Я действующий генеральный директор международной компании и член Клуба менторов. Мои главные менти — владельцы среднего бизнеса, иногда работаю со стартаперами. За четыре года консультаций я сделала несколько выводов о том, как сделать процесс этого обмена знаниями эффективным для обеих сторон. Таких выводов — четыре.
Вывод №1. Универсальных менторов не бывает
Ментор или советник для меня — это одночленный совет директоров. Можно много говорить об одиночестве фаундера на вершине. Но и ему нужны люди, у которых были похожие проблемы, у кого уже есть опыт управления бизнесом аналогичного размера, и те, кто может дать независимый взгляд. Хороший ментор — тот человек, у которого есть и опыт, и насмотренность, чтобы помочь разобраться и найти решение.
Поэтому я считаю, что нет опыта и нет советов, которые подойдут бизнесу любого размера и отрасли. Я работаю в сфере здравоохранения, и для меня ценность компании в поддержке людей, точнее, пациентов, — это фактически моя ценность. Для меня очень важно, чтобы бизнес нес чистое, светлое, позитивное, был социально ответственным. Например, для меня менторство сначала было историей pro bono. В ущерб семье по выходным помогала компаниям, связанным с экологией. Сейчас, когда менторство стало одной из сфер профессиональной деятельности, я работала с компаниями из сферы здравоохранения, рекламы и других отраслей. Но принцип их отбора остался неизменным.
Рекомендация. Не стоит останавливаться на первом же наставнике, которого предложит поиск в интернете или знакомый знакомого, если с ним нет общих ценностей, общих взглядов на работу бизнеса в целом.
Вывод №2. Не знаете, с чего начать работу с ментором? Начните с кассовых разрывов
Это самый частый запрос от владельцев бизнеса на первой встрече. И это неудивительно: в 2022 году в РФ с ним столкнулись 96% компаний малого бизнеса. Приоритетность понятна: кассовые разрывы — это как боль в горле, от которой не знаешь, куда деться. В то же время причин этой боли — множество, начиная с аллергии и заканчивая фарингитом от большой нагрузки на голосовые связки. Чтобы жить нормально, лучше сначала снять симптом, а потом разбираться в причинах его возникновения. Так же и в бизнесе.
Рекомендация. Эффективнее сначала сосредоточиться на устранении разрыва, а затем переключиться на то, чтобы он больше не возникал. Все компании разные, в зависимости от причины кассового разрыва и выстраиваются и траектории изменений. Развилки получаются самые разнообразные: от налаживания договорной части с поставщиками до кардинальной смены бизнес-модели.
Вывод №3. Большинство менти, которые хотят изменить что-либо в бизнесе, на самом деле не хотят ничего менять
Существует теория управления изменениями, согласно которой люди готовы меняться и менять что-либо лишь тогда, когда у них действительно все «горит». Если нет острой потребности, если это не вопрос жизни и смерти, человек хочет, чтобы его погладили по голове и сказали, что он все делает правильно. Даже если он дойдет до большого аудита бизнес-процессов, который нельзя завершить за одну встречу, то по итогу может не воспользоваться рекомендациями.
Два года до инсайта
В 2022 году бизнес одного из фаундеров, который ко мне обратился за менторской помощью, сократился в три раза из-за ухода западных компаний-клиентов. Запрос звучал так: «Я каждый месяц теряю несколько миллионов рублей. Что нужно быстренько сделать, чтобы их не терять?» На полноценный аудит времени при таком запросе нет. Как говорится, какой бриф, такой и креатив. Мы перебрали множество вариантов самых быстро реализуемых решений, остановились на одном, и наши пути разошлись.
Спустя два года этот фаундер вернулся ко мне на полноценную менторскую поддержку с расплывчатой формулировкой: «В компании происходит что-то не то, надо меняться. Давайте попробуем выяснить, как именно». Через две-три встречи он заявил: «Надежда, я поднял те письма и презентации, которыми мы обменивались два года назад, и понял, что мы все то же самое проговаривали еще тогда. Но я этого не помню!» Меня это не удивило: в тот момент фаундер не был готов услышать эти советы, потому что они требовали больше времени. Теперь, когда ситуация не настолько острая, он готов менять и меняться по