Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Стейкхолдер


Заинтересованная сторона


Стейкхолдер (от английского stake — «доля» — и holder — «держатель») — изначально акционер, но на деле так называют людей или компании, которые соприкасаются с работой бизнеса и влияют на него.

Стейкхолдерами могут быть любые лица, на чьи интересы влияет бизнес, например клиенты. А еще те, кто принимает решения, например совет директоров. Стейкхолдером может быть один человек или группа.

В статье рассказываем, кто такие стейкхолдеры и как с ними работать.

Кто такой стейкхолдер

Стейкхолдеры — это люди или компании, которые заинтересованы в работе бизнеса. Существует три основных типа стейкхолдеров:

  1. Те, с кем бизнес находится в финансовой или юридической связке: например, руководитель, сотрудники, инвесторы. Они заметно задействованы в бизнесе.
  2. Те, на кого влияют рабочие процессы: например клиенты, потребители, поставщики, партнеры.
  3. Те, кто сам влияет на работу бизнеса: например, СМИ, конкуренты или госорганы.

Какие стейкхолдеры относятся к бизнесу — зависит от его сферы деятельности.

Категории стейкхолдеров

Стейкхолдер может быть непосредственной частью бизнеса и оказывать на него прямое влияние. А может быть посторонним лицом и влиять извне:

Как взаимодействуютВнутри бизнесаИзвне
Кто входитВладельцы, основатели, директора, сотрудникиКонкуренты, СМИ, посредники, банки, госорганы

Стейкхолдеров еще разделяют на категории по уровню влияния:

Как влияютВ первую очередьВо вторую очередь
Кто входитРуководители, команда, поставщики, партнеры, клиентыКонкуренты, СМИ, органы власти, активисты

Чтобы повысить эффективность работы бизнеса, советуем относиться к внешним стейкхолдерам так же внимательно, как и к внутренним. Например, проводить встречи с покупателями, создавать временные союзы с конкурентами.

Как взаимодействовать со стейкхолдерами

Если учитывать интересы всех стейкхолдеров, бизнес будет процветать. С их помощью можно улучшить имидж бренда, сделать продукцию и услуги более качественными, привлечь больше денег. Для этого компании и ИП находят всех стейкхолдеров и узнают их предпочтения.

Учесть все интересы трудно, потому что мнения стейкхолдеров могут противоречить друг другу. Например, компания изготавливает газировку. Основатели компании хотели бы выпускать напитки в пластиковых бутылках, чтобы сократить расходы. А активисты требуют поменять упаковку, чтобы не загрязнять планету.

Важно отделить действительно важные предложения и замечания от капризов.

Рассказываем, что нужно делать.

Найдите всех стейкхолдеров. Чтобы взаимодействовать с заинтересованными сторонами, нужно понимать, с кем именно придется общаться. Для этого определите всех людей, которые относятся к бизнесу, и распределите их на группы: скажем, клиенты, поставщики, сотрудники — от гендиректора до стажера.

Чтобы получить развернутую карту стейкхолдеров, в каждой группе выделите подгруппы. Например, так выглядит развернутая карта стейкхолдеров одной фармацевтической компании из Великобритании.

На карте показаны стейкхолдеры, которые задействованы в работе фармацевтической компании. «Практическое руководство по организации взаимодействия со стейкхолдерами», Томас Крик

Когда выясните, какие заинтересованные лица причастны к вашему проекту, нужно определить, кто из них влияет на проект, а кто поддается влиянию.

Теперь узнайте основные интересы каждой категории стейкхолдеров. Рассказываем, как это можно сделать.

Постройте систему координат. Существует матрица стейкхолдеров, она выглядит как система координат «Влияние — Важность». Внутри находятся четыре квадрата: низкий приоритет, защита, мониторинг, хорошее отношение.

Важность показывает, как сильно заинтересован стейкхолдер в бизнесе. Влияние — то, насколько заинтересованная сторона может воздействовать на бизнес.

Матрица заинтересованных лиц

С помощью матрицы можно понять, как общаться с разными людьми и наладить управление рисками.

Ваша задача — распределить заинтересованные стороны внутри системы. Если заинтересованная сторона очень важна, но почти не имеет влияния — поместите ее в квадрат «Защита». Сюда, например, попадут уволенные работники: они уже не влияют на работу компании, но заинтересованы в ней. Если влияние стейкхолдера высокое, а важность низкая — внесите его в квадрат «Мониторинг». Далее — по аналогии.

ГруппаЧто делатьПример
Хорошее отношениеС теми, кто попал в этот квадрат, ведите себя честно. Соблюдайте условия договоров, старайтесь удовлетворить желания стейкхолдеровИнвестор
От него зависит, сколько денег получит компания, а еще он владеет долей и может принимать решения, то есть прямо влиять на процессы. Он может как обеспечить, так и ограничить доступ к инвестиционным фондам. Владельцы бизнеса соблюдают обязательства, которые прописаны в договорах, и проводят презентации, чтобы держать инвестора в курсе успехов и неудач. Если что-то идет не так, об этом говорят честно
ЗащитаОцените стратегические возможности и угрозы. Нужно вложить деньги в работу с такими стейкхолдерами — это поможет понять проблемы и решить ихУволенные сотрудники
Чтобы избежать конфликтов, компания выплачивает сокращенным работникам зарплату за полгода
МониторингС теми, кто в этом квадрате, больше общайтесь и информируйтеСМИ
У них много влияния, но в работе компании они не заинтересованы. То, что говорят о компании в новостях, влияет на потребителей и клиентов. Лучше предотвратить негатив с их стороны и заранее рассказать что-то хорошее
Низкий приоритетТем, кто попал в этот квадрат, можно уделить минимальное внимание. Дайте стейкхолдерам доступ к информационным каналам и обратной связи. Они фактически ничего не решаютЛюди, которые живут по соседству с предприятием
Если нет вредоносных факторов, которые могли бы спровоцировать митинги, — им место в этом квадрате

Учесть интересы таких разных людей поможет грамотный проджект-менеджер. Для каждой категории стейкхолдеров будут индивидуальные решения проблем. Если правильно определить заинтересованные стороны и составить матрицу — получатся методы работы для каждой категории. Например, вот решения, которые компания Phillips подготовила для того, чтобы наладить взаимодействие со стейкхолдерами.

Стейкхолдеры Phillips и методы работы с ними. «Практическое руководство по организации взаимодействия со стейкхолдерами», Томас Крик

Важно помнить, что стейкхолдеры — это обычные люди. У них естественные интересы. Например, покупатель заинтересован в том, чтобы купить, инвестор — заработать денег, производитель — выполнить работу, чтобы удовлетворить клиента.

Что важно запомнить

  1. Стейкхолдер — это заинтересованная сторона. Им может быть физическое или юридическое лицо. Стейкхолдер влияет на бизнес или подвергается влиянию.
  2. Чтобы бизнес процветал, нужно учитывать интересы стейкхолдеров. Их желания влияют на принятие решений в бизнесе.
  3. Организацией взаимодействия со стейкхолдерами обычно занимается менеджер проекта.
  4. Матрица заинтересованных лиц поможет произвести оценку эффективности и в результате систематизировать взаимодействие с ними.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 695 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости