Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Retention


Retention, или retention rate, RR, — маркетинговая метрика. С ее помощью оценивают, сколько клиентов продолжают пользоваться продуктом, услугой или платформой через определенный период с момента первого взаимодействия.

Разберемся, как считать retention и анализировать результаты.

Что такое retention rate

Простыми словами retention rate — это возвращаемость пользователей. Метрика показывает, какая доля людей вернулась в конкретный день, неделю или месяц после первого контакта с продуктом.

Кому и зачем считать коэффициент удержания клиентов

Метрика важна для широкого спектра бизнесов, особенно тех, которые заботятся о долгосрочных отношениях с клиентами. Например, для интернет-магазинов, сервисов подписки, мобильных приложений, образовательных платформ, B2B-компаний.

Retention позволяет решать следующие задачи:

  1. Оценивать лояльность клиентов. Высокий retention указывает на то, что клиенты довольны продуктом и склонны возвращаться.
  2. Анализировать эффективность маркетинговых стратегий. Если после проведения рекламной кампании retention вырос, значит, она была эффективной.
  3. Прогнозировать будущие доходы. Если retention стабильно увеличивается, можно рассчитывать на дальнейший рост и исходя из этого планировать бюджет и ресурсы.
  4. Выявлять проблемные области. Анализ retention помогает определить, на каком этапе пользователи чаще всего отказываются от продукта. Например, если много клиентов уходит после первой недели использования, это может указывать на проблемы с онбордингом.
  5. Улучшать продукт и сервис. На основе данных о поведении пользователей можно вносить изменения в продукт, чтобы он был полезнее для клиентов.
  6. Снижать затраты на привлечение клиентов. Удержание пользователей дешевле, чем привлечение новых. Высокий retention снижает необходимость постоянно искать новых клиентов и экономит маркетинговый бюджет.

В итоге расчет и анализ retention rate помогают бизнесу увеличивать прибыль. Клиенты, которые остаются надолго, приносят больше дохода за все время взаимодействия с продуктом.

Как рассчитать retention rate

Чтобы рассчитать показатель, нужно определить период времени и установить, какое количество пользователей было в его начале и в конце.

Формула расчета выглядит так:

Представим, что нужно рассчитать месячный retention rate для мобильного приложения для фитнеса решило рассчитать.

В начале месяца у приложения было 10 000 активных пользователей, а в конце — только 4 000.

RR = (4 000 / 10 000) × 100% = 40%.

Результат оценивают, сравнивая показатель с аналогичными приложениями той же категории. Средний месячный retention rate для мобильных приложений часто составляет 20—30%, значит, в этой сфере 40% может считаться показателем выше среднего.

Обычно retention рассчитывают автоматически в системах продуктовой аналитики, поэтому пользователю важно лишь понимать логику этой формулы.

Как часто считать RR

Retention rate можно рассчитать за любой период — день, неделю, месяц и так далее. Частота расчета зависит от типа бизнеса, его целей и доступных ресурсов.

Например, в онлайн-магазине покупки происходят с разной частотой. Можно рассчитывать RR ежемесячно — чтобы оценивать эффективность акций и рекламных кампаний или выявлять сезонные тренды.

А страховые компании работают по долгосрочным контрактам — обычно на год или больше. Для них ключевой метрикой станет ежегодный RR — позволит оценить лояльность клиентов, оптимизировать затраты на привлечение новых клиентов и спрогнозировать будущие доходы.

Какой retention rate считается хорошим

Универсальных значений не существует — RR зависит от типа бизнеса и отрасли.

Для большинства интернет-магазинов хороший месячный retention — 20—30%. Если магазины предлагают повторные покупки или в них действуют программы лояльности, хорошим считается годовой RR 50—60%.

Определить хороший retention для своего продукта можно при сравнении с лидерами рынка, которые решают ту же или схожую задачу.

Какие метрики связаны с retention

RR связан с рядом других метрик, которые помогают глубже изучить поведение пользователей и оценить эффективность стратегий удержания. Собрали их на плашке. Чтобы узнать больше про каждую из метрик, переходите по гиперссылке.

За какими еще метриками следить:

  1. Churn rate, CR, — коэффициент оттока. Высокий churn rate обычно указывает на низкий retention rate и наоборот.
  2. Net promoter score, NPS, — индекс потребительской лояльности. Высокий NPS часто коррелирует с высоким RR, так как довольные клиенты более склонны продолжать использовать продукт.
  3. Repeat purchase rate, RPR, — частота повторных покупок. Высокий RPR свидетельствует о лояльности и высоком уровне удовлетворенности клиентов, что может поддерживать высокий retention rate.
  4. Lifetime value, LTV — показатель долгосрочной прибыли от клиента. Высокий RR обычно увеличивает LTV, так как клиенты остаются с бизнесом дольше и приносят больше прибыли.

Как повысить customer retention rate

Для улучшения RR критически важно понять, на каком этапе пользователь прекращает взаимодействие с продуктом или услугой, — и постараться это исправить.

Чтобы выявить проблемные точки, можно составить CJM, карту пути клиента. С ее помощью разделите клиентский путь на ключевые этапы и выясните, на каком из них происходит наибольший отток пользователей. Для этого изучите метрики — время, которое клиент проводит на каждом этапе, частоту взаимодействий, количество возвратов и отмен — и соберите обратную связь от потребителей. На основе собранных данных постарайтесь исправить проблему.

У Алексея — мобильное приложение для фитнеса. Он обнаружил, что многие пользователи перестают активно пользоваться приложением через неделю после регистрации. Анализ показал, что клиентам сложно настроить программы тренировок.

Алексей решил проблему: улучшил процесс настройки тренировок, сделав его более простым и понятным, добавил подсказки и рекомендации. А еще снял обучающее видео, чтобы новым пользователям было легко освоиться.

Регулярно собирайте обратную связь от клиентов и обновляйте продукт — тогда получится поддерживать RR на приемлемом уровне.

Что важно запомнить

  1. Retention rate — метрика, с помощью которой маркетологи считают возвращаемость пользователей.
  2. Чтобы рассчитать RR, нужно знать число пользователей на конец и начало периода, который вас интересует.
  3. Для улучшения RR важно понять, на каком этапе клиент перестает пользоваться продуктом или услугой, — и постараться решить проблему.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации