Хеджирование помогает бизнесу защититься от рисков и сохранить цену актива при неблагоприятной ситуации. Активы — это все имущество бизнеса, которое участвует в создании дохода.
Компания «Колосок» выращивает и продает пшеницу. Когда в мире урожай пшеницы маленький, ее цена растет до 20 000 ₽ за тонну, потому что на всех не хватает. Когда урожай хороший, цена падает до 15 000 ₽ за тонну, потому что пшеницы на рынке становится очень много.
Весной руководитель «Колоска» думает, что в этом году урожай будет хорошим, а цена пшеницы низкой. Он решил подстраховаться от убытков. Для этого он находит компанию «Сдоба», чей владелец уверен, что в этом году, наоборот, будет мало пшеницы и она будет дорогой.
«Колосок» договаривается со «Сдобой», что продаст ей 100 тонн пшеницы по цене 17 000 ₽ за тонну через шесть месяцев. Каждая сторона договора считает, что ей это выгодно.
В данной ситуации обе компании хеджируют риски и являются хеджерами.
Когда пригодится хеджирование
Хеджирование целесообразно, когда цена товара, услуги или работы сильно зависит от спроса или валютного курса. Обычно риски хеджируют в ситуациях, когда компания или ИП:
- покупает сырье или товар в одной валюте, а продает в другой;
- торгует товарами, услугами или работами, стоимость которых может быстро меняться;
- проводит операции с ценными бумагами;
- проводит операции с иностранной валютой;
- закупает сырьевые товары и энергоносители;
- получает кредиты, но сомневается, выгодна ли ставка.
При этом хеджер соглашается потерять часть возможного дохода при благоприятном повороте рынка.
Оксана 15-го числа каждого месяца закупает в юанях одежду в Китае, а потом продает ее в России. В 2021 году средний курс был 11,5 ₽ за один юань.
В конце февраля 2022 года курс начал расти, и Оксана решила перестраховаться — она подумала, что к 15 марта курс может оказаться совсем невыгодным. Она договорилась с поставщиком одежды, что 15 марта закупит у него 50 футболок и штанов по курсу 15 ₽ к одному юаню.
15 марта 2022 года один юань стоил 18,22 ₽. В итоге Оксана сэкономила 3,22 ₽ за каждый потраченный юань. Обрадовавшись выгоде, Оксана заключила такой же контракт на 15 апреля.
15 апреля курс был 12,75 ₽ за юань. В итоге на этой сделке Оксана потеряла 2,25 ₽ за каждый потраченный юань.
Потенциальные прибыль и убыток при хеджировании обычно не равны между собой. Поэтому в подобных сделках важно просчитать возможные исходы наперед и понять, какие условия будут выгоднее для бизнеса.
Инструменты хеджирования
Инструменты хеджирования — это виды договоров, которые компании или ИП заключают между собой.
Инструменты можно комбинировать, хеджируя, например, треть актива одним способом, треть — другим и еще треть — не хеджируя вовсе, оставив ее на волю рынка. Такая стратегия хеджирования поможет не только снизить, но и распределить риски.
Самые простые и эффективные виды хеджирования — форварды и опционы, хотя страховать риски можно и другими способами.
Форвард
Форвард — это контракт, который обязывает одну сторону купить у другой определенный актив. При этом цена и дата покупки оговариваются заранее. Это строгое соглашение, которое обязательно для выполнения двумя сторонами.
Выше мы рассматривали два примера хеджирования — с пшеницей и одеждой. Это были форвардные контракты: стороны были обязаны совершить сделку к определенному сроку на заранее оговоренных условиях.
При таком механизме хеджирования у продавца может не быть на руках товара на момент заключения форвардного контракта. Главное, чтобы товар был в момент совершения сделки в ту дату, на которую заключен договор.
Документ можно составить в свободной форме. При этом сохраняется высокий риск, что контрагент не выполнит свои обязательства по такому договору. Но можно подстраховаться: предусмотреть ответственность сторон за невыполнение условий или требовать выполнения условий контракта в суде.
После исполнения форвардного контракта, скорее всего, одна из сторон окажется в менее выгодных условиях. Но при этом обе стороны получили страховку от рисков при резко негативном сценарии.
Опцион
Опцион похож на форвард — это контракт на продажу актива по заранее оговоренной цене к определенной дате. Отличие в том, что опцион дает покупателю актива право, а не обязанность совершить сделку.
Компания или ИП, которая желает заключить опцион, платит другой опционную премию за заключение договора. Опционная премия работает как залог. Ее сумма останется у контрагента, даже если владелец опциона откажется проводить сделку.
Компания «Детский повар» делает яблочные пюре. Через шесть месяцев она хочет купить 100 тонн яблок по 20 000 ₽ за тонну — в сумме 2 000 000 ₽. Организация нашла другую компанию — «Золотой налив», которая продает эти яблоки.
Пока у «Детского повара» нет 2 000 000 ₽, и компания решает заключить опцион. Она понимает, что такое хеджирование оставляет ей больше возможностей, чем форвард. Компания платит 200 000 ₽ «Золотому наливу» за заключение опциона. Теперь «Детский повар» сможет купить 100 тонн яблок через шесть месяцев за оставшиеся 1 800 000 ₽.
Есть два сценария. В первом тонна яблок стала стоить дороже — 25 000 ₽. «Детскому повару» это выгодно, и он пользуется своим правом на покупку яблок. Так благодаря опциону компания сэкономила 500 000 ₽.
Во втором сценарии яблоки подешевели до 17 000 ₽ за тонну. Теперь опцион уже не выгоден, и «Детский повар» решает не пользоваться им, а купить яблоки отдельно за 1 700 000 ₽. Это на 300 000 ₽ дешевле, чем выполнять опцион. При этом 200 000 ₽ опционной премии остаются у продавца. Решение отказаться от выполнения опциона сэкономило «Детскому повару» 100 000 ₽.
Опцион — более гибкий метод хеджирования рисков. Он полезен, когда потенциальный убыток от заключения сделки может оказаться слишком большим. Тогда от сделки можно отказаться и отделаться меньшим ущербом.
Что важно запомнить
- Хеджирование — это защита актива от падения в стоимости.
- Хеджирование пригодится, если цена товара, услуги или работы может резко меняться.
- Можно хеджировать не все активы, а только их часть.
- Перед хеджированием нужно тщательно просчитать возможные колебания цены.