеса — как использовать текущую ситуацию для старта своего дела. Чтобы посмотреть запись вебинара, переходите по ссылке справа.