Когда покупатель приходит в цветочный, вполне вероятно, что ему захочется купить не только цветы. Если букет в подарок, к нему можно добавить открытку или приятный сюрприз. Если цветы для украшения дома, можно купить что-то для уюта, например вазу или свечи.
Рассказываем, что еще цветочный магазин может предложить покупателям.
При расширении ассортимента товаров и услуг обновите коды ОКВЭД
Если при регистрации бизнеса вы выбирали только коды ОКВЭД для цветочного, для продажи новых товаров и услуг выберите и добавьте подходящие коды. Это поможет избежать лишнего интереса со стороны налоговой.
Сопутствующие товары для цветочного магазина
Сопутствующие товары, которые можно продавать в цветочном, обычно связаны с праздниками и интерьером.
Вот как можно расширить ассортимент цветочного магазина:
- дополнения к букету;
- сувениры;
- воздушные шары;
- товары для интерьера;
- горшечные растения и товары для ухода за ними;
- косметика и ароматы для дома;
- подарки-впечатления.
Дополнения к букету. Это детали, которые добавляют к цветам как часть композиции, например карточки или топперы. Карточки можно подписать и вложить в букет. Топпер — декоративный элемент на длинной палочке, его легко закрепить в букете. Это может быть табличка, деревянная птичка, сердце или объемные буквы.
Сувениры. Все, что может быть знаком внимания, — плюшевые игрушки, броши или необычные открытки с иллюстрациями.
Обычно клиенты легче решаются купить сувенир, если он дешевле цветов. Дорогие подарки выбирают заранее, а не вместе с букетом. Хорошо, если сувениры будут в разных ценовых категориях, чтобы флорист мог предложить вариант к букетам разной стоимости.
«К букету за 1000 ₽ можно предложить открытку за 100 ₽, а к букету за 3000 ₽ — статуэтку за 500 ₽. Но не стоит предлагать к букету за 1000 ₽ плюшевую игрушку за 3000 ₽, это может быть неприятно клиенту.
Лучше выбирать хорошо сделанные, оригинальные и трогательные подарки. Однотипные дешевые сувениры уже давно не покупают, их даже дарить неловко».
Юля Шитикова
Руководитель цветочной мастерской DOM des FLEUR
Недорогие сувениры и дополнения к букету можно разместить в прикассовой зоне, как в продуктовых магазинах выкладывают шоколадные батончики, — ее называют горячей зоной дополнительных продаж. Пока клиент ждет, чтобы флорист оформил покупку, он может присмотреть что-то еще.
Воздушные шары. Клиенты часто спрашивают про шары, когда покупают букет на день рождения или выписку из роддома. Кроме латексных и фольгированных шаров разных цветов и дизайнов понадобится еще и баллон с гелием.
«Одно время мы продавали шары, но цены на баллоны с гелием стали расти, и мы отказались от этого направления.
Если решите продавать шары, рекомендую тщательно выбирать поставщика. К сожалению, у нас шары часто приходили с браком».
Юля Шитикова
Руководитель цветочной мастерской DOM des FLEUR
Товары для интерьера. Обычно они тоже продаются на оптовых цветочных базах. Не обязательно выделять целые стеллажи для декора и заказывать большие поставки, можно начать с нескольких предметов в каждой категории.
Что подойдет:
- свечи и подсвечники;
- корзинки;
- вазы.
Важно, чтобы это был стильный декор, из качественных материалов. Если такие же вазы продаются в соседнем супермаркете, вряд их будут воспринимать как подарок.
Горшечные растения и товары для ухода за ними. Желательно, чтобы они тоже были стильными и аккуратными.
Что можно продавать:
- горшки с цветами и без;
- кашпо;
- грунт;
- дренаж;
- лейки;
- опрыскиватели;
- инструменты для ухода, например мини-лопатки или рыхлители.
«У меня в магазине растения часто умирали вскоре после того, как приезжали от поставщика. Не уверена, что за ними хорошо ухаживали на базах. Обычно растения, которые я покупаю с рук, живут дольше.
Я не хотела вредить репутации своего магазина растениями, которые быстро погибают у клиента, поэтому сейчас оставила товары для ухода, а сами цветы в горшках больше не продаю».
Юля Шитикова
Руководитель цветочной мастерской DOM des FLEUR
Если площадь магазина позволяет, можно организовать стол или стеллаж для обмена комнатными растениями. Клиенты смогут принести свой цветок или росток и бесплатно забрать новый — как буккроссинг, только с цветами. К тому же, раз клиент уже пришел в магазин, чтобы обменяться растениями, высока вероятность, что он что-то купит.
Косметика и ароматы для дома. Красивое мыло или саше станут универсальным дополнением к подарку. Например, покупательница вряд ли станет дарить коллеге вместе с букетом мягкую игрушку, а вот набор мыла ручной работы отлично подойдет.
А если человеку нравятся запахи в цветочном, ему захочется купить средство с приятным ароматом, который будет долго наполнять его дом.
Что можно продавать:
- мыло ручной работы;
- гели для душа;
- скрабы;
- соль для ванн;
- бомбочки для ванн;
- диффузоры;
- саше.
Подарки-впечатления. Можно найти партнеров и продавать сертификаты на «впечатления». Это может быть прогулка на лошадях, полет на воздушном шаре, билеты на дегустацию или авторскую экскурсию по городу. Такие товары не занимают много места в магазине, это просто стопочка красивых конвертов.
«Чтобы продавать сертификаты, обычно их нужно сначала купить. Я не рискую так делать — сложно предположить, окупится это или нет. Но есть лайфхак: можно договориться со знакомыми предпринимателями и взять сертификаты на реализацию. Например, подруга дает мне сертификаты на фотосъемку, чтобы я предлагала их у себя в магазине. Если что-то купили, я рассчитываюсь с подругой».
Юля Шитикова
Руководитель цветочной мастерской DOM des FLEUR
Это не полный список сопутствующих товаров — если владелец цветочного встретит что-то эстетичное и близкое по стилю к его магазину, это можно попробовать продавать небольшими партиями, например кружки, блокноты или украшения.
Услуги, которые может предложить цветочный магазин
У флористов развит художественный вкус, и они умеют делать тонкую ручную работу. Эти навыки можно использовать, чтобы создавать для клиентов не только букеты, но и что-то красивое в других сферах.
Что из услуг можно предлагать в цветочном:
- упаковка подарков;
- творческие мастер-классы;
- оформление отелей и кафе.
Упаковка подарков. Это отличный вариант, чтобы сократить расходы магазина и еще и на этом заработать — на старте для упаковки подарков можно использовать ту же бумагу и ленты, что и для букетов.
В ход пойдут остатки растений, которые иначе пришлось бы просто выбросить. Например, отломившиеся бутоны можно засушить, сделать из них бутоньерку и потом прикрепить ее на коробку с подарком. А остатки бумаги можно пропустить через шредер и использовать как наполнитель, чтобы подарок плотно лежал в коробке.
«Флористу бывает достаточно посмотреть несколько обучающих роликов и потренироваться, чтобы освоить упаковку подарков.
Перед праздниками, например накануне Нового года, мы ставим отдельный стол для упаковки подарков. На необычную упаковку уходит довольно много времени. Чтобы не ждать, клиенты оставляют все, что нужно упаковать, и забирают, когда им будет удобнее».
Юля Шитикова
Руководитель цветочной мастерской DOM des FLEUR
Мастер-классы. Можно проводить платные творческие занятия, например мастерить что-то для интерьера. Здесь как раз пригодится и умение собирать букеты, и умение упаковывать подарки.
Если место в магазине позволяет или есть второй зал, можно проводить мастер-классы прямо в цветочном. Если это неудобно, можно поискать другое место — во многих городах есть помещения, которые сдают для творческих мероприятий. Можно поспрашивать в местных кафе, бывает, что можно просто зарезервировать большой стол и провести мастер-класс бесплатно.
Выгодно и просто выбирать для мероприятий сезонные темы. Люди сами ищут такие мастер-классы. К примеру:
- весной — собирать композиции с искусственными гнездами и пасхальные украшения;
- летом — плести венки из полевых цветов;
- осенью — изготавливать композиции в тыкве и букеты из ягод и сухоцветов;
- зимой — делать новогодние игрушки и рождественские венки.
Оформление отелей и кафе. Таким местам часто нужно сезонное оформление, например нарядить елку в фойе, поставить небольшие композиции в номера или на столики.
Можно подготовить коммерческое предложение с идеями и примерами своих работ и рассылать его в отели и рестораны или самому прийти и предложить свои услуги.
«Первый такой заказ для отеля мы сделали по бартеру. Украсили фойе на Новый год, а нам за это подарили сертификаты на проживание в отеле и на процедуры в местном спа.
Заказчикам понравился результат, и дальше мы уже стали работать по прайсу и с этим отелем, и с новыми клиентами».
Юля Шитикова
Руководитель цветочной мастерской DOM des FLEUR
Какая идея заработка понравилась больше всего? Планируете использовать ее в цветочном бизнесе?