Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Хеджирование


Хеджирование помогает бизнесу защититься от рисков и сохранить цену актива при неблагоприятной ситуации. Активы — это все имущество бизнеса, которое участвует в создании дохода.

Компания «Колосок» выращивает и продает пшеницу. Когда в мире урожай пшеницы маленький, ее цена растет до 20 000 ₽ за тонну, потому что на всех не хватает. Когда урожай хороший, цена падает до 15 000 ₽ за тонну, потому что пшеницы на рынке становится очень много.

Весной руководитель «Колоска» думает, что в этом году урожай будет хорошим, а цена пшеницы низкой. Он решил подстраховаться от убытков. Для этого он находит компанию «Сдоба», чей владелец уверен, что в этом году, наоборот, будет мало пшеницы и она будет дорогой.

«Колосок» договаривается со «Сдобой», что продаст ей 100 тонн пшеницы по цене 17 000 ₽ за тонну через шесть месяцев. Каждая сторона договора считает, что ей это выгодно.

В данной ситуации обе компании хеджируют риски и являются хеджерами.

Когда пригодится хеджирование

Хеджирование целесообразно, когда цена товара, услуги или работы сильно зависит от спроса или валютного курса. Обычно риски хеджируют в ситуациях, когда компания или ИП:

  • покупает сырье или товар в одной валюте, а продает в другой;
  • торгует товарами, услугами или работами, стоимость которых может быстро меняться;
  • проводит операции с ценными бумагами;
  • проводит операции с иностранной валютой;
  • закупает сырьевые товары и энергоносители;
  • получает кредиты, но сомневается, выгодна ли ставка.

При этом хеджер соглашается потерять часть возможного дохода при благоприятном повороте рынка.

Оксана 15-го числа каждого месяца закупает в юанях одежду в Китае, а потом продает ее в России. В 2021 году средний курс был 11,5 ₽ за один юань.

В конце февраля 2022 года курс начал расти, и Оксана решила перестраховаться — она подумала, что к 15 марта курс может оказаться совсем невыгодным. Она договорилась с поставщиком одежды, что 15 марта закупит у него 50 футболок и штанов по курсу 15 ₽ к одному юаню.

15 марта 2022 года один юань стоил 18,22 ₽. В итоге Оксана сэкономила 3,22 ₽ за каждый потраченный юань. Обрадовавшись выгоде, Оксана заключила такой же контракт на 15 апреля.

15 апреля курс был 12,75 ₽ за юань. В итоге на этой сделке Оксана потеряла 2,25 ₽ за каждый потраченный юань.

Потенциальные прибыль и убыток при хеджировании обычно не равны между собой. Поэтому в подобных сделках важно просчитать возможные исходы наперед и понять, какие условия будут выгоднее для бизнеса.

Инструменты хеджирования

Инструменты хеджирования — это виды договоров, которые компании или ИП заключают между собой.

Инструменты можно комбинировать, хеджируя, например, треть актива одним способом, треть — другим и еще треть — не хеджируя вовсе, оставив ее на волю рынка. Такая стратегия хеджирования поможет не только снизить, но и распределить риски.

Самые простые и эффективные виды хеджирования — форварды и опционы, хотя страховать риски можно и другими способами.

Форвард

Форвард — это контракт, который обязывает одну сторону купить у другой определенный актив. При этом цена и дата покупки оговариваются заранее. Это строгое соглашение, которое обязательно для выполнения двумя сторонами.

Выше мы рассматривали два примера хеджирования — с пшеницей и одеждой. Это были форвардные контракты: стороны были обязаны совершить сделку к определенному сроку на заранее оговоренных условиях.

При таком механизме хеджирования у продавца может не быть на руках товара на момент заключения форвардного контракта. Главное, чтобы товар был в момент совершения сделки в ту дату, на которую заключен договор.

Документ можно составить в свободной форме. При этом сохраняется высокий риск, что контрагент не выполнит свои обязательства по такому договору. Но можно подстраховаться: предусмотреть ответственность сторон за невыполнение условий или требовать выполнения условий контракта в суде.

После исполнения форвардного контракта, скорее всего, одна из сторон окажется в менее выгодных условиях. Но при этом обе стороны получили страховку от рисков при резко негативном сценарии.

Опцион

Опцион похож на форвард — это контракт на продажу актива по заранее оговоренной цене к определенной дате. Отличие в том, что опцион дает покупателю актива право, а не обязанность совершить сделку.

Компания или ИП, которая желает заключить опцион, платит другой опционную премию за заключение договора. Опционная премия работает как залог. Ее сумма останется у контрагента, даже если владелец опциона откажется проводить сделку.

Компания «Детский повар» делает яблочные пюре. Через шесть месяцев она хочет купить 100 тонн яблок по 20 000 ₽ за тонну — в сумме 2 000 000 ₽. Организация нашла другую компанию — «Золотой налив», которая продает эти яблоки.

Пока у «Детского повара» нет 2 000 000 ₽, и компания решает заключить опцион. Она понимает, что такое хеджирование оставляет ей больше возможностей, чем форвард. Компания платит 200 000 ₽ «Золотому наливу» за заключение опциона. Теперь «Детский повар» сможет купить 100 тонн яблок через шесть месяцев за оставшиеся 1 800 000 ₽.

Есть два сценария. В первом тонна яблок стала стоить дороже — 25 000 ₽. «Детскому повару» это выгодно, и он пользуется своим правом на покупку яблок. Так благодаря опциону компания сэкономила 500 000 ₽.

Во втором сценарии яблоки подешевели до 17 000 ₽ за тонну. Теперь опцион уже не выгоден, и «Детский повар» решает не пользоваться им, а купить яблоки отдельно за 1 700 000 ₽. Это на 300 000 ₽ дешевле, чем выполнять опцион. При этом 200 000 ₽ опционной премии остаются у продавца. Решение отказаться от выполнения опциона сэкономило «Детскому повару» 100 000 ₽.

Опцион — более гибкий метод хеджирования рисков. Он полезен, когда потенциальный убыток от заключения сделки может оказаться слишком большим. Тогда от сделки можно отказаться и отделаться меньшим ущербом.

Что важно запомнить

  1. Хеджирование — это защита актива от падения в стоимости.
  2. Хеджирование пригодится, если цена товара, услуги или работы может резко меняться.
  3. Можно хеджировать не все активы, а только их часть.
  4. Перед хеджированием нужно тщательно просчитать возможные колебания цены.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 838 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации