Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Аффилированность


Связь между людьми или компаниями, при которой одна из сторон контролирует или оказывает влияние на другую


Аффилированность — термин из области защиты конкуренции и закона об АО и ООО. Его используют прежде всего в сфере налогового законодательства в антимонопольных целях и для защиты интересов акционеров, участников и инвесторов.

Аффилированные лица — люди или компании, которые связаны между собой так, что это может повлиять на принятие бизнес-решений. Связи между ними могут быть финансовыми и управленческими.

ООО «Медфарм» производит и продает медицинское оборудование. У ее владельца есть акции в небольшом ООО «Доставляй», которое оказывает ООО «Медфарм» логистические услуги. «Медфарм» и «Доставляй» — аффилированные лица.

С аффилированными компаниями можно сотрудничать, но стоит помнить, что это может привлечь внимание антимонопольной службы, налоговой, инвесторов или участников.

Каковы признаки аффилированности

Аффилированность контрагента не означает, что партнерство невозможно или нежелательно, но о ней важно знать. Например, если контрагент аффилирован с компанией — конкурентом вашего бизнеса, это может создать конфликт интересов.

По закону к признакам аффилированности относят:

  • участие в коллегиальном органе управления организации, например совете директоров или наблюдательном совете;
  • возможность распоряжаться не менее 20% голосов акционеров или участников;
  • единоличное руководство бизнесом;
  • родственные отношения с руководством компании.

Это основные критерии. Еще к аффилированности относят случаи, когда:

  • компании хранят товары на одном складе;
  • у офисов один адрес;
  • два разных бизнеса в государственных органах представляет один и тот же человек;
  • у компаний общие сотрудники.

Если организация входит в состав группы компаний, к ее аффилированным лицам относят и участников этой группы.

Что такое список аффилированных лиц

Компании должны сами вести реестр лиц, которых можно отнести к аффилированным. Так ведомства могут контролировать работу компаний, оценивать риски монополизации рынка и выявлять незаконные схемы, а сами бизнесы — вызывать доверие у инвесторов и партнеров. В случае споров список аффилированных лиц может служить доказательством при разрешении конфликтов.

ООО «Пеликан» и ООО «Единорог» аффилированны — у них общий участник. «Пеликан» предоставил «Единорогу» крупный кредит на коммерческих условиях. Впоследствии между компаниями возник конфликт из-за выплаты кредита. «Единорог» утверждает, что условия кредита были несправедливыми и выгодными для «Пеликана» из-за общего участника. Список аффилированных лиц может подтвердить, что между компаниями возможен конфликт интересов.

Реестр аффилированных лиц выдают по требованию участников или акционеров. В реестре нужно указывать:

  • имена и ИНН аффилированных людей, названия и ОГРН компаний;
  • причины, по которым человек или компания считается аффилированным. Например, доля в уставном капитале или процент акций во владении компанией;
  • отчетное полугодие;
  • изменения, которые произошли за отчетный период;
  • ссылку на сайт компании или другой веб-ресурс, где размещают список аффилированных лиц.
Титульный лист списка аффилированных лиц Тинькофф Банка

За отсутствие информации об аффилированных лицах АО и ООО придется заплатить штраф от 200 000 до 300 000 ₽.

За сокрытие информации об аффилированных лицах или указание недостоверных сведений в реестре для ПАО и непубличных АО штраф — 700 000 — 1 000 000 ₽.

Как проводить сделки с аффилированными компаниями

Опасность сделок с аффилированными компаниями — в возникновении конфликта интересов, несправедливых условий сделки и нарушения закона. Это может повлечь юридические и финансовые риски для обеих сторон и навредить их репутации.

При таких сделках следует обращать внимание на следующие факторы.

Ценообразование. Все сделки между аффилированными компаниями можно заключать только на условиях, которые применимы для других компаний на рынке. Нельзя устанавливать искусственно высокие или низкие цены, это может повлиять на налоговые обязательства контрагента. Можно провести независимую оценку стоимости сделки, чтобы убедиться в справедливости цены.

Документация. Все условия и соглашения должны быть четкими и понятными. Это позволит избежать недоразумений и конфликтов в будущем.

Согласование с советом директоров. Если компания заключает контракт с членом совета директоров, нужно отстранить заинтересованное лицо от обсуждения договора — иначе сделку признают недействительной.

Внимание к этим факторам поможет снизить риски при сделках с аффилированными лицами и обеспечить соблюдение закона.

Чем отличается аффилированность от взаимозависимости

Лица могут быть одновременно аффилированными и взаимозависимыми. Взаимозависимость — связь между людьми или компаниями, которые могут влиять на экономическую деятельность друг друга. Компании могут быть взаимозависимыми в разных аспектах, например в поставках, продажах, финансировании. Сотрудничество между взаимозависимыми компаниями основано на подчинении одной компании другой.

Аффилированность отличается от взаимозависимости прежде всего сферой применения. Взаимозависимость влияет на налоговые обязательства и регулируется налоговым кодексом.

Перечислили основные отличия аффилированности от взаимозависимости в таблице:

АффилированностьВзаимозависимость
Процент участия юрлица или физлица в уставном капитале компанииМинимум 20%Минимум 25%
Степень родства учредителей или руководства компанииСупруги, родители и дети, братья и сестры хотя бы с одним общим родителемСупруги, родители и дети, братья и сестры хотя бы с одним общим родителем, опекун и подопечный
Одна компания подчиняется другойНетДа
Признание связиОбязательноеДобровольное

ООО «Сова» — материнская компания, которая производит гели для душа. У «Совы» есть дочерняя компания — ООО «Бобер», — которая специализируется на продаже созданных ею гелей для душа. ООО «Сова» и ООО «Бобер» — взаимозависимые компании. «Сова» может предоставлять маркетинговую и рекламную поддержку «Бобру» для продвижения продукции на рынке. Еще «Сова» может оказывать финансовую поддержку дочерней компании, если та сталкивается с финансовыми трудностями.

Взаимозависимые компании выстраивают взаимовыгодные отношения. Их главная цель — совместная успешная деятельность. В сделках между аффилированными компаниями внимание уделяется предотвращению конфликта интересов и соблюдению законов о защите конкуренции.

Что важно запомнить

  1. Аффилированность может возникать по различным причинам, например совместное владение акциями или долями в компании.
  2. Аффилированные компании могут оказывать друг другу финансовую помощь.
  3. Заинтересованные лица не могут участвовать в сделках с аффилированными компаниями.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 654 читателя

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости