Герой статьи — Олег Коховец, инструктор-проводник по альпинизму и горному туризму. Он организует походы на Эльбрус.
Типичный отзыв о походе от участника такой: «У меня болела голова и подкашивались ноги. Я еле шел, ветер бил в лицо, и я не видел ничего на расстоянии вытянутой руки из-за снегопада. Это были самые прекрасные 8 дней в моей жизни! Я счастлив, что пошел в поход. Всем рекомендую».
Олег расскажет, почему участники считают себя самыми счастливыми людьми, зачем ему блогеры и как он придумал профессию «архитектор туризма».
Моя фишка — восхождение на высокие точки Кавказа и Килиманджаро в Африке
Я инструктор-проводник по горному туризму и альпинизму: собираю группу людей, которые хотят испытать себя и подняться на горную вершину. Как лидер группы, я продумываю маршрут, организую поход, отвечаю за все, что происходит во время похода. Беру на себя ответственность за жизнь и здоровье участников.
Моя услуга — коммерческий горный туризм. Это значит, что в походе участвуют люди без специальной подготовки и платят за то, что я всё организую и контролирую. Моя фишка — восхождение на высокие точки Кавказа и гору Килиманджаро в Африке.
Я начал в 2017 году и к августу 2023 провел 200 походов, сводил в горы не меньше 2000 человек. У меня нет постоянной команды, работаю один. Считаю, что для одного это приличное количество восхождений.
Стоимость похода зависит от маршрута и продолжительности восхождения. Походы на скалы на выходные стоят от 4000 ₽ на участника. Подъем на Эльбрус занимает около 8 дней и стоит 45 000 ₽.
За все время у меня был всего один несчастный случай: участник вышел ночью в туалет, споткнулся в темноте и сломал палец. При самом восхождении несчастий не было. Поэтому считаю, что могу заявлять: поход под моим руководством — это безопасно.
Я не могу гарантировать, что группа обязательно поднимется на вершину, и заранее предупреждаю об этом. Я не буду рисковать ни своей, ни жизнями участников группы. Например, из 47 походов на Эльбрус мы поднялись на самый верх 36 раз. В остальных случаях повернули назад из-за плохой погоды. Деньги в таком случае не возвращаю.
Мне нравится моя работа, у меня нет нелюбимых моментов в восхождении. В обычной жизни нет такой концентрации эмоций, которые есть в горах. Я кайфую от того, как участники восхищаются окружающей красотой. Горжусь тем, как они преодолевают себя. Эти эмоции я забираю с собой после похода.
Отвечаю за все — от трансфера до безопасности
О своих обязанностях расскажу на примере восхождения на Эльбрус.
Тур начинается с вокзала или аэропорта в Минеральных Водах. Дорогу до Минвод участники оплачивают сами, она не входит в стоимость восхождения. Дальше все перемещения участников, их проживание, питание, экипировка, — моя зона ответственности. Вот что я организую к каждому восхождению:
- Трансфер участников из Минеральных вод до нашего лагеря в поселок Терскол у подножия Эльбруса. У меня есть знакомые таксисты, которые встречают и везут моих туристов.
- Проживание группы. Есть варианты размещения: в хостеле, палатках или гостинице. Это зависит от стоимости тура.
- Питание. Обычно сам готовлю еду на костре. Я учитываю ограничения участников в еде, организую вегетарианское или безглютеновое питание.
Если в походе есть вегетарианец, мясо для остальных участников готовлю отдельно, добавляю в рацион больше бобовых. Если нужно безглютеновое питание, беру с собой гречку и пшеничную крупу: их можно есть всем. Честно говоря, такие запросы редкость, пара человек за сезон. - Билеты на канатную дорогу, туристические сборы в национальных парках.
- Дополнительных гидов. На штурм вершины я беру дополнительных гидов так, чтобы на одного гида было не больше 4 туристов. При таком соотношении опытных людей и новичков мы успеваем следить за каждым участником, можем при необходимости спустить вниз того, кому стало плохо. А другие участники продолжают идти вперед.
До последнего дня штурма дополнительные гиды не нужны. Дорога простая, я справляюсь сам. Если возникнет форс-мажор, можно вызвать эвакуационный транспорт прямо на место.
Я ищу гидов в дружественных чатах, например в чате горных гидов России. У меня есть знакомые ребята, с которыми мы часто ходим вместе, бывает, пишу сразу им в личку.
Я договариваюсь со всеми подрядчиками, оплачиваю проживание заранее, чтобы к моменту приезда группы у меня все было готово.
Мы подписываем договор с участниками похода. Там указано, что можно делать в походе, что нельзя. Отдельно я оговариваю, что я отвечаю за жизнь туриста, пока он выполняет мои рекомендации. Я не пионервожатый, уговаривать слушаться не буду. Если ты игнорируешь мои требования, я не могу гарантировать твою безопасность.
Рыбу договора я скачал откуда-то несколько лет назад, уже и не вспомню, когда и откуда. По мере необходимости редактирую договор.
Помогаю участникам собрать экипировку, а на свою потратил 400 тысяч рублей
На Эльбрус нельзя подняться в обычных кроссовках и курточке. Температура может опуститься и до −30 °C, а ветер — подняться до 17 м/с. Это буря, которая ломала бы ветки деревьев, если бы они там были. Идти против такого ветра трудно. Поэтому, чтобы подняться на вершину, нужна специальная одежда и снаряжение.
Часто у новичков нет спортивной экипировки, но это не проблема: все нужное можно взять в аренду. Для этого я отвожу участников в дружественный пункт проката. Аренда снаряжения обойдется в 5000—15 000 ₽.
Я иду на гору в своей профессиональной экипировке. Это необходимая статья трат для гида: нам нужна одежда и оборудование, которое выдержит хотя бы несколько сезонов.
Истратил на свое снаряжение гида на Эльбрус 400 000 ₽.
У меня профессиональное оборудование, поэтому дорогое. Любитель может купить и дешевле. Например, взять «кошки» не за 17 000, а за 3500 ₽. Просто они выдержат
Квадрокоптер и фотоаппарат мне нужны, чтобы делать красивые зрелищные фото и видео. Их я кидаю в соцсети и на сайт, раздаю участникам похода.
Перед походом я проверяю, чтобы у каждого участника была вся одежда и снаряжение, иначе придется разворачиваться. Показываю, как ходить в «кошках», учу двигаться по льду.
Задача участника — взойти самому. Моя задача — сделать так, чтобы каждый из участников взошел без риска для своего здоровья.
Головная боль, тошнота, слабость — обычная реакция на восхождение
Подъем на Эльбрус — не увеселительная прогулка в парке. Участников ждут два основных неудобства.
Первое — физическое недомогание. Совершенно нормально плохо чувствовать себя на высоте. Так и должно быть. Головная боль, тошнота, слабость, — естественная реакция организма на недостаток кислорода.
Второе неудобство — бытовые условия: нет душа, теплого туалета и связи. Электричество от генератора — на час-два в день, Питьевую воду нужно топить на костре. Спать в палатке с другими людьми, идти вперед, несмотря на ветер и холод.
Зачем же обрекать себя на все эти сложности, да еще и деньги платить? Все потому, что участники похода получают яркие эмоции и счастье.
Несколько дней в необычных условиях дают колоссальную встряску и эмоциональную перезагрузку. Проблемы, которые на земле казались важными и неразрешимыми, в горах становятся мелкими, и решение находится само.
Участники похода испытывают эйфорию, когда получают назад привычные бытовые удобства. Вода из крана кажется роскошью, яичница в кафе — вкуснее сложносочиненного сета в мишленовском ресторане. Я считаю, что человек устроен так, что не способен наслаждаться тем, что имеет в избытке. Потеря и возвращение бытовых вещей дают возможность получать от них потрясающее удовольствие, как никогда раньше.
Участники находят в походе уверенность в себе и заряд, чтобы жить дальше активно. Это крутое чувство: гордость за себя, за то, что ты преодолел, смог, дошел! Это воспоминание о собственном подвиге, которое остается с тобой на всю жизнь.
Неожиданный бонус похода в том, что он дарит настоящих друзей на годы вперед. Даже если в группе собрались совершенно разные люди, после восхождения они становятся очень близки друг другу. Почти всегда общаются и дружат. Например, группа восхождения 2017 года полным составом приезжала ко мне в гости в июне 2023. Они постоянно общаются.
Участники затевают борьбу за лидерство
Моя работа — не только проложить маршрут и организовать снаряжение. Я еще идейный вдохновитель.
В походе я подбираю слова, помогаю и подбадриваю. Например, я вижу: человек идет, но ему плохо, он задыхается. На это могут быть три причины:
- ему физиологически плохо;
- очень боится;
- слишком устал и находится на пределе своих возможностей.
Чтобы исключить физиологическую причину, спрашиваю: «Что у тебя болит? Голова? Ты не забыл принять таблетку? Когда ты пил воду в последний раз? Может быть, ты хочешь попить?» Человек на высоте может забыть позаботиться о таких элементарных вещах. Моя задача как гида — помочь ему, напомнить.
Если человек в панике, он поверхностно дышит и в кровь попадает еще меньше кислорода, чем могло бы. Я добиваюсь, чтобы он дышал всем объемом легких, чтобы было дыхание с принудительной гипервентиляцией: вдох до момента, когда больше не можешь вдохнуть. И выдох до тех пор, пока сильнее не можешь выдохнуть.
Я говорю: «Я должен слышать, как ты дышишь. Сейчас ты дышишь слишком быстро. Дыши глубоко. Медленно не надо, надо глубоко». Дышу вместе с человеком, в кровь попадает кислород, участник заряжается моей уверенностью, успокаивается и идет дальше.
Если участник на пределе физических возможностей, часто помогает просто поесть. Нарастает гипергликемия, сахар в крови падает, и подкашиваются ноги. Я подхожу и настойчиво предлагаю съесть шоколадку. Выпить колы. Кола в нашем случае отлично действует: там тьма сахара и за счет газировки он моментально всасывается в кровь.
Я стараюсь мотивировать участника. Напоминаю: «Ты приехал, чтобы подняться. Подумай, как ты будешь гордиться собой, когда сделаешь это! Развернуться и пойти назад ты можешь в любой момент. Просто сейчас пройди вот эти 50 метров до поворота, а там решишь, идти дальше или назад». По опыту, участнику легче идти короткими отрезками: так он сосредотачивается на этих отрезках и в итоге поднимается на вершину.
Давай поспим на снегу минут 20, если погода солнечная
Я подбадриваю. Я говорю: «Ты сможешь, я знаю! Давай вместе. Давай я буду держать тебя за руку. Давай я у тебя заберу рюкзак. Давай посидим, подышим. Давай поспим на снегу минут 20, если погода солнечная».
Физиологические причины тоже бывают. Была участница, которую я втащил на вершину на себе. Оставалось 50 метров. Я сказал, что нельзя позволить себе не дойти такую малость. Закинул ее руку к себе на плечо, всю ее прислонил к себе сбоку так, чтобы ее основной вес был на мне. Так мы с ней до вершины и дошли.
Бывает, участники затевают борьбу за лидерство. Гашу ее своим опытом и авторитетом. Например, предлагаю выйти в 13 часов, а один из участников — в 11. Подначивает других, мол, в прошлый раз вышли в 13 и была плохая погода. Другие могут заразиться сомнениями и тоже вступить: «Давайте и правда пораньше выйдем!» Так начинается мини-бунт на корабле.
Бунт я гашу легко, ведь я уверен в себе и знаю, почему я прав. А ребята в легкой истерике. Я говорю спокойно, низким голосом: у меня опыт с 2004 года. Я знаю, когда надо выходить. Привожу аргументы, рассказываю, почему нужно именно в 13. Чаще всего люди говорят: «Да, прости, что-то мы были не правы».
Мой авторитет в течение подхода все время подкрепляется практикой. Например, я говорю: «Будет буран, берите куртки». Ребята нехотя берут, хотя и бурчат, что погода хорошая и куртки таскать неохота. А потом буран и правда нас накрывает. И участники видят: я не пугаю их просто так. Мои прогнозы сбываются. Поэтому участники доверяют мне и почти никогда не спорят всерьез.
Я хочу, чтобы ввели обязательную сертификацию горных гидов
Законодательство не регулирует рынок коммерческого горного туризма. Это приводит к тому, что кто угодно может объявить себя горным гидом. И непонятно, что и с кого спрашивать, если произошел несчастный случай.
Нет стандартов, как нужно действовать в чрезвычайной ситуации. Каждый гид решает исходя из своих представлений о том, что опасно, а что нет. Вкупе с низкой квалификацией самих гидов это может привести к трагедии. Например, в 2021 году на Эльбрусе замерзли 5 туристов из группы коммерческого восхождения.
Непонятно, кто несет ответственность за несчастный случай: гид или руководитель компании? На основании какой статьи предъявлять обвинение?
Насколько я знаю, чаще всего притягивают статью о предоставлении услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Но начинаются обсуждения и десятки версий, а все потому, что нет четких формулировок, какая услуга может считаться безопасной в горном туризме.
Технически описать регламенты можно. Например, в промышленном альпинизме такой проблемы нет, потому что есть правила и техника безопасности. При этом ответственность — на том, кто расписался в журнале по технике безопасности и не выполнил предписания.
Я считаю, что нужна обязательная сертификация горных гидов: она введет стандарт качества. Обещали ввести сертификацию с 2020 года, но каждый год переносят. Сейчас ждем, что будет сертификация с 1 июля 2024 года. Если снова не перенесут.
Блогеры продают мои туры
Мой главный источник заработка в коммерческом туризме — длинные походы на высокие горы, прежде всего на Эльбрус. Я отлично строю маршруты и работаю с группой на месте, а вот с привлечением новых участников похода бывает не так просто.
Из таблички видны мои мытарства. Я отлично провел первый год в роли горного гида. Вложил немного, но хорошо заработал. В 2018 году те же методы привлечения не сработали. В 2019 я пробовал новые, но безрезультатно. Два года после этой неудачи я не занимался горным туризмом, зарабатывал деньги в промальпе.
В 2022 году я придумал новый способ, как привлекать туристов. Способ оказался рабочим, поэтому на 2023 год меня большие планы.
Расскажу подробнее о том, что происходило каждый год.
2017 год: бюджет на рекламу — 35 000 ₽, оборот — 1 500 000 ₽. Основной инструмент — контекстная реклама в Яндексе и реклама в ВК. Для этого подключил подрядчика, который организовал весь процесс.
Дополнительно сам вел страницу в уже запрещенной соцсети и во ВКонтакте. Тут все стандартно: фото с восхождений, розыгрыши и конкурсы.
Я не анализировал, что именно привело ко мне клиентов, но точно знаю, что смог собрать аудиторию на 10 походов. Одни ходили в короткие походы, другие — на Эльбрус.
2018 год: бюджет на рекламу — 100 000 ₽, оборот — 400 000 ₽. Использовал те же инструменты, что и годом ранее: контекст плюс ведение соцсетей, но в этот раз неудачно. Привлечение участников стало очень дорогим, доходило до 7000 ₽ за одного. И это еще не все проблемы.
Мне написали какие-то ребята, предложили помощь в развитии сообщества в ВКонтакте: статейки, размещение картинок. За услуги запросили всего 6000 ₽ в месяц. Показалось, что это очень мало, но я решил попробовать. Оказалось, они воровали контент из других групп, посвященных туризму. Я узнал об этом случайно через пару месяцев и сразу же перестал с ними работать. Дальше уже вел соцсети сам.
За год удалось набрать 4 группы, и это был провал. Затраты на рекламу выросли, а толку нет — я все слил. Сам не знаю, почему так получилось. Моя гипотеза: появилось слишком много конкурентов, которые гораздо лучше общались с потенциальными клиентами. Меня попросту не заметили.
2019 год: бюджет на рекламу — 200 000 ₽, оборот — 200 000 ₽. Я отключил обычную контекстную рекламу на сайт, но продолжал вести соцсети. Дополнительно внедрил еще один способ привлечения клиентов — форму заявки.
Я заказал разработку формы заявки и настроил рекламу, чтобы те, кто ищет отдых в горах, получали мою заявку в поисковой выдаче. Отдал 200 000 ₽ в сумме за форму заявки и рекламу.
Заявка обещала подобрать горный тур, который понравится пользователю. Схема такая: видишь форму → получаешь предложение выбрать фото поездки → в конце появляется окно с текстом типа такого «Мы выбрали для вас подходящий маршрут, оставьте номер, менеджер вам позвонит и расскажет»
Результат меня обескуражил: я получил 200 заявок, но они вылились всего в три продажи.
До опыта с формой заявки легко продавал туры. Я размещаю телефон в открытом доступе в соцсетях, и, когда кто-то интересовался туром, он просто звонил и расспрашивал о нем. В девяти из десяти случаев звонок завершался продажей. С формой так не вышло.
Трафик с формы не приводил к конверсии в покупку. Все мимо. Как сейчас помню: я сижу за компьютером, переписываюсь в чате с одним человеком, еще двое ждут моего ответа. И параллельно отвечаю на входящий звонок четвертому. Но получился пшик.
В чем причина такого провала, я не знаю, но больше с формой не экспериментировал.
2020—2021 годы: не занимался коммерческим горным туризмом. Я был очень разочарован неудачными годами и решил зарабатывать на промальпе. С ним все складывалось проще: за неделю мог заработать до 300 000 ₽.
Я занимался промальпом только ради денег, мне не нравился этот бизнес. Поэтому продолжал думать, как привлекать клиентов в горный туризм.
2022 год: бюджет на рекламу — 20 000 ₽, оборот — 2 400 000 ₽. Я придумал другой способ привлечения клиентов — продавать туры через блогеров.
Схема привлечения такая. Блогер идет в поход бесплатно за мой счет. Плюс зовет в поход своих подписчиков, при этом для них стоимость тура выше на десять тысяч. Эту разницу блогер оставляет себе.
Мне кажется, что схема выигрышная. В 2022 году мы поднимались с известным спортсменом Степаном Киселевым и с тремя клубами по триатлону и легкой атлетике — и всех их я привлек по «блогерской» схеме. Затраты я отбил и собрал предварительный список желающих на 2023 год.
Бюджет на рекламу в 2022 году — это стоимость поиска блогеров, я заплатил эти деньги подрядчикам. Подробнее о том, как мы построили работу с блогерами, расскажу дальше.
2023 год, план: бюджет на рекламу — 250 000 ₽, оборот по плану — 7 000 000 ₽. Я по-прежнему привлекаю клиентов через блогеров, только теперь расширил географию — едем на Эльбрус, Килиманджаро и на Ликийскую тропу в Турцию.
В 2023 году потенциальные клиенты по-прежнему боятся строить планы — мне так кажется. Группы набираются, но не все выкупают места. Так, уже 4 группы из 15 отвалились. Но я все равно уверен, что схема с блогерами работает сейчас и будет работать в будущем.
Блогеры охотнее идут на контакт, чем в 2022 году. Думаю, это потому, что привычные методы монетизации перестали работать и они ищут новые способы заработка.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Блогеры быстрее отвечают, если писать с личного аккаунта
На июль 2023 года я предложил работать со мной примерно 2000 блогерам. Базу блогеров собирал с помощью подрядчиков. Они по заранее согласованным критериям отбирают потенциально подходящих блогеров, точную сумму их вознаграждения я раскрывать не готов.
Вот по каким критериям отбирали блогеров:
- От 60 000 подписчиков и от 1000 лайков на пост. Для меня это показатель, что аудитория достаточно большая и лояльная.
Я проверял, реальная ли аудитория у блогера. Для этого заходил на страницы людей, кто лайкает его посты. Если я видел аккаунт с 10 фотками и сотнями подписок, но без подписчиков, понимал, что передо мной бот. Я делал вывод, что блогер покупает себе лайки, а значит, нам он не подходит. - Последний пост не позднее чем месяц назад: надо, чтобы аккаунт был живым.
