Еаптека стала одной из первых интернет-аптек, которые получили разрешение на торговлю безрецептурными препаратами в интернете и добавили для клиентов возможность оплачивать заказы картами.
Раньше оплачивать любые лекарства онлайн было нельзя, заказчикам приходилось бронировать их на сайте и выкупать в аптеке. В марте 2020 года в России была легализована онлайн-оплата медикаментов, платежные системы разрешили банкам проводить такие операции.
Еаптека рассказывает, как подключили онлайн-продажи безрецептурных лекарств.
Что изменилось в работе аптек
Еаптека основана в 2000 году и сейчас работает более чем в 70 городах России. У нас 50 тысяч уникальных товаров: безрецептурные и рецептурные, в том числе редкие, лекарства, аптечная косметика, зоотовары, бытовая химия, медтехника — все товары для здоровья и красоты на одном сайте и в одном приложении.
Пандемия ускорила процесс легализации онлайн-продажи и курьерской доставки безрецептурных препаратов: разрешение на торговлю мы получили в мае. Чтобы клиенты могли оплачивать покупки онлайн, нужно было подключить интернет-эквайринг.
Проблема: оплаты по картам должны быть связаны с 1С
Раньше мы не пользовались интернет-эквайрингом, но изучили требования еще на этапе его планирования. Вот основные пункты:
- Поддержка Apple Pay и Google Pay, чтобы покупатели могли оплачивать товары с телефона.
- Интеграция с сайтом и учетной системой. У нас самописный сайт, и мы подозревали, что с подключением могут быть трудности. Плюс мы работаем в 1С: вместе с заказом программа получает сведения о платеже и управляет им по ходу обработки заказа. Например, списывает плату за товар с карты полностью или частично или возвращает деньги покупателю. Интернет-эквайринг необходимо было связать с 1С.
- Легальная работа с банком. Ограничения на онлайн-продажу лекарств сняли только частично: спиртосодержащие и рецептурные лекарства, а также БАДы оплачивать онлайн нельзя до сих пор. Такой препарат можно добавить в корзину на сайте или в приложении, но его оплату банк пропускать не должен.
Нам нужно было, чтобы соблюдались все требования.
Трудно было найти эквайринг, который подходит по условиям и технической части
Мы вели переговоры с тремя компаниями. Одна активно предлагала свои услуги, но у них не было собственного эквайринга. Они выступали посредником между нами и другим банком, однако мы хотели работать без посредников.
Второй банк предложил низкую ставку, но они не были готовы перестраивать условия под нас. Предлагали только коробочное решение, и мы не смогли бы настроить интернет-эквайринг под свою учетную систему. Третья компания предлагала неприемлемо высокую ставку.
С Т-Банк Оплатой удалось договориться и по условиям, и по технической части. У Т-Банка уже был список MCC-кодов для работы с аптеками — это категории в международном классификаторе видов торговли, по ним банк настраивает кэшбэк за покупки.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Подключение интернет-эквайринга через API и связь с платежной системой
У Т-Банк Оплаты есть несколько способов подключения интернет-эквайринга:
- готовые модули к CMS
- виджет
- интеграция по API
Мы выбрали интеграцию по API, чтобы совместить интернет-эквайринг с нашей 1С. Оплата двухступенчатая: покупатель оплачивает товар на сайте, деньги замораживаются и списываются, только когда заказчик получает товар. Технически за заморозку средств отвечает сайт или приложение, за списание — 1С.
API позволяет получать информацию от 1С автоматически. Благодаря API мы снимаем нагрузку с персонала: чтобы видеть динамику, нам не нужны выписки о продажах, которые собирают вручную.
Мы настраивали интернет-эквайринг по документации от Т-Банка. Она открыта и понятна, подробно описаны настройки для разных сценариев оплаты: например, как настроить возврат средств, если клиент отказался от покупки после получения заказа.
С нашей стороны интернет-эквайринг настраивали четыре специалиста для каждой платформы: iOS, Android, web, 1C. Это заняло два месяца вместе с тестированием.
Чтобы проверить, работают настройки эквайринга или нет, Т-Касса сразу дает доступ в тестовый личный кабинет. В нем можно провести пробную операцию и увидеть, появился чек на покупку или нет. Также можно проверить возвраты, в том числе частичные, и автоплатежи.
Единое рабочее место для операторов колл-центра, маркетологов и бухгалтеров
В личном кабинете можно подтверждать платежи, делать возвраты — полные и частичные, найти клиента и посмотреть, что произошло с его платежом.
Например, клиент заказал несколько товаров, а при доставке у одного из них помялась упаковка. Заказчик хочет вернуть деньги за товар с мятой упаковкой, а прочие товары оставить. Он звонит в колл-центр и называет номер заказа. Оператор за несколько кликов находит заказ, удаляет из чека товар и делает частичный возврат денег.
В личном кабинете можно задать настройки перехода после успешной оплаты. Клиент может остаться на странице банка или вернуться на сайт Еаптеки.
Другой пример: нужно доставить со склада забронированный товар. Мы можем выбрать, когда с карты клиента спишутся деньги: сразу после оформления заказа или через заданное время.
Apple Pay подключили через два месяца после заявки
Когда мы подключили интернет-эквайринг, оплата Apple Pay и Google Paу у Т-Банка еще не работала. Многие наши клиенты привыкли делать покупки касанием или с идентификацией по лицу, поэтому нативные способы оплаты были для нас важны. В Т-Банке нам сообщили, что вскоре эти возможности станут доступны.
Опыт работы с другими банками на обычном эквайринге подсказывал, что добавлять новый функционал могут очень долго. Мы начали думать о том, чтобы делать отдельный шлюз для оплаты Apple Pay и Google Pay на нашей стороне. Но они заработали через два месяца после подачи заявки.
До двенадцати тысяч заказов в день оплачивают онлайн
У нас более 350 тысяч заказов в месяц, до 12 тысяч заказов в день. Теперь благодаря интернет-эквайрингу от Т-Кассы:
- Принимаем оплату картами и Apple Pay
- Оформляем отложенные заказы c помощью двухступенчатой оплаты: если товара не окажется на складе, возврат денег нам делать будет не нужно
- Снизили нагрузку на персонал благодаря интеграции по API: команды от 1C на списание средств приходят автоматически
- Следим за аналитикой продаж в личном кабинете
Интернет-эквайринг сейчас работает в Петербурге, на очереди Москва, Тверь и другие города.
Какой метод оплаты чаще всего используют ваши клиенты?