Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Заявление


Письменная просьба или обращение


Заявление — это официальное обращение. Его подают руководителям компаний, ИП и в государственные учреждения — например, чтобы устроиться на работу, вернуть деньги за некачественные услуги или зарегистрировать бизнес.

К заявлению часто прикладывают дополнительные бумаги, такие как копия страниц паспорта или выписка об уплате госпошлины.

Кому подают заявление

Заявления подают работодателю, продавцу и в госорганы.

Работодателю. С помощью заявлений сотрудник и работодатель закрепляют решения по кадровым вопросам.

Все случаи, когда соискатель или сотрудник должен подать заявление работодателю, указаны в Трудовом кодексе РФ. Чаще всего оно нужно для таких целей:

  • получить отпуск;
  • уволиться по собственному желанию;
  • возместить ущерб, который причинил работодатель;
  • оформить трудовую книжку новому сотруднику, если он потерял или повредил старую.

Заявления помогают избежать разногласий между сотрудниками и работодателями, поэтому их нужно хранить. А еще этого требует закон: сроки хранения документов устанавливает Росархив.

Продавцу. Клиенты подают заявления, чтобы решить вопросы, связанные с купленными товарами, оплаченными работами или услугами. Обычно в заявлении требуют:

  • заменить товар ненадлежащего качества;
  • вернуть деньги за товар или услугу;
  • обменять товар;
  • уменьшить цену выполненной работы.

Полный список требований, которые потребитель может предъявить компании, есть в законе о защите прав потребителей.

В госорганы. С помощью заявлений предприниматели и компании сообщают о своих намерениях или просьбах в налоговую службу и другие ведомства. Например, при открытии ИП в налоговую подают заявление на регистрацию. А позже предприниматель может подать заявление о переходе на другую систему налогообложения, сообщить о смене деятельности или прекращении работы.

Подавать заявления можно тремя способами: лично в отделение ведомства, по почте или через портал госуслуг.

В шапке документа нужно обязательно указать название органа власти и код регионального подразделения, в которое вы подаете заявление. Например, «2308, Инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару».

Часто к заявлениям прикладывают дополнительные документы: справки, выписки, отчеты. Их можно оформить как приложение: сделать копии и пронумеровать листы.

Как оформить простое письменное заявление

Документы, которые используют для внутреннего обращения в компании, утверждает работодатель. Если утвержденных форм нет, можно пользоваться специальным гостом для оформления деловых документов.

Почти для всех заявлений в госорганы в законах установлены свои формы. Есть образца нет, можно составить документ самостоятельно. По закону в тексте любого заявления должны быть указаны:

  • адресат;
  • заявитель;
  • заголовок;
  • суть обращения;
  • личная подпись и дата.

Адресат. Должность и полное имя адресата указывают в правом верхнем углу в дательном падеже.

Адресата и отправителя всегда указывают в правом верхнем углу документа

Если заявление адресовано организации, ее название нужно указать в именительном падеже — например, «Министерство просвещения РФ».

Если заявитель направляет заявление в подразделение или филиал, название компании пишут в именительном падеже, а филиал и ФИО руководителя — в дательном.

Если адресат — компания или госорган с филиалами, нужно указать, куда именно направляете заявление

По госту указывают не более четырех адресатов. Но если их больше, можно составить отдельный список адресатов и приложить его к заявлению. Другой вариант: перечислить в шапке документа должности адресатов без указания их имен.

Заявитель. Если заявитель — работник компании или физлицо, имя и должность нужно указать в родительном падеже.

Заявителя указывают под адресатом

Если заявление написано от лица компании, в шапке документа обязательно должны быть ее название, ОГРН и контактные данные — фактический адрес, адрес электронной почты и телефон. Обычно они указаны на корпоративном бланке, но можно прописать эти данные вручную.

Если под рукой нет корпоративного бланка, нужно указать данные компании в шапке заявления

Заголовок. В середине строки или по левому краю нужно написать слово «заявление». Можно указать его назначение — например, «Заявление об установлении неполного рабочего времени.

Суть обращения. Заявление пишут с конкретной целью, поэтому в основной части документа заявитель должен объяснить причину обращения и подкрепить ее аргументами.

Если заявитель ссылается на закон, постановление или внутренний приказ руководителя, он должен указать номер, дату и название документа.

Задача пишущего — кратко и убедительно донести просьбу, аргументировать ее ссылками на документы

Чтобы обосновать свою просьбу или сообщение, к заявлению можно приложить документы. Их нужно упомянуть в тексте.

Если приложений несколько, их можно оформить списком

Листы приложения нужно пронумеровать и указать в заявлении их количество.

Дата и подпись. Дату ставят в конце заявления, по левому или правому краю, а подпись и ее расшифровку располагают напротив даты.

Как оформить заявление в электронном виде

В госте указаны правила оформления электронных документов:

  1. Нужно использовать шрифты Times New Roman, Arial, Verdana или Calibri. Оптимальный размер — 12—14.
  2. Адресата или само слово «Заявление» можно выделить полужирным.
  3. У документа есть минимальные поля: правое — 10 мм, левое, верхнее и нижнее — 20 мм.
  4. Абзацный отступ должен быть 1,25 см, а межстрочный интервал — 1—1,5.
  5. Основной текст нужно выравнивать по ширине листа.
  6. Реквизиты не должны занимать больше трети листа А4. Допустимая длина строки для выравнивания по правому краю — 7,5 см, по центру — 12 см.

Электронная подпись выглядит как специальный код или как графическое изображение — штамп с подписью ответственного лица, названием и логотипом компании. Ее ставят так же, как и обычную: по правому или левому краю листа.

Что важно запомнить

  1. Чаще всего заявления используют внутри компании, для выстраивания отношений с клиентами, взаимодействия с налоговой и другими госорганами.
  2. Составлять заявления в госорганы самому не нужно: у них есть утвержденные формы для заполнения.
  3. Компании сами разрабатывают шаблоны для заявлений сотрудников.
  4. Чтобы разработать шаблоны для корпоративных документов, можно воспользоваться специальным гостом: в нем есть все правила оформления заявлений.
Расчетный счет для бизнеса

Предложение Тинькофф

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Справочник предпринимателя

Больше по теме