Раньше ТКО — твердые коммунальные отходы — вывозили управляющие компании. Теперь это обязанность региональных операторов. Рассказываем, как заключить договор на вывоз мусора, что нужно в нем предусмотреть и как учесть эти расходы в бухгалтерском и налоговом учете.
Что такое ТКО
Твердые коммунальные отходы, или ТКО, — это малогабаритный мусор от бытовой и предпринимательской деятельности. Особенности регулирования обращения с ТКО прописаны в законе № 89-ФЗ «Об отходах и потреблении».
Магазин на первом этаже жилого дома продает обувь. Бывает, что покупатели оплачивают обувь, сразу ее надевают, а коробки оставляют в магазине. Еще продавцы выбрасывают чеки, а бухгалтер — бумагу. На обеде сотрудники пьют чай, и у них остаются пищевые отходы. Коробки, бумагу, чеки и пищевые отходы — то есть ТКО — магазин выбрасывает в общий бак у дома.
Другой пример. Офис строительной компании находится в отдельном здании. Бытовой мусор — пищевые отходы, бумагу, пластиковую посуду — выбрасывают в ведро, затем уборщица выносит в контейнер около офиса. Этот вид мусора тоже относится к ТКО.
В контейнер можно выбрасывать:
- пищевые отходы;
- упаковку, тару;
- средства гигиены, например туалетную бумагу;
- одежду, обувь, игрушки;
- негабаритные предметы и сломанные вещи, например тостер, микроволновку, тумбочку;
- мелкий мусор от косметического ремонта — остатки обоев, обрезки линолеума или ламината;
- бытовой мусор из кабинетов и офисов;
- отходы от уборки территорий — листва и мусор, который подметают и убирают дворники на улице.
К ТКО не относят то, что нельзя выбрасывать в общий контейнер:
- опасные отходы I и II класса, которые запрещено утилизировать вместе с другим мусором: ртутные градусники, люминесцентные лампы, автомобильные покрышки, горючие и токсичные предметы. Полный перечень — в классификаторе Росприроднадзора;
- строительный мусор после капитального ремонта — остатки от демонтажа стен, строительные смеси, кровельные покрытия;
- отходы производственного цеха, например щепки, окол от камнеобработки;
- отходы садоводства, животноводства, огородничества — землю и навоз;
- крупногабаритный мусор, например плиты, холодильники или оконные рамы.
Раньше вместо ТКО использовали аббревиатуру ТБО — твердые бытовые отходы. По сути, это одинаковые понятия. Единственное, ТБО отличались по составу. Например, туда не входил уличный мусор.
Кто отвечает за вывоз ТКО
Собирает, транспортирует и утилизирует отходы региональный оператор. Это компания, которая вывозит мусор из контейнеров возле многоквартирных домов, офисов, предприятий. В каждом регионе свои операторы — один или несколько.
Отказаться от услуг регоператора можно, если одновременно выполнены два условия:
- у предприятия есть сооружение, специально оборудованное для мусора: полигон, шламохранилище, отвал горных пород;
- такой объект расположен на территории предприятия или на смежном земельном участке.
В остальных ситуациях с региональным оператором нужно заключить договор и платить ему ежемесячно за вывоз мусора по выставленным счетам.
Сроки, в которые нужно вывозить мусор
Сроки, в которые региональный оператор обязан вывозить мусор, зависят от среднесуточной температуры:
- свыше +5 °C — мусор должны вывозить ежедневно;
- +5 °C и ниже — минимум раз в трое суток.
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в труднодоступных населенных пунктах эти сроки может изменить главный санитарный врач соответствующего региона. Бизнесу контролировать сроки вывоза не нужно — это забота регионального оператора, он несет ответственность при нарушениях.
Куда обращаться, если не вывозят мусор
Если мусор не вывозят, нужно обратиться к региональному оператору с жалобой и составить совместно акт, в котором зафиксировать нарушение. Потом на его основании можно требовать перерасчет.
Найти своего оператора можно на сайте администрации города. Например, в Санкт-Петербурге региональный оператор — Невский экологический оператор, а в Москве — ГУП «Экотехпром».
Рассылка для бухгалтеров
Важные новости, разборы законов и советы для бухгалтеров, которые хотят упростить себе работу и больше зарабатывать. Отправляем раз в две недели
Как рассчитывают стоимость вывоза ТКО
Ежемесячную плату за обращение с ТКО рассчитывает региональный оператор двумя способами:
- Исходя из собранного объема мусора, если контейнером пользуется одна компания или ИП.
- По общим нормативам, когда несколько компаний или ИП используют один контейнер, например, они находятся в одном здании или бизнес-центре. При расчете учитывают такие параметры, как вид деятельности, занимаемая площадь, число сотрудников, входящих в штат.
Еще на цену может повлиять и ряд других факторов: например, удаленность от полигона или класс опасности отходов.
Кому платить за вывоз ТКО
Жильцы многоквартирного дома платят по квитанциям — управляющей компании, УК, или товариществу собственников жилья, ТСЖ. А УК или товарищество уже платит региональному оператору.
Предприниматель или компания заключает договор напрямую с региональным оператором и платит ему за вывоз ТКО из офиса.
ИП Котов арендовал помещение и открыл в нем магазин. Котову нужно заключить отдельный договор на вывоз мусора, оператор посчитает плату по нормативу для торговли. Получается, ИП платит за вывоз мусора и из собственной квартиры, и из магазина.
Если предприниматель работает из своей квартиры, не нужно заключать второй договор и платить дважды за одно помещение.
Если договор не заключать и вывозить мусор самостоятельно, бизнес могут оштрафовать. Штраф составит:
- для должностных лиц — от 10 000 до 30 000 ₽;
- для ИП и малого предприятия — от 30 000 до 50 000 ₽;
- для среднего и крупного бизнеса — от 100 000 до 250 000 ₽.
Еще могут приостановить деятельность бизнеса на срок до девяноста суток.
Алгоритм действий компаний и ИП в сфере обращения с ТКО
ИП и компании должны действовать так:
- Провести паспортизацию отходов.
- Заключить с региональным оператором договор на вывоз и утилизацию ТКО.
Провести паспортизацию отходов — то есть подготовку и согласование паспортов на отходы производства и потребления. Паспорт отхода — документ, который идентифицирует отход от предпринимательской деятельности.
Чтобы составить паспорт отходов, можно обратиться в специализированную компанию, а можно это сделать самостоятельно, заполнив типовую форму паспорта из приложения № 2 к порядку паспортизации отходов.
Если у предпринимателя один офис и в нем работает только он, все равно нужен минимум один паспорт на мусор от офисных и бытовых помещений.
Всем отходам по общероссийскому классификатору присвоен определенный код и класс. Паспорт разрабатывают на каждый вид отхода I—IV классов опасности, на отходы V класса он не нужен. Утвержденные паспорта действуют бессрочно.
Бытовые отходы — это III, IV и V классы опасности:
- III класс — термореактивный пластик, строительные отходы различной фракции: цементная пыль, сколы строительных материалов, лакокрасочные материалы, кабели, животные жиры;
- IV класс — древесные конструкции, стекло, рубероид, обрезки материалов, шпаклевка, биоотходы сельхозпроизводства;
- V класс — цветные и черные металлы, ветошь и изделия из текстиля, отходы деревообрабатывающих производств, отходы продуктовой группы.
В офисе обычно несколько классов опасности: системный блок ПК — четвертый, бумага — пятый.
Заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО. Если договор не заключить, за вывоз мусора все равно заставят платить, но не по фактическому объему, а по нормативу для отрасли.
В договоре указывают:
- информацию о мусоре — тип, состав, класс;
- сроки вывоза мусора: ежедневно, еженедельно, по мере необходимости;
- сроки предоставления закрывающей документации: раз в месяц, раз в квартал, после каждого выезда спецтехники;
- дополнительные услуги, например особые условия захоронения отходов;
- информацию о полигоне, пометки о необходимости других действий, например сортировки мусора;
- права и обязанности обеих сторон — помогут, если возник конфликт;
- стоимость услуг.
Если мусор нельзя утилизировать и переработать, например строительные отходы, бизнес оплачивает сразу две услуги: транспортировку и захоронение.
Если договора между арендатором и региональным оператором нет, оплачивать услуги по обращению с ТКО должен собственник недвижимости.
Как отразить в учете расходы на вывоз мусора
Разбираем, как показать расходы на вывоз мусора в бухгалтерском и налоговом учете. Для ИП актуален только второй, бухучет они не ведут.
Бухучет. Вывоз мусора учитывают в составе расходов по обычным видам деятельности, если эти расходы относятся к основной деятельности компании.
Если же стоимость коммунальных услуг связана с прочей деятельностью, то и расходы отражают в составе прочих. Например, если компания сдает в аренду склад и этот вид деятельности не основной для нее, расходы по вывозу мусора склада нужно отражать по дебету счета 91-2.
Признают расходы на дату, когда подписан акт об оказании услуг на вывоз мусора или утилизацию ламп.
Налоговый учет на ОСН. Расходы на вывоз мусора можно учесть как материальные, если есть подтверждающие документы — подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Коммунальные платежи, как правило, относятся к косвенным расходам, если налоговой учетной политикой не предусмотрено другое. Поэтому их отражают полностью в том периоде, к которому они относятся. Например, счет выставили за июнь, а дата счета — 2 июля. Стоимость услуг учитывают в расходах за июнь.
Сумму НДС, предъявленную поставщиком в счете-фактуре, бизнес на ОСН принимает к вычету.
Рассмотрим на примере. ООО «Альфа» шьет одежду. Компания заключила договор с региональным оператором по вывозу мусора.
30 июня Альфа получила счет на услуги по вывозу мусора — 540 ₽, в том числе НДС — 90 ₽.
В бухучете бухгалтер сделал проводки.
Входной НДС, который предъявил поставщик услуг, ООО «Альфа» приняло к вычету.
При расчете налога на прибыль бухгалтер учел в июне в составе материальных расходов — вывоз мусора — 450 ₽.
Налоговый учет при УСН. Расходы на вывоз мусора учитывают только компании и ИП на УСН «Доходы минус расходы». Признавать расходы нужно на дату их оплаты.
Заключение
- ТКО — это твердые коммунальные отходы. То есть все, что можно выбросить в мусорное ведро. Отходы производств бытовым мусором не считают.
- Отвечает за вывоз мусора региональный оператор. В регионе их может быть несколько. Компания или ИП обязаны заключить с ним договор.
- Свои отходы нужно паспортизировать. Не нужно составлять паспорт только на V класс отходов. К этому классу относят, например, цветные и черные металлы, ветошь и изделия из текстиля, отходы деревообрабатывающих производств, продуктовые отходы.
Есть ли у вас сложности с организацией вывоза мусора?