Актуальное

Индивидуальный подход для развития вашего бизнеса

Индивидуальный подход для развития вашего бизнеса

Подробнее →

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Глоссарий Редактор: Павел Карпов

Основные средства

Дорогостоящее имущество бизнеса с длительным сроком использования

Основные средства, ОС — это имущество бизнеса, которое стоит больше 100 000 ₽ и используется в работе минимум год. Это имущество помогает компании или ИП работать и получать доход. Например, к ОС относят склад, рабочий автомобиль, станок, компьютер в отделе продаж.

Что относят к основным средствам

Основные средства — это имущество, которое отвечает шести критериям.

  1. Объект используют в производстве товара, при выполнении работ или оказании услуг. Подойдет и то, что используется для управленческих нужд либо сдачи в аренду. Например, служебный автомобиль директора кондитерской фабрики напрямую не участвует в производстве, но при этом используется в работе и считается основным средством предприятия.
  2. Ожидаемый срок полезного использования объекта более 12 месяцев. Лист бумаги или банка с краской могут лежать на полке годами, но основным средством не станут — при использовании они быстро заканчиваются.
  3. Объект приобрели не для того, чтобы перепродать. Так, машины, которые автосалон покупает у производителей или населения, а затем продает, для салона не основные средства, а товар.
  4. Объект способен принести экономическую выгоду. Фрезерный станок помогает предприятию получать деньги — это ОС. А дорогая картина в кабинете директора заработку не способствует и ОС быть не может.
  5. Объект изнашивается с течением времени. Поэтому здание — ОС, а земельный участок под ним — нет, поскольку с годами он практически не меняется.
  6. Затраты на приобретение ОС и доведение до состояния, в котором его можно использовать, не меньше лимита. В налоговом учете это 100 000 ₽, а в бухгалтерском организация устанавливает его самостоятельно. Многие берут за основу налоговый лимит.

Все типы основных средств указаны в Общероссийском классификаторе основных фондов. Вот основные виды:

Классификатор основных фондов
  • здания и сооружения;
  • рабочие и силовые машины, транспортные средства;
  • оборудование;
  • компьютеры;
  • инструменты и хозяйственный инвентарь;
  • племенной скот и многолетние растения.

В состав основных средств не входит готовая продукция любой стоимости и длительности использования, поскольку ее будут продавать. Также к основным средствам не относятся, например, запчасти для других ОС, спецодежда и тара для хранения.

Первоначальная стоимость ОС

Основные средства есть практически у каждого бизнеса — и у ИП, и у крупных компаний. И тем, и другим нужно сформировать первоначальную стоимость ОС — это сумма, за которую бизнес получил ОС в состоянии, пригодном для использования. Допустим, компании нужен гараж:

  • его можно купить — тогда первоначальной стоимостью основного средства будет цена покупки;
  • можно построить — его стоимостью станут затраты на строительство;
  • учредитель может внести свой гараж в уставный капитал компании. Тогда нужен отчет оценщика, и по его цене объект примут к учету;
  • если компания получила гараж в результате обмена или бесплатно — его ценой станет рыночная.

Во всех случаях в первоначальную стоимость включают сопутствующие затраты, например в случае с гаражом — госпошлину за оформление в собственность.

Для любого ОС надо установить срок полезного использования. Это оценочное время, в течение которого объект будет работоспособен. Для налоговых целей срок берут из классификации ОС. В бухучете компании устанавливают срок сами, но обычно его делают таким же, как в налоговом учете.

Классификация ОС

Учет основных средств

Как учитывать ОС, зависит от формы бизнеса и системы налогообложения.

Бухучет. Предприниматели не ведут бухучет и фиксировать ОС не должны.

Компании отражают основные средства в бухгалтерском учете, поскольку обязаны вести его. Нужно установить первоначальную стоимость основного средства предприятия и срок его полезного использования, а потом распределить стоимость на продукцию, которую изготовили за весь период использования, — это называется амортизацией. В отдельной статье мы объяснили, как начислять и вести учет амортизации.

Что такое амортизация

Налоговый учет. Компании и ИП на ОСН учитывают основные средства для налогового учета так же, как компании для бухучета, — фиксируют первоначальную стоимость ОС и амортизируют ее.

Компании и ИП на УСН «Доходы минус расходы» списывают первоначальную стоимость полностью в году приобретения. На УСН «Доходы» ОС в налоговом учете вообще не показывают.

Как заполнить декларацию по УСН

Компании и ИП на любой УСН должны учитывать амортизацию для исчисления остаточной стоимости ОС — разницы между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. Остаточная стоимость всех основных средств любого упрощенца не должна превышать 150 млн рублей.

Предприниматели на патентной системе не учитывают ОС и не исчисляют остаточную стоимость.

Что важно запомнить

  1. Основные средства — это имущество бизнеса, которое стоит больше 100 000 ₽ и используется в работе минимум год.
  2. Основные средства должны использоваться в работе и приносить бизнесу прибыль.
  3. В бухучете отражают только основные средства организации, ИП бухучет не ведут. Налоговый учет ОС зависит от формы налогообложения бизнеса.

Сейчас читают

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

[popup_uchebnik_ip]

[popup]