Замер здоровья бренда — самый простой и эффективный способ оценить осведомленность целевой аудитории о бренде. Исследование помогает лучше узнать свою ЦА, отделиться от конкурентов и скорректировать маркетинговые коммуникации.
Расскажу, как быстро и эффективно провести замер здоровья бренда онлайн и какие особенности нужно учитывать.
Коротко об исследовании
У каждого бизнеса есть своя целевая аудитория — это потенциальные и текущие потребители, которым может быть интересен продукт или услуга определенного бренда. Для компании важно знать, насколько потребители осведомлены о бренде, какую позицию он занимает относительно своих конкурентов.
Исследования позволяют измерять осведомленность непосредственно. Самый простой и эффективный способ — проводить замеры здоровья бренда (Brand Health Tracking — BHT).
Зачем замерять здоровье бренда
Замер здоровья бренда многофункционален — с помощью этого метода можно не только узнать, насколько марка популярна среди потребителей, но и составить наиболее полный “портрет” бренда.
Замерять здоровье бренда важно, чтобы:
- понять осведомленность среди аудитории (насколько марка популярна среди покупателей/потребителей);
- оценить эффективность маркетинговых активностей (работает ли реклама на продвижение бренда);
- понять свое место на рынке (узнать больше про конкурентов, их сильные стороны, понять свои позиции относительно них);
- найти нишу для нового продукта (понять потребности потребителей, скорректировать свой имидж и позиционирование).
Решение всех этих задач поможет найти нужное направление для развития бизнеса в целом.
Как проводить исследование
Узнаем у аудитории ответы на одни и те же вопросы с определенной периодичностью (раз в месяц, раз в полгода) и в динамике отслеживаем ключевые метрики (KPI) бренда.
Обычно метрики бренда включают в себя:
- спонтанное знание марки (без заданного списка);
- подсказанное знание марки (выбор по заданному списку);
- спонтанное знание рекламы бренда;
- подсказанное знание рекламы бренда;
- пользование продуктами (товаром/услугой) бренда в прошлом;
- пользование продуктами бренда когда-либо;
- пользование за конкретный период (полгода, месяц);
- частота покупок/пользования продуктами бренда;
- вероятность пользования маркой в будущем;
- отказ от покупки бренда в дальнейшем.
Опционально возможно добавить небольшой имиджевый блок — попросить аудиторию оценить, насколько высказывания, которые компания продвигает и позиционирует, подходят бренду и ассоциируются с ним.
Если ваша цель — оценить уровень осведомленности, выясните у своей аудитории аудитории два ключевых момента:
- какие бренды/товары/услуги [указать категорию] вам известны? (открытый вопрос);
- какие из перечисленных ниже брендов/товаров/услуг, вам знакомы? (перечень известных брендов).
Первый вопрос помогает выявить «спонтанное знание» — насколько ваш бренд запомнился потребителю. Следующий вопрос позволяет определить степень осведомленности ЦА о вашем бренде. Сопоставляя свои результаты замера с конкурентами, вы сможете оценить, является ли ваш процент осведомленности высоким или низким.
Если проводить замеры постоянно, например, раз в месяц, можно отслеживать динамику изменений и собирать данные для планирования и оценки эффективности ваших рекламных кампаний.
Формат. В бизнесе важно не только изучать свою аудиторию и свои позиции на рынке, но и делать это как можно более оперативно, минимизировав временные и финансовые затраты. Наиболее быстрый и эффективный способ — изучать KPI бренда с помощью онлайн-опросов.
Потребители отвечают на вопросы, переходя по заранее подготовленной ссылке. Это можно делать с любого устройства в удобное для аудитории время.
Особенности и правила
Рассмотрим подробнее все особенности ниже.
Периодичность. Очень важно проводить замеры бренда с определенной заданной периодичностью: раз в месяц, раз в квартал, раз в полгода. Тогда полученные данные можно будет сравнивать между собой и отслеживать изменения показателей в динамике.
Постоянство и преемственность. Формулировки вопросов и сама методика не должны меняться — только в таком случае данные можно будет сравнивать между собой. Не меняйте саму анкету, количество интервью и отбор целевой аудитории. Можно добавлять отдельные дополнительные вопросы под задачи бизнеса, но они должны идти отдельным блоком, не прерывая основную анкету с KPI.
Наглядные метрики. Данные KPI можно показать максимально просто — с помощью таблиц и графиков. Один из самых современных и удобных для отслеживания динамики способов визуализации — онлайн-дашборд. По ссылке можно смотреть результаты замеров и не хранить/пересылать кучу файлов по почте.
Быстрые результаты. Предзаданная анкета, периодичность и постоянство замеров позволяют настроить отчётность на первом замере, а затем на повторных замерах получать результаты максимально оперативно, фактически сразу после сбора данных.
Смотрим на примере
Для того, чтобы наглядно показать, как замер здоровья бренда позволяет изучать целевую аудиторию, осведомленность о бренде и позиции компании на рынке, рассмотрим конкретную бизнес-задачу и её решение.
Ситуация. Представим, что среди ресторанов быстрого обслуживания есть бренд TasteWow — один из лидеров рынка, широко представленный по стране. Рынок динамичен и в настоящее время особенно подвержен изменениям. Со стороны конкурентов наблюдается высокая активность по привлечению клиентов.
Задача. Нам нужно измерить результаты маркетинговых действий бренда TasteWow и конкурентов за предыдущий квартал и сделать выводы о ключевых изменениях KPI марки.
Целевая аудитория. Мужчины и женщины 18-55 лет, которые посещают рестораны быстрого обслуживания хотя бы время от времени. Для того, чтобы понять мнение этих потребителей, мы провели онлайн-опрос и собрали 1000 валидных интервью.
Замеры проводятся раз в квартал по строго заданной анкете, что позволяет нам сделать вывод о том, как KPI поменялись в динамике.
Результаты. Мы можем сделать вывод о том, что в текущем квартале TasteWow демонстрирует успехи по росту известности бренда: спонтанное знание поднялось сразу на 5 пп. Знание бренда по списку — стабильно высокое и не подвержено изменениям.
Итоги квартала в целом позитивные для TasteWow: падение посещаемости, наблюдавшееся в прошлом квартале, не продолжилось, а показатели спонтанного знания достигли максимального за весь период наблюдений уровня.
Основная опасность исходит от сети Ешь&Ешь, которая стала еще заметнее на рынке, улучшив свои показатели по узнаваемости бренда и рекламы. Важно, что несмотря на довольно близкие позиции двух брендов по уровню полного (подсказанного) знания, разрыв между TasteWow и Ешь&Ешь по спонтанному знанию ресторанов, а также знанию их рекламы остается весьма ощутимым.
Чтобы составить более полный портрет о бренде и проанализировать его позиционирование, мы попросили нашу целевую аудиторию оценить, насколько они согласны или не согласны с ключевыми имиджевыми высказываниями о бренде. На основе ответов мы поняли, какие характеристики присущи бренду, а какие свойства совсем не ассоциируются с ним.
Проанализировав итоги замера, мы можем увидеть, что TasteWow — игрок с явно выраженным имиджем и имеет образ заведения с приятным интерьером и большим, разнообразным меню.
Основной имиджевый конкурент ресторанов TasteWow — сеть Ешь&Ешь — ценится клиентами за приятный интерьер, оптимальное соотношение цены и качества и высокую скорость обслуживания, которые редко отмечают в имидже сети TasteWow.
Подводим итоги. Рекомендуется проанализировать успех предыдущей рекламной кампании (что именно могло дать соответствующий эффект роста показателей — креатив, вложения, размещение) и взять его на заметку. В коммуникационной стратегии рекомендуется сделать акцент на аспектах цены-качества и скорости обслуживания, не упуская при этом из виду сильные черты, хорошо знакомые аудитории — разнообразное меню и большой выбор блюд.
Повторный замер метрик бренда (при учёте настроенной отчётности и неизменной анкеты) в реальности может занять ~7-8 рабочих дней.
Вывод
Замерять осведомленность о бренде и изучать свою целевую аудиторию важно и нужно любому бизнесу — это помогает держать руку на пульсе, понимать своё место в категории, корректировать маркетинговые активности и развивать продукты.
С помощью замера можно решить сразу несколько бизнес-задач одновременно:
- узнать об осведомленности о бренде на текущий момент времени;
- проанализировать основные KPI бренда в динамике;
- изучить влияние маркетинговых коммуникаций на метрики бренда;
- изучить текущее положение бренда среди конкурентов;
- оценить имидж бренда и понять позиционирование среди аудитории;
- скорректировать дальнейшую коммуникационную стратегию бренда.
Исследование помогает быстро и эффективно развивать продукты и услуги для потребителя, а значит, и сам бизнес в целом.
Как вы изучаете свою целевую аудиторию?