В 2007 году студенту и начинающему программисту Антону Макарову предложили сделать сайт-витрину мебельного производства. Он разработал страницу и занялся ее технической поддержкой. Вскоре на сайт стали активно приходить из поисковиков, и он начал приносить больше клиентов, чем офлайн-реклама. Тогда Антон понял, что онлайн-магазин может быть полноценным бизнесом. Так появился сайт Good-Mebel, который Макаров вместе с бизнес-партнером развивал следующие 8 лет.
В 2014 году Антон параллельно запустил собственный проект divan.ru. Ему хотелось начать все сначала, но уже с позиции опытного предпринимателя, у которого есть свой взгляд на то, как должна выглядеть мебельная индустрия.
Спустя 10 лет divan.ru — один из крупнейших игроков на российском мебельном рынке с магазинами и производствами не только в России, но и в ближнем зарубежье. В последние годы группа компаний последовательно растет: в 2022 году выручка российской части бизнеса составила 4,4 млрд рублей, в 2023-м — 6,2 млрд, прогноз на 2024 год — 10 млрд рублей.
В интервью Бизнес-секретам Антон Макаров рассказал, какая специфика у мебельного бизнеса в России и чего индустрии ожидать от 2025 года.
Коротко о бизнесе Антона Макарова
В следующем году показатель роста для нас не будет иметь никакого значения
За последние два года компания divan.ru показала колоссальный рост. С какими ощущениями вы встречаете 2025 год? Есть ли у вас страх, что не получится сохранить такие же темпы развития?
Мы ждем сложного года. Страхи, конечно, есть. В первую очередь они связаны с тем, что вслед за падением рынка недвижимости потребление мебели будет сильно снижаться. Индустрия будет испытывать давление, в том числе со стороны маркетплейсов, которые пока еще могут себе позволить наращивать присутствие на мебельном рынке. Конкуренция будет увеличиваться, расходы будут сильно расти. Поэтому уже сейчас мы приняли стратегию, согласно которой для нас в следующем году показатель роста не будет иметь никакого значения. Важна эффективность работы — как в денежном выражении, так и в клиентском опыте. То есть важно повышать наш NPS и EBITDA — это основные фокусы. А темпы роста год к году уходят на более низкие строчки в списке наших приоритетов.
Тем не менее в России все еще строится много жилья, и есть ощущение, что застройщики не сильно боятся, что квартиры никто не будет покупать. Или я ошибаюсь?
Вы ошибаетесь. Застройщики не то что не боятся — у них есть запас прочности. В то же время количество сделок по продажам квартир в сентябре составило всего половину от предыдущих месяцев. Я не знаю, какой бизнес спокойно переживает падение выручки вдвое. Если у меня настолько упадет выручка, это будет другая компания, с другим количеством людей, другими фабриками и так далее. Нам бы этого не хотелось, поэтому мы предпринимаем действия по минимизации зависимости от таких рисков и контролю за расходами.
Расскажите, какие точки роста вы видите для своей компании в следующем году?
2024 и 2025 годы — это сложный период. Для больших мебельных компаний основной фокус сейчас на операционной эффективности и ее повышении: начиная от выпуска мебели и заканчивая продажами.
Как я уже сказал, рынок потребления товаров долгого пользования с большим и средним чеком сейчас не самый растущий. Недвижка упала где-то на 50% — соответственно, переездов в новые квартиры будет меньше. Поэтому рынок мебели точно не будет расти и точно нужно будет искать, как завоевывать сердца потребителей в текущем состоянии. И делать это максимально эффективно, исходя из своих ресурсов.
Наши точки роста как бизнеса — это в первую очередь все партнерские направления. Дизайнеры и архитекторы у нас в последние годы росли иксами. Сейчас оборот от сотрудничества с ними составляет уже треть бизнеса компании.
Вторая точка роста — филиальная сеть сотрудничества по модели франчайзинга. У нас уже порядка 30 партнеров, это успешные, интересные предприниматели, которых мы тщательно отбирали и продолжаем отбирать.
Запустить мебельное производство можно на 70 000 ₽
В чем специфика мебельного бизнеса?
Первое и, наверное, самое важное: если говорить о мягкой мебели, то это кустарный труд, ручной труд. Неважно, итальянский это диван, немецкий, китайский или российский. Он все равно предполагает очень много ручного труда. А как мы знаем, с ручным трудом в нашей стране сложности.
С его качеством или недостатком?
Теперь еще и со вторым. Но и качество предполагает долгое построение процессов. Ты не можешь просто нанять команду и ожидать, что она сразу начнет делать продукт должного качества. Скорее всего, сначала он будет не очень хорош. Потом, когда команда сработается, качество повысится. Повышать качество и снижать себестоимость — это и будет твоей главной задачей.
Специфика рынка еще и в том, что он неконсолидированный, нецивилизованный. Из-за высокой степени фрагментации на рынке пока нет стандартов и прозрачности. Вхождение в мебельный рынок, как и в стройку, не требует большого количества денег. Можно, имея 70—100—200 тысяч рублей, запустить мебельное производство. Не обязательно покупать инструмент раскроя плиты — можно начать хоть с лобзика. Кромкооблицовочный станок за 100—200 тысяч евро на первых порах можно заменить утюгом или феном, а в качестве инструмента сверления использовать шуруповерт. Соответственно, вот минимальный бизнес-план стартапа: раскроечный станок б/у за 70 тысяч рублей, утюг и шуруповерт. Найдешь пять человек — и уже можешь делать шкафы-купе на заказ, чтобы продавать их своим соседям или знакомым.
Что еще можно сказать про сложности? Мебель — всегда габаритный продукт. Это дорогая логистика: если ты производишь диваны, как и мы, в городе Владимире, доставить их в город Владивосток по деньгам выйдет минимум столько же, сколько стоит сам диван.
«Ключевое отличие divan.ru в том, что мы родились в интернете»
Компаний, которые продают и производят мебель, много. Расскажите, чем отличается от них divan.ru?
Мы называем себя компанией новой мебельной волны. Ключевое отличие divan.ru в том, что мы родились в интернете, мы появились как онлайн-бизнес и только в процессе стали бизнесом омниканальным и вертикально интегрированным. Есть такой термин — digital native vertical brand, или цифровой вертикальный бренд. К ним относят бизнесы, которые изначально появились в интернете, а затем частично перенеслись в офлайн, обрели физические локации. Плюс ко всему такие бизнесы не имеют посредников: они сами разрабатывают продукты, заказывают их производствам и продают тоже самостоятельно.
Наверное, мы как раз подходим под определение цифрового вертикального бренда. По мышлению мы больше продавцы, чем производители, при этом 80% продуктов, которые мы продаем, мы делаем на собственных производственных площадках и только порядка 20% размещаем у партнеров.
Если говорить о позиционировании, то нам всегда хотелось отличаться. Мы сами видим мебель по-другому и хотим, чтобы нас видели по-другому. Поэтому мы стараемся выделиться в первую очередь продуктом. И продукт для нас — не только условная единица мебели: диван, шкаф или стул. Это и шоурумы, которые вообще не похожи на классические розничные магазины мебели, и наш сайт, получивший множество наград, и будущее мобильное приложение, MVP которого мы сейчас готовим к релизу. Ну и, конечно, сама мебель, которая отличается, во-первых, дизайном, во-вторых, возможностью настроить ее под себя.
Но ведь другие мебельные компании тоже предлагают кастомизацию: например, возможность выбрать серию, размер, цвет…
Это все-таки не кастомизация, а вариативность. Ты можешь выбрать серый, черно-белый или древесный цвет шкафа. Двуспальная кровать может быть шириной 140, 160 или 180 сантиметров. А если обратиться к продуктам divan.ru, то для мягкой мебели можно выбрать один из более чем 50 вариантов обивки, цвет ткани, цвет опор, в некоторых случаях — наполнитель и фурнитуру. Это вопрос глубины. И мы даем возможность параметризовать большинство наших товаров и предлагать их широкой аудитории по цене чуть дороже серийного производства.
Такую опцию можно найти у небольших производителей мебели на заказ, но в случае с ними, как правило, чем выше вариативность, тем больше стоимость и срок работы.
У нас были большие амбиции изменить рынок
В 2014 году мало кто продавал мебель через интернет. Каково вам было выходить на еще не сформированный рынок с товаром, с которым покупателям важно повзаимодействовать, прежде чем купить?
Это приятно вспоминать, особенно в контексте того, что это был не первый мой мебельный бизнес в онлайне. divan.ru — это такая версия 2.0, где я учел все ошибки создания бренда и продукта.
Вы спрашивали, чем мы отличаемся от остальных. Так вот, предыдущий бизнес тоже был интернет-магазином мебели, но ответа на вопрос «чем мы отличаемся?» у меня не было. Ответ не был заложен ни в продукте, ни в бренде, ни в платформе — нигде.
Создавая divan.ru, я уже понимал, что рынок онлайн-мебели постепенно формируется, спрос на нее существует и будет расти. Тогда это был голубой океан. Вход был довольно комфортным, интересным, у меня и моей команды были большие амбиции изменить этот рынок, что у нас, можно сказать, получилось. Не то что радикально изменить, но задать какие-то тренды.
Какие, например?
На мой взгляд, мы задали тренд в оформлении онлайн-витрины. Очень много компаний, включая крупнейшие, ориентировались и продолжают посматривать на то, что и как мы делаем.
«Сайты были похожи один на другой, и складывалось впечатление, будто их веб-дизайнеры — большие поклонники московского клуба „Спартак“»
Веб-дизайн и в целом эстетика сайтостроения развиваются в рамках определенных тенденций. Когда мы формировали интернет-магазин, у многих компаний он был довольно базовый и шаблонный: белый фон, красные акценты на скидках и промо. Сайты были похожи один на другой, и складывалось впечатление, будто их веб-дизайнеры — большие поклонники московского клуба «Спартак».
Мы не хотели делать как все, поэтому обратились к довольно креативной команде — агентству «Супрематика». Они не занимались классическими интернет-магазинами, зато делали громкие проекты в брендинге. В итоге у нас получилось что-то, что сильно отличалось от рынка. Например, на тот момент у всех меню было наверху страницы — мы сделали меню сбоку, выезжающее, с картинками. Вместо 3D-моделей низкого качества поставили на сайт фотографии в высоком разрешении. Сделали акцент на контент, в частности на UGC. Сейчас эти идеи кажутся базовыми, но тогда были прорывными.
Помню, что тогда веб-аналитики и интернет-маркетологи говорили: «Нет, это слишком красиво, это ближе к фешен, чем к e-com. Конверсия будет низкая, и вы впустую потратите деньги, вложенные в перформанс-маркетинг». Но когда мы релизили сайт, получили кучу разных наград за бренд, айдентику и веб-дизайн. Покупатель тоже проголосовал рублем.
Тем не менее вы все-таки стали открывать шоурумы. Когда это случилось и почему?
На следующий год после запуска сайта, в феврале-марте 2015 года. Почему? Потому что, так или иначе, мебель — это продукт, который хочется испытать. Проконсультироваться более детально. Почувствовать текстуру ткани, мягкость. И это в принципе дорогая, значимая покупка, продукт кустарного производства — не в плохом смысле этого слова, а в значении «сделанный руками человека». Когда покупаешь холодильник, он всегда одинаковый. Когда покупаешь диван, он может быть сделан разными людьми, это всегда хендмейд. И эти особенности лучше увидеть своими глазами.
Это изначально было заложено в модели, которая создавалась по европейским референсам: Sofa.com, Made.com, Home24.de. Ориентируясь на них, мы открыли свой первый шоурум, если не ошибаюсь, на Проспекте Мира в Москве.
Какую долю оборота сейчас занимает офлайн-направление, какую — онлайн?
Делить по направлениям сложно. Если говорить о структуре заказа — порядка 65% наших клиентов B2B и B2C оформляются в онлайне, через корзину и немного через колл-центр. Все остальное оформляется в офлайне.
Если говорить о структуре самих продаж, порядка трети привлекает онлайн, треть — офлайн, и треть — это партнерское и B2B-направление. Сюда входят архитекторы, дизайнеры, блогеры, застройщики.
Наши партнеры могут продавать товары divan.ru в том числе и на маркетплейсах
Когда у предпринимателя может возникнуть мысль развивать не свои точки, а запустить франшизу? Как это было у вас?
Мы — классический, пусть и не совсем традиционный ретейл-бизнес с большой долей онлайна. Модель вроде бы изначально предполагала франшизу, но первое время мы вообще не занимались этим направлением. Потом на горизонте появились интересные предприниматели из Тольятти. На тот момент у них был свой мебельный бизнес, причем немаленький: они делали кухни. Им захотелось чего-то комплементарного: у них покупают кухни, а потенциально могут купить что-то еще. Мы съездили в Тольятти, все оценили и ударили по рукам. К тому же было понятно, что до Тольятти мы дошли бы еще нескоро.
Сами ребята развивали свой бренд по франчайзинговой модели, притом довольно успешно. В итоге мы решили, что мы научим их продавать диваны и другую мебель, не связанную с кухнями, а они будут обучать нас работе с партнерами.
Какое-то время мы вкладывались в это направление по остаточному принципу. Но потом нам стали попадаться такие же заинтересованные люди, как в Тольятти. Было видно, что они настроены серьезно, имеют какой-то опыт, готовы работать и включаться в процессы самостоятельно. Это очень важно: тот же Федор Овчинников и своих первых партнеров, и нынешних франчайзи до сих пор прогоняет через кухню, чтобы человек погрузился в процессы.
Сколько у вас сейчас партнеров?
У нас сейчас порядка 30 партнеров, и им уже нельзя не уделять внимания. На этом направлении нужно сфокусироваться, чтобы всем было комфортно, выгодно и удобно. Чтобы мы их слышали, и чтобы они нас слышали. Чтобы это не превращалось в разброд и шатания. Поэтому для нас это фокус и точка роста в 2025 году.
Звучит так, будто у вас был неудачный опыт с франчайзи.
Да. Был опыт, не буду называть город. Начиналось все классно и успешно, но человек мог себе позволить пропасть на три дня или неделю, просто закрыв магазин на замок. А потом появлялся, вовлекался — и точка снова показывала рост, но франчайзи вскоре опять исчезал. Предупреждения и обсуждения не работали — мы вынуждены были забрать партнерство и в дальнейшем закрыть регион, потому что удаленно не смогли выйти на нужные показатели.
«Локальный бизнесмен всегда понимает, на каком билборде лучше купить рекламу»
Личная вовлеченность имеет большую ценность. Такая вот особенность: с одной стороны, локальный бизнесмен всегда понимает, на каком билборде лучше купить рекламу, где открыть точку, а где — не надо. С другой стороны, личные проблемы и сложности предпринимателей сопряжены с большими рисками для бизнеса.
Что у вас сейчас в приоритете: открытие собственных точек или развитие франшизы?
Это происходит параллельно, мы стараемся поймать баланс. В своих точках повышаем эффективность, меняем концепции и так далее. В партнерских точках, которых в этом и следующем году открывается больше, чем наших, выстраиваем процессы. Просто понимаем, что у нас уже много франчайзи и мы не можем делать вид, будто живем одни.
Один из ярких примеров, когда нам было важно учесть интересы франчайзи, — это выход компании на маркетплейсы, которые мы долго игнорировали и с которыми пытались бороться. Когда мы все-таки решили развивать и этот канал продаж, столкнулись с проблемой. У партнеров и маркетплейсов могли быть разные коммерческие условия, к тому же маркетплейсы часто давали скидки, и покупатель ожидаемо делал выбор в пользу более выгодных условий. Мы урегулировали этот вопрос: разрешили партнерам продавать товары divan.ru не только в шоурумах, но и на Ozon в их регионе присутствия.
Как долго вы присутствуете на маркетплейсах и как оцениваете этот канал продаж?
Мы уже около года развиваемся на Ozon с ограниченным количеством товара. Если говорить о результатах, то в категории мягкой мебели мы занимаем где-то второе место по продажам в денежном выражении.
Маркетплейсы — это быстрорастущий канал. С одной стороны, он расширяет рынок, создает новые пути. С другой — он растет, объедая кого-то, в том числе нас как онлайн-игрока. Маркетплейсы активно инвестируют в свое развитие, в том числе в мебельной категории. Эта ниша в Ozon растет на 100%, то есть год к году — x2, хотя сам по себе рынок в довольно депрессивном состоянии. Для понимания: по результатам девяти месяцев 2024 года мы выросли на 26%.
Наверное, моей стратегической ошибкой было не выйти на маркетплейсы раньше, не поучаствовать в самом начале этого роста и не заработать на нем в прошлом году. Но с 2024 года мы уже все исправили и вошли в лидеры категории. Вместе с тем стратегически мы не намерены превращаться в маркетплейс-бизнес. Доля маркетплейсов видится мне на уровне 10—15 % в структуре выручки розничного бренда, но не более того. Это позволит нам полностью исключить какие-то риски, связанные с тем, что площадки могут менять условия сотрудничества или превратиться из растущего прибыльного канала в не столь прибыльный.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Мы открыты к обсуждению партнерства в Центральной Азии
divan.ru представлен не только в России, но и в Беларуси, Казахстане и Узбекистане. Расскажите, что происходит на каждом из этих рынков?
В Беларуси у меня проект, который я делал с одним из первых партнеров в своей жизни — локальным предпринимателем с большим опытом в электронной коммерции. А первое бизнес-партнерство — как первая любовь: все на эмоциях, и если человек понравился, то вы сразу думаете, что можете сделать вместе. Так получилось, что уже больше пяти лет мы развиваем бизнес, и он радует клиентов и акционеров своими результатами и темпами роста.
Так как нам эта история понравилась, мы решили посмотреть на другие страны. Был интересант из Казахстана, мы рассматривали ту же схему, что и в Беларуси, но что-то не сложилось. То ли дело в восточном менталитете, то ли мы были недостаточно убедительными — в общем, мы не подписались, поэтому пошли туда самостоятельно.
Уже два года мы развиваем divan.ru в Казахстане и Узбекистане. Бизнес растет, но не сказать, что мы выполняем поставленные цели. Без партнеров делать это сложно: рынки оказались специфичнее, чем в Беларуси, и как раз локальная экспертиза могла бы нам сильно помочь, потому что у Центральной Азии свои особенности, которых мы не знаем. Поэтому сейчас мы открыты к обсуждению партнерства в этих странах. У нас есть несколько вариантов, мы общаемся, но пока все на уровне диалога.
«Электронную почту в Узбекистане просто не читают. Зато огромной популярностью пользуется Телеграм»
Вы сказали, что бизнес в Центральной Азии довольно специфичный. Что вы имеете в виду?
Это история про взаимоотношения с людьми. И если Казахстан все-таки ближе к России, то в Узбекистане степень развитости поддерживающих рынков — логистики и онлайн-телефонии — накладывает определенные ограничения. К примеру, там не принято отправлять подтверждение заказа или ссылку на оплату по e-mail. Электронную почту в Узбекистане просто не читают. Зато огромной популярностью пользуется Телеграм. Соответственно, нам потребовалось переводить этот процесс туда, но сначала надо было получить аккредитацию у местного провайдера, который ее долго не давал.
Другой пример — логистика и доставка. У нас нет своего автопарка, поэтому мы приглашали партнеров, которые будут доставлять нашу мебель в формате аутстаффа. С этим тоже возникли определенные проблемы: оказалось, что сложно попадать в нужные временные интервалы и не опаздывать к клиенту. Или банально сдавать кассу вовремя и вообще сдавать ее. Такие инциденты тоже были.
Со всеми этими аспектами мы разобрались. Но какими усилиями.
Но тем не менее у вас в Узбекистане есть еще свое производство?
Да. В Узбекистане много трудолюбивых, компетентных людей, которые имеют производственный опыт в России. Проблем, которые испытывает сейчас Россия с нехваткой синих воротничков, там пока нет, и вряд ли они будут: страна очень бурно развивается с точки зрения демографии.
В городе Чирчик, который находится рядом с Ташкентом, мы открыли цех по производству продукции, которая требует много ручного труда. Это направление садовой мебели, аутдор-плетения, пошива чехлов и так далее. Полуготовые изделия отправляются в Россию, а мы уже доводим их до окончательного вида. Такой процесс позволяет обеспечивать необходимые объемы и держаться в рамках себестоимости.
Не хочу, чтобы бизнес развивался по принципу «потому что Антон сказал»
В одном из интервью вы говорили, что у вас синдром самозванца и вы с ним боретесь. Как вы думаете, чем этот синдром мешает предпринимателю, а чем, наоборот, помогает?
Точно мешает жить, добавляя где-то страхов, переживаний, стресса и так далее. С другой стороны, помогает двигаться дальше. Каждый раз ты вынужден проверять и себя, и конкретные гипотезы на состоятельность. Это вызывает определенную неуверенность в принятии решений, но точно избавляет от самодурства и защищает от ситуации, когда вырастает корона от успехов.
Вы в мебельном бизнесе больше 10 лет, при этом все еще активно занимаетесь операционной деятельностью. У вас не возникает желания отойти от нее?
Такое желание было и в какой-то мере, наверное, есть, но всегда прилетают черные лебеди и случаются пожары, которые нужно помогать тушить. Один из потенциальных инструментов — создание совета управляющих. Это то, что смог сделать Андрей Кривенко, выйдя из операционного управления ВкусВиллом. Я как-то предложил команде: «Ребята, я пока не вижу возможности искать нового СЕО. Выбирать в качестве СЕО кого-то из лидеров направлений — тоже тяжелое решение. Давайте будем строить коллективный разум, совет управляющих по аналогии с ВкусВиллом и другими компаниями, которые внедряют Beyond Taylor. Давайте пробовать».
Оказалось, что это очень тяжело. Я всегда был за некоторую свободу действий менеджмента, за ответственность, где-то даже за прямое разделение финансовых результатов компании с топ-менеджментом. То есть принципы, которые проповедует Beyond Taylor, я всегда применял в своей работе, но они были направлены индивидуально на каждого менеджера. Когда я попробовал применить их к команде, у меня все сломалось и перестало работать. Сейчас мой большой челлендж состоит в том, чтобы все пересобрать и дать команде инструменты, которые помогут договариваться между собой и поддерживать друг друга.
То есть совет управляющих, который вы создаете у себя в компании, — это как раз первый шаг к выходу из операционки?
Это попытка, во-первых, дать людям больше возможностей. Во-вторых, убрать фактор себя, который в чем-то уже мешает компании. Не хочу, чтобы бизнес развивался по принципу «потому что Антон сказал».
Фотограф: Кирилл Попов
Надевая одну вещь с лого SI — остальные патчи принято снимать.