- Не больше тысячи подписок: если подписок много, мне кажется, что блогер накручивает себе аудиторию взаимными подписками.
Мы искали блогеров только в уже запрещенной соцсети — их набралось 3000 человек. Мне не так важно, чем занимается блогер, если он не попал в мой стоп-лист. Например, я не брал криптоблогеров или красавиц, показывающих свою роскошную жизнь.
Сначала разослали сообщение через Вотсап — это была автоматическая рассылка по всем контактам сразу. За нее отвечал подрядчик, я дополнительно заплатил 8000 ₽. Рассылка принесла небольшой результат: отвечали в трети случаев.
Еще рассылали по электронной почте, такая рассылка обошлась мне в 600 ₽ за 2000 писем. Она тоже мало что принесла — 34% откликов. Кроме того, кому-то сообщение упало дважды — по почте и через Вотсап, — потому что мы не сверяли почту и телефон.
Я изменил тактику и написал каждому из личного аккаунта соцсети, процент откликов вырос до 45%. Теперь всегда пишу сам.
Я хотел охватить как можно больше блогеров, поэтому обратился еще и в специализированное агентство по работе с ними. Я предложил ему комиссию за привлечение участников. Схема такая же, как у блогера: агентство предлагает блогера, если тот соглашается на сотрудничество и продает поход подписчику, я плачу комиссию ему и агентству. Но агентство отказалось: мол, непонятно, будут ли продажи.
Взамен агентство предложило мне заплатить 1 млн рублей, а они за эти деньги дадут рекламу моего предложения блогерам с аудиторией от 3,5 млн человек. Агентство, конечно, не давало гарантии, что их реклама приведет ко мне хотя бы сколько-то участников, поэтому я отказался.
Я планирую продолжать работать с подрядчиками, которые нашли мне блогеров в запрещенной сейчас сети. Рассматриваем варианты, как привлечь блогеров с Ютуба.
Я придумал новую профессию «архитектор туризма»
В январе 2023 года я хотел найти новые направления развития клуба «Все с нами». Это турклуб, который я создал и под именем которого провожу свои походы. Я поставил цель — сместить фокус с моего личного бренда «Олег Коховец» на бренд клуба. Для этого я хотел собрать как можно больше организаторов интересных маршрутов.
Я начал собирать команду: нанял исполнительного директора, чтобы он организовал бизнес-процессы, и взял UX–дизайнера, он обещал разработать прототип сайта. Договорились, что исполнительный директор получит 12% от общей чистой прибыли, дизайнеру я заплатил фиксированную зарплату: 70 000 ₽.
Исполнительный директор должен был нанять менеджеров. Задача менеджеров — найти организаторов интересных туристических маршрутов и договориться, чтобы они согласились работать с нами. Идея была в том, что мы приведем организаторов туров клиентов: блогеров и их аудиторию. С блогером стоимость маршрута будет чуть выше, разница с обычной ценой — заработок блогера.
Мы с исполнительным директором придумали новую должность, чтобы привлечь потенциальных сотрудников. Соискатели почти не откликались на предложение о работе менеджером по продажам. Тогда мы изменили название — стали приглашать на работу архитекторов туризма. И тут же удалось набрать людей на работу.
Идея казалось мне интересной, работа менеджеров — простой. Но проект провалился. Вижу три основные причины.
Наши менеджеры работали спустя рукава. Исполнительный директор набирал их на авито и на hh.ru, с января по март нанял последовательно 10 человек. И ни один из менеджеров не был готов к самостоятельной работе. Их нужно было понукать и контролировать, а мы этого не делали. Надо было написать им четкую должностную инструкцию.
Внятного результата их работы не было. За три месяца работы десять менеджеров добавили на сайт два новых маршрута: автотур по Дагестану и поход на Мультинские озера на Алтае. Маршруты интересные, но это явно не тот результат, которого я ожидал.
Я тратил свое время на обучение менеджеров, тратил деньги, они получали небольшой оклад — и все почти впустую. Это было обидно.
Для меня стало откровением то, что люди могут прийти на работу — и не работать
Для меня стало откровением то, что люди могут прийти на работу — и не работать. Я сам очень предан делу, которым занимаюсь. Люди, с которыми я работаю в горах, такие же, как я.
У моего исполнительного директора внезапно возникли личные проблемы, он не мог заниматься проектом со всей отдачей.
Дизайнер не сделал прототип сайта к апрелю, как мы договаривались. А тем временем начинался сезон, времени на тестирование у меня больше не было.
Я подсчитал, что потратил на этот проект в общей сложности 200 000 ₽. За три месяца практически ничего не сделано. Начинается сезон, а значит, у меня не будет времени заниматься этим проектом. Поэтому я решил зафиксировать убытки и поставил проект на паузу до следующей осени.
Я намеревался в течение лета обдумать и составить план, как я буду подбирать команду и масштабировать клуб.
Я планирую в 2024 году учесть ошибки и снова перезапустить проект с архитекторами туризма
В июле 2023 года у меня в разгаре сезон на Эльбрусе, я вожу группы в походы. Осенью сезон на Эльбрусе закончится, я планирую провести 2—3 похода по Ликийской тропе в Турции, 2—4 тура в Териберке в ноябре. В январе 2024 года — подняться с коммерческой группой на Килиманджаро.
В феврале 2024 года у меня будет три месяца, чтобы подготовиться к следующему сезону. Я планирую учесть опыт и ошибки, которые были, и немного иначе построить работу:
- Дам блогерам четкую инструкцию, как им работать с аудиторией: напишу им контент-план с готовым текстом, видео и картинками. Это поможет убедить подписчиков активнее вносить предоплату, не бояться планировать отпуск. Раньше блогеры сами работали со своей аудиторией, я не вмешивался в этот процесс. Думаю, некоторые группы не удалось собрать именно из-за отсутствия инструкции.
- Изучу возможности, как найти новых блогеров из Ютуба. Есть сложности с тем, чтобы узнать адреса их электронных почт.
- Найму нового исполнительного директора. Тот, с которым мы работали в начале этого года, занят своими личными делами, поэтому не смог отработать в полную силу.
Исполнительный директор должен будет найти новых менеджеров, обучить их. Проконтролировать поиск подрядчиков новых маршрутов. Может быть, нанять человека, который будет заниматься соцсетями - Помогу исполнительному директору с поиском менеджеров. Может быть, получится найти их из числа моих ребят, с которыми я ходил в походы. Я уверен, что, если они возьмутся работать, будут делать это на совесть.
Я оптимистично смотрю в будущее: я занимаюсь любимым горным туризмом и нашел эффективный способ привлечения клиентов через блогеров.
Планирую развивать бренд клуба «Все с нами». Метод я придумал — осталось его реализовать. Будем работать!
Если бы у вас был неограниченный бюджет, какой бизнес мечты вы бы открыли?
Прочитал с интересом, спасибо за статью, вспомнил былое. В 1979 году в честь 150-летия первовосхождения на Эльбрус была организована международная альпиниада. что-то около 2-х тысяч участников из СССР и соцлагеря. Выход в час ночи, темно, а как снимать ТВ? Выход был найден. Накануне днем всю ораву построили возле «приюта одиннадцати» в колонну по три и попёрли вверх с развёрнутыми знамёнами! Прошли метров 200, подъём снят! Развернулись и вниз, всё также со знамёнами! Сняли и спуск. И смех и грех. Ну а в реальности вышли ночью и друг за другом по одному. Погода была прекрасная, участники в основном альпинисты, но дошли всё равно не все, у кого-то не хватило акклиматизации (многие приехали не заранее). У меня в команде один из участников взял с собой бутылку шампанского хотя ему и объяснили, что он не прав. Конечно никто бы его там пить не стал, но природа распорядилась сама, пока дошли до седловины, оно замёрзло и выпили мы его уже оттаявшее после восхождения. Вот такая история. Всем удачи!
Первый раз слышу о вас, не знала о такой горной группе.причем я не новичок , и знаю почти все популярные альпклубы.