Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

«Мы уже знаем, что будет менять наше поведение следующие 10 лет»

Data Insight — первое в России агентство, которое специализируется на исследованиях рынка цифровых товаров и электронной коммерции. Компания использует статистику 150 000 интернет-магазинов, анализирует данные платежных систем и посещаемости сайтов, а также напрямую опрашивает покупателей. Особенность подхода Data Insight — в сочетании нескольких методик: в каждом исследовании применяются от двух до четырех различных инструментов анализа.

Компанию в 2010 году основал Федор Вирин вместе с партнером Борисом Овчинниковым. Самые значимые для российского рынка исследования Data Insight — ежегодный рейтинг интернет-магазинов, экосистема интернет-торговли в России и ежегодный отчет об интернет-торговле в России.

Федор Вирин занимается исследованиями 25 лет. По его словам, все изменения рынка, которые внезапно обрушиваются на головы людей, можно распознать сильно заранее. Федор поделился с нами, какие инструменты он использует для анализа тенденций и как делает долгосрочные прогнозы.

Коротко о бизнесе Федора Вирина

Текущие проекты
Предыдущий опыт
Mail.ru — директор по исследованиям.

Преподавал и руководил курсами в РАНХиГС, НИУ ВШЭ и Государственном университете управления.

Инвестиционный фонд AddVenture — adviser.

Рекламное агентство NLO Marketing — партнер
Как найти
Бизнес, который заранее видит тенденции, сможет подготовиться к ним и занять рынок раньше других

Почему изменения рынка не происходят внезапно

Может показаться, что рынки меняются резко. Например, появились смартфоны, начался коронавирус — рынок резко трансформировался, условия труда стали совсем другими. Однако на самом деле каждое такое событие — лишь катализатор уже накопившихся сдвигов.

Объясню на примере. Самое большое изменение экономики в результате ковида — это массовое распространение удаленного формата работы. Оно стало возможным благодаря двум факторам.

Первый — люди, которые не привязаны к офису. До начала эпидемии на удаленке работал один миллион человек. Большинство из них — фрилансеры или аутсорсеры, которые работали из дома или на временном месте в офисе заказчика. Например, стилист, который приезжал к клиенту.

Второй фактор — развитие технологий. Изменения сегодняшнего дня обусловлены тем, что за 20 лет до пандемии начали появляться устройства видеосвязи. За восемь лет до пандемии — все пересели на смартфоны, а еще через три года — в смартфонах появился 4G, который обеспечивает нам мегабиты в секунду с мобильного устройства. Если у человека быстрый беспроводной интернет, он может просто сидеть в парке и спокойно работать с ноутбука или телефона. Таким образом, экономика и технологии были готовы к внедрению удаленки. Такой формат работы все равно пришел бы к нам и стал массовым, просто медленнее.

«Любая крупная трансформация — результат нескольких достижений прогресса»

Вот другой пример. Когда наступил ковид, мы перестали ходить в кино и пересели в онлайн-кинотеатры. Они к тому моменту существовали уже 15 лет. Без ковида мы бы все равно на них пересели, но сделали бы это позже — примерно сейчас.

Что произошло, когда мы пересели на онлайн-кинотеатры? Крупные торговые центры потеряли основной поток трафика — он приходился именно на кинотеатры. В этот момент торговые центры и начали умирать. Конечно, на кризис ТЦ повлияло и распространение маркетплейсов, но это не ключевой фактор. К тому же нельзя сказать, что один ковид привел к смерти торговых центров — он лишь зафиксировал их упадок.

Третий пример. Магазины у дома — самый сложный формат магазина из-за трудностей в управлении. Раньше не могло быть таких же огромных сетей магазинов у дома, потому что не было нужного ПО. Сейчас у ретейлеров есть программы, которые помогают следить за движением и продажей товаров, — магазинам стало проще управлять остатками.

Одна из первых сетей в России — Магнит. Почти 20 лет назад она разработала прогностическую систему, которая следила за продажами, в том числе искала аномалии. Например, определенная марка воды должна была продаваться со скоростью четыре бутылки в час. Но в последние часы ее никто не покупал, хотя она была в наличии. Менеджеру приходил сигнал — пойти проверить полку. Скорее всего, все бутылки просто упали, это выглядело некрасиво, поэтому их никто не покупал.

Сети очень сложно строить — приходится обеспечивать единое фронтальное качество, чтобы магазины были одинаковыми. Раньше для этого нужно было жестко обучать и тренировать руководителей магазинов. Но как только появилось ПО с видеокамерами и системой контроля полок и касс, масштабироваться стало намного проще. ПО для сетей тоже разработали не внезапно. До него был широкополосный интернет, а большое серверное хозяйство перестало стоить космических денег.

Из-за распространения магазинов у дома люди стали намного реже ездить в супермаркеты. Вместе с этим торговые центры с гипермаркетами потеряли свой трафик.

В каждом из трех примеров существенное изменение возникало не сразу — рынки и человеческие привычки меняются постепенно. А любая крупная трансформация — результат нескольких достижений прогресса.

Коронавирус только ускорил развитие удаленной работы, но не единолично изобрел этот формат

Как понять, как быстро фактор изменит рынок

Все, что с нами происходит, это история про технологии. Чтобы жизнь изменилась, нужно изобрести технологию, внедрить ее, а потом сделать ее частью всеобщей рутины. Например, интернет изобрели в 80-е, в России он стал доступен в 90-е, но в большинстве домов широкополосный интернет появился только в нулевые. Еще несколько лет было нужно, чтобы у большинства людей выработалась привычка пользоваться интернетом каждый день.

Другой пример — банковские карты. Пластиковые карточки массово появились в конце 90-х годов, когда бюджетникам стали перечислять на них зарплаты и пенсии. Тогда подавляющее большинство людей совершали две операции в месяц: снимали деньги после аванса и после зарплаты — все. И так несколько лет.

«Чем активнее рынок готов менять технологии, привычки, тем быстрее проникнет изменение»

Мало распространить технологию, нужно еще сформировать привычку. Даже когда технология становится доступной массам, не каждый захочет резко менять свою рутину. Поэтому любое новшество распространяется постепенно — у внимательного бизнеса всегда есть время среагировать на это. Между появлением технологии на массовом рынке и моментом, когда она меняет нашу жизнь, всегда проходят десятки лет.

Вот два способа понять, как быстро технология изменит рынок.

Проверить, есть ли аналоги. Можно проанализировать контекст, в котором будет происходить изменение. Технология всегда быстрее проникает туда, где у нее нет аналогов.

Характерный пример — распространение бесконтактных платежей в разных странах. Развитие Apple Pay и Google Pay в России проходило намного быстрее, чем в Америке и Европе. Дело в том, что в среднем терминалы в России стали появляться позже, а значит, были новее и более приспособлены к бесконтактной оплате. А популярность бесконтактной оплаты может расти только там, где есть инфраструктура для этого.

Еще быстрее, чем в России, финтех развивался в Узбекистане. До 2016 года в стране вообще не было Visa и Mastercard, не говоря уже о бесконтактной оплате. В 2016 появились сразу новые терминалы, которые принимают все виды платежей. Оплата телефоном удобнее, чем наличными и даже картами, поэтому жители страны довольно быстро поменяли платежные привычки.

На западе наоборот — в каждом магазине уже был свой терминал старого образца. Чтобы бесконтактная оплата стала популярной, всем продавцам нужно было самостоятельно заменить устройство. Это очень долго и дорого, поэтому там pay-сервисы приживались дольше.

Измерить цикл замены технологии. Любая технология устаревает, но замену ей ищут с разной скоростью. Чем активнее рынок готов менять технологии, привычки, тем быстрее проникнет изменение.

Если вы ездите по Москве, то видите огромное количество китайских автомобилей. Я недавно был на даче и несколько часов ехал по подмосковным дорогам. В 10—15 километрах от Москвы доля китайских автомобилей упала катастрофически — сразу в несколько раз.

Все дело в дистрибуции устройств. Условно, цикл замены автомобилей в Москве — три года, а в области — семь лет, это в два с лишним раза дольше. Два года назад из страны ушло большинство производителей западных авто. За это время автопарк в Москве существенно изменился — в основном за счет китайского автопрома, поскольку преимущественно доступен именно он.

Все страны с молодыми рынками могут развиваться быстрее благодаря тому, что у новых устройств нет аналогов — распространить их намного проще

Как заранее видеть изменения рынка

Есть три способа увидеть, как изменится рынок, за несколько лет до самих перемен.

Читать научную фантастику. В очень большой степени мы все вдохновлены научной фантастикой. Я в детстве смотрел фильм «Гостья из будущего» — он снят по повести «Сто лет тому вперед», которую Кир Булычев написал в конце 70-х. В этом фильме главные герои разговаривают друг с другом по видеофону — тогда это казалось фантастикой. Но недавно я себя поймал на мысли, что иду по улице, разговариваю по мобильному телефону, смотрю на собеседника, а собеседник — на меня.

Есть очень хорошая книжка Митио Каку «Физика невозможного». Он проанализировал труды фантастов и объяснил, возможно ли воплотить их идеи в жизнь. Все задумки Митио Каку разделил на категории: что можно сделать уже сейчас, на что потребуется много времени, а что невозможно, поскольку противоречит законам физики.

Искать угасшие тренды. Есть тренды, которые в прошлом были очень популярны, а потом схлопнулись. Часто такие тенденции просто опередили свое время, но они возрождаются в будущем и становятся неотъемлемой частью жизни.

Классический пример — пузырь доткомов в нулевых. В конце 90-х на фондовом рынке велась активная торговля переоцененными акциями ИТ-стартапов и компаний. С 1995 по 2000 год индекс американской биржи NASDAQ вырос на 400%, а в 2002 году упал на 78%. Пузырь переоцененных акций лопнул, и инвесторы потеряли 5 трлн долларов.

ИТ-компании воспринимались как что-то передовое, и все верили в них. Но в конце 90-х активных пользователей интернета было слишком мало, поэтому такой ажиотаж не был оправдан. ИТ-компании опередили свое время, их расцвет наступил лишь через десять лет после упадка.

Есть и другие тренды, которые схлопывались и возрождались вновь. Например, промышленные роботы были еще в прошлом веке, а сегодняшние соцсети — далеко не первые, которые появились на свет. Можно исследовать такие угасшие тренды и прогнозировать, когда наступит их время.

Искать прямые зависимости. Часто одно крупное изменение тянет за собой другие. Например, так отчасти можно объяснить тренды на разнотон и оверсайз в одежде. Все мониторы имеют разную настройку цвета, все фотокамеры — разную цветопередачу, поэтому добиться идеального отображения цвета ткани на экране очень трудно. Это подтолкнуло индустрию к разнотонной одежде.

Что касается оверсайза, то когда появились маркетплейсы, совершить покупку стало проще, но выбрать подходящую модель — сложнее. Одежду с маркетплейса можно померить, но для этого нужно прийти в ПВЗ. Заказывать облегающие модели рискованно, поэтому больше клиентов стали носить оверсайз.

Еще один маленький тренд в одежде. Люди стали чаще ездить на самокатах вместо пешеходных прогулок, общественного транспорта и такси. Из-за этого спрос на сумки, которые нужно носить в руке, упал, а на рюкзаки — вырос.

Можно изучать движение рынков в России на примерах других стран — смотреть, какие тенденции есть за рубежом. Однако при таком анализе высока вероятность ошибки

Как анализировать чужие прогнозы

Чтобы понять, насколько правдоподобен какой-либо прогноз, нужно проанализировать, насколько он соответствует макроэкономике и макродвижению рынков. Лучший способ это сделать — найти технологию, которая лежит в основе прогноза.

Как отличить правдивый прогноз. Например, мы видим прогноз: вкладывайтесь в технологии, услуги, товары для старшего поколения. Нам объясняют, что продолжительность жизни растет, как и средний возраст деторождения, поэтому в целом население стареет. Как анализировать такой сценарий?

Нужно посмотреть на достижения, которые случились в медицине десятки лет назад, — прежде всего в хирургии и фармакологии. Сегодня люди могут вылечить большинство болезней, которые век назад часто приводили к гибели. Продолжительность активной, полноценной, нормальной жизни, когда человек может работать, выросла на 20—25 лет — в эти годы он продолжает быть частью экономики. Оценка роста продолжительности жизни опирается на реальный технологический прогресс, поэтому такой прогноз, скорее всего, будет правдивым.

Как отличить прогноз, в котором стоит усомниться. Обратный пример — shared economy, или экономика сотрудничества. Это способ потребления, при котором человеку выгоднее и удобнее не владеть вещью, а брать ее напрокат, в аренду. Такой подход стал популярен в 2010-х, и многие аналитики предсказывали, что он изменит мир. Но в последние годы интерес к некоторым видам аренды стал снижаться — например, к прокату одежды, мебели, инструментов. Возможно, дело в том, что экономика сотрудничества не базируется на технологии, это лишь подход к потреблению. Хотя я все же считаю, что шеринговая экономика не исчезнет.

Как вовремя перестроить свой бизнес. Есть несколько вечно умирающих направлений бизнеса. Например, из-за интернета полиграфия умирает уже много лет, но при этом окончательно не умрет никогда.

Когда предприниматель, который управляет полиграфическим бизнесом, видит, что СМИ массово уходят в интернет, он понимает, что нужно что-то делать. Первый вариант — использовать принципиально другой подход в работе. Например, продать большие машины, которые рассчитаны на стотысячные тиражи, и купить маленькие, которые экономично печатают 200 экземпляров. Второй вариант — кардинально поменять сферу деятельности, например использовать навыки верстки на бумаге в веб-дизайне.

Когда мы видим тенденцию, наша задача понять, как бизнес встраивается в эти изменения. Стоит подумать, чем новая тенденция будет для бизнеса — возможностью, угрозой, параллельным течением или же создаст совершенно новый бизнес.

Большинство крупных изменений рынков появляются благодаря технологиям
Некоторые тренды не связаны с технологиями — они могут быть недолговечны

Какие тенденции ждут бизнес в ближайшем будущем

Мы уже знаем все, что будет менять наше поведение в течение следующих десяти лет. Все, что будет для нас естественным через десять лет, уже появилось. Сейчас я вижу три изменения, которые повлияют на бизнес-среду и жизнь в целом: удаленная работа, обновление системы городского планирования и метавселенные.

Удаленная работа. Она уже изменила экономику, но этот тренд еще себя не отработал. Трансформаций, которые принесет удаленка, я сейчас жду больше всего. В частности, удаленная работа приведет к новым требованиям к жилью. Например, у меня большая квартира в Москве, но при этом она недостаточно большая, чтобы три человека в ней могли работать удаленно. То есть нужны, может быть, небольшие, но отдельные комнаты — для работы и для жилья. Это уже сказывается на проектировании новых домов, но пока не так активно — жилье строится очень медленно.

Удаленка — драйвер для рынка специализированных сервисов, которые помогают коммуницировать с коллегами. Удаленная работа менее эффективна, чем работа в офисе, из-за отсутствия неформальной коммуникации — бизнес начинает активнее искать, как компенсировать это слабое место. Еще удаленка меняет требования к одежде. Например, пиджаки медленно уходят в прошлое.

Я думаю, что сдвиги произойдут и в образовании — людей нужно учить работать из дома. В вузах введут курсы по управлению удаленными командами и по работе в таких командах. Я бы рассказывал о новом формате работы уже в школах — стоит учить детей организации рабочего времени, пространства и правилам коммуникации в удаленной команде.

Удаленка также снижает нагрузку на автомобильный транспорт — большему количеству людей машина оказывается не нужна. Удаленный сотрудник может садиться за руль раз в неделю-две. А для этого можно даже не иметь свой автомобиль, а использовать каршеринг. Это в том числе приводит к другому глобальному изменению.

Общественный транспорт и городское планирование. Многие не любят самокаты, но они никуда не уйдут и будут становиться популярнее, просто потому что они очень удобные. В Турции, например, вы можете взять в аренду байк, как мы сейчас берем велосипеды или те же самокаты. В России зимой на байках не покататься, но индивидуальный транспорт так или иначе будет развиваться.

Для самокатов, велосипедов и байков нужна своя инфраструктура. Полоски шириной в полметра с края тротуара недостаточно — самокаты мешают и пешеходам, и водителям, а это травмоопасно. Постепенно власти муниципалитетов будут реагировать на потребности жителей, и инфраструктура будет меняться.

Еще одно ближайшее изменение — распространение электромобилей. Сейчас это не самая удобная технология из-за низкой емкости аккумуляторов, нехватки сервисов и зарядных станций. Но в последние десятилетия аккумуляторы становятся производительнее — могут запасать больше энергии на единицу веса. Со временем это неизбежно приведет к росту популярности электромобилей. Электрокары будут востребованы в том числе и потому, что снизят объем выхлопов в центрах городов. Однако на периферии загрязнений станет больше из-за производств аккумуляторов и сложности их утилизации.

Снижение популярности двигателей внутреннего сгорания приведет к сложностям в работе автосервисов — им уже сейчас пора перестраиваться на прием электрокаров. Кроме того, в экономике снизится роль топливных автозаправок как бизнеса. Все это произойдет, но не завтра.

Самое долгосрочное изменение, которое я прогнозирую, — появление автомобилей с автопилотом. Меньшему числу людей будут нужны права, а любая машина будет везти нас, как такси. Это изменит всю автоиндустрию и другие отрасли. Например, аварий станет сильно меньше: никто не будет пытаться влезть сбоку. Если будет меньше аварий, снизится загруженность медицинских служб.

Метаверсы. Это виртуальные пространства, где люди или их образы — аватары — могут взаимодействовать между собой, а также с цифровыми и реальными объектами. В этом пространстве связи и коммуникации будут выглядеть иначе, чем мы привыкли, хотя социальные законы сохранятся. Для использования метаверсов понадобятся либо обычные плоские экраны, либо VR-интерфейсы.

Однажды я придумал проект с метаверсом, а потом оказалось, что такой уже есть. Я придумал велотренажер, к которому подключен экран, а на нем изображен фантастический или реальный маршрут — например, «Тур де Франс». В таком устройстве главное — добиться эффекта присутствия, поэтому велосипедисту потребуется либо большой полутораметровый экран, либо VR-очки. Если на треке горка, тренажер увеличивает нагрузку, если спуск — нагрузка падает. А так как велотрек находится в метаверсе, рядом с пользователем другие велосипедисты едут по тому же маршруту. Единственное, чего нет в текущих проектах, — это возможности разговаривать с теми, кто едет рядом. Уверен, существующим проектам до этой опции буквально полшага.

Сейчас самый крупный метаверс, который я знаю, — Roblox. Он позиционируется как платформа для игр, но в Roblox, как и в любом метаверсе, коммуникация на первом месте, а игра на втором.

Метаверсы — это как раз та технология, которая вспыхнула, а затем потухла. Хайп метаверсов случился в 2021 году, когда Марк Цукерберг заявил, что наймет 10 000 человек и потратит десятки миллиардов долларов на развитие метавселенных. Тогда казалось, что до глобальных изменений интернета рукой подать. Но почти сразу энтузиазм угас — проект Цукерберга не особо отличался от того, чем уже пользовались люди.

Сейчас я жду, когда метавселенные пересоберутся и действительно изменят рынок. Для массового внедрения таких пространств нужны технологии и еще немного времени на формирование привычки. Я думаю, что поколение, которое будет активно пользоваться метаверсами, еще не выросло — они станут привычной частью жизни через 10—15 лет. Уверен, даже видеоконференции с коллегами будут проходить именно в метавселенной.

Если бы ни у кого не было автомобилей на бензине, электрокары заполнили бы весь мир за пару десятилетий. В текущих условиях массовый переход на электромобили будет заметно дольше

Фотограф: Анастасия Арсеньева

Индивидуальный подход для&nbsp;компаний с&nbsp;оборотом <nobr>от 120 000 000 ₽</nobr> в&nbsp;год

Предложение от Т-Банка

Индивидуальный подход для компаний с оборотом от 120 000 000 ₽ в год

  • Кредит до 300 000 000 ₽ на любые цели
  • Дополнительный доход с инструментами для корпоративных инвестиций
  • Гибкий зарплатный проект и безопасные выплаты самозанятым в одном сервисе
  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Павел Карпов
Павел Карпов

Какие тенденции вы ожидаете в ближайшие годы?


Больше по теме

Новости