Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Управление персоналом


Управление персоналом — это создание команды, которая помогает бизнесу достигать целей, и поддержка ее эффективной работы. Обычно этой задачей занимаются отделы кадров и руководители подразделений. Например, руководитель отдела продаж каждый месяц ставит новые цели перед подчиненными, мотивирует их, раздает задачи в зависимости от уровня подготовки сотрудника, помогает их решать, если возникают сложности.

В маленьких стартапах эти задачи могут брать на себя предприниматели.

Рассказываем, что такое управление персоналом и в чем его значение для бизнеса.

Зачем компании заниматься управлением персонала

Мы выделили пять основных функций, которые стоят перед специалистами, которые занимаются управлением персонала:

  1. Адаптация.
  2. Обучение.
  3. Развитие.
  4. Мотивация.
  5. Оценка.

Рассмотрим каждую из них.

Адаптация. Кадровики и руководители помогают новым сотрудникам познакомиться с коллегами, понять особенности работы в компании и в конкретном отделе.

Иван устроился менеджером по продажам в магазин дизайнерской мебели. Первый месяц работы у него была стажировка для адаптации.

Две недели руководитель вводил Ивана в работу: объяснял, как пользоваться учетной системой, знакомил с коллегами, показывал, к кому идти в разных ситуациях. Кроме этого, руководитель познакомил нового сотрудника со скриптами и особенностями продукта. В конце второй недели Иван сдал руководителю экзамен, в ходе которого показал, что уже знает основы работы.

Потом Ивана прикрепили к наставнику — опытному сотруднику компании. Он отвечал на вопросы новичка, помогал при возникновении сложностей. Работал Иван под присмотром наставника. И только после месяца адаптации он стал работать самостоятельно.

Обучение. Часто компании обучают сотрудников не только тем навыкам, которые касаются непосредственно работы — хард-скиллам, но и софт-навыкам — умениям, которые не относятся к основной деятельности, но помогают работнику быть эффективным. Например, клиентоориентированность, тайм-менеджмент, нетворкинг.

В агентстве, которое занимается интернет-продвижением, руководители раз в месяц проводят тренинги.

Темы чередуются — в одном месяце на тренинге разбирают профессиональные вопросы: актуальные тренды, нюансы работы. А в другом — переговоры с клиентами, умение работать в команде, управление проектами.

Это дает хороший результат и развивает персонал со всех сторон: сотрудники не только умеют настраивать рекламу, но и спокойно общаются с клиентами, решают конфликты в команде, грамотно планируют свое рабочее время.

Развитие. В некоторых компаниях руководители вместе с подчиненными составляют индивидуальные карты развития. Еще их называют roadmap.

Такие карты помогают сотрудникам понять, какие навыки надо прокачать, чтобы оставаться работать в команде или расти. Обычно roadmap состоит из таких разделов: цель специалиста, сроки, стратегия развития.

Пример дорожной карты сотрудника
Пример дорожной карты сотрудника

Так может выглядеть roadmap для сотрудника

Так может выглядеть roadmap для сотрудника

Мотивация. Мотивировать можно разными способами. Деньги — сильный мотиватор, но у сотрудников есть и другие стремления. Кого-то мотивирует возможность карьерного роста. Другим важно чувствовать свою значимость. А кто-то работает лучше, когда сложность задач постоянно повышается.

Способов замотивировать сотрудников на работу много. Понять, какие способы подходят команде и отдельным работникам, — задача руководителя.

В компании, которая занимается организацией квестов, администраторам от 18 до 25 лет. Им важно чувствовать себя частью команды, поэтому руководитель часто организовывает неформальные встречи в нерабочее время — походы в кафе, кино и на выставки, совместные выезды на пикники.

В той же компании в отделе, который занимается рекламой и продвижением бизнеса, большинство работников любят путешествия. Для них важна возможность работать на удаленке, взять выходной в любой день и выполнять задачи в удобное время. Поэтому руководитель поощряет сотрудников, которые успешно выполняют задачи, возможностью работать дистанционно.

Оценка. Чтобы понять, насколько эффективно работает персонал и какие есть зоны роста, руководители оценивают рабочий процесс сотрудников и его результаты. Например, прослушивают звонки клиентам или проверяют отчеты.

Некоторые компании проводят оценку часто и регулярно — у них есть системы грейдов, ежемесячные аттестации и премии за хорошие результаты.

В других компаниях системы оценки нет, но если в бизнесе возникают проблемы, проводят оценку работы персонала. Например, в компании упали продажи и руководитель отдела продаж начал прослушивать звонки клиентам и читать рабочую переписку менеджеров по продажам, чтобы найти сложности и помочь их исправить.

В каких-то компаниях оценку работы проводят для перехода на следующий уровень. Например, когда у сотрудника заканчивается испытательный срок и руководителю надо принять решение, оставлять его в команде или нет.

Как оценить эффективность управления персоналом

Метрики, по которым оценивают, насколько эффективна в компании система управления персоналом, зависят от ее бизнес-процессов и целей.

Критериями оценки могут быть:

  1. Сроки адаптации новых сотрудников. Обычно срок адаптации — от двух недель до двух месяцев. Но в зависимости от деятельности компании, сложности продукта и работы этот срок может быть больше или меньше. Чтобы понять, насколько эффективны сроки адаптации в конкретной компании, можно подсмотреть, как это происходит у конкурентов.
  2. Лояльность сотрудников к компании. Чтобы оценить лояльность, кадровики или руководители подразделений могут провести опросы. Например, по «Шкале организационной лояльности» Д. Мейера — Н. Ален. Ее можно найти в интернете.
  3. Уровень удовлетворенности сотрудников деятельностью. Чтобы его оценить, можно провести анонимное анкетирование или открыто поговорить с работниками. Например, руководитель может раз в квартал устраивать короткие беседы один на один с подчиненными и спрашивать, насколько они довольны работой и задачами. Если сотрудник недоволен своей работой, можно попытаться изменить его функции внутри отдела или перевести в другое подразделение, чтобы избежать выгорания или увольнения.
  4. Текучка персонала — как часто увольняются работники или их увольняют. Есть естественная текучка, когда кто-то из сотрудников хочет попробовать себя в другой компании или деятельности. Обычно это 3—5% в год. Но эти цифры могут быть больше в отдельных отраслях. Чтобы понять, какая текучка в вашем бизнесе нормальная, можно смотреть на рынок труда в вашей сфере.

Не всегда плохие результаты по метрикам, которые привели выше, говорят о том, что в компании неэффективно управляют персоналом. Проблема может быть в конкретном руководителе. Чтобы это понять, можно оценить ситуацию в целом в компании. Например, если сотрудники всех отделов достаточно лояльны к компании, редко увольняются и быстро адаптируются к работе, а в каком-то подразделении большая текучка и низкая лояльность, надо разбираться подробнее. Возможно, проблема в человеке, который управляет этим подразделением.

Что важно запомнить

  1. Управлением персоналом в компании чаще всего занимаются руководители подразделений и кадровики.
  2. Функции управления персоналом могут выполнять сами предприниматели. Так обычно бывает у индивидуальных предпринимателей и стартапов.
  3. К управлению персоналом относят адаптацию, обучение, развитие, мотивацию и оценку сотрудников.
  4. Эффективность управления персоналом можно оценить. Например, посмотреть на текучку или спросить сотрудников, насколько они довольны своей работой.
Бесплатная регистрация ИП

Предложение от Т-Банка

Бесплатная регистрация ИП

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно откроем счет для бизнеса после регистрации
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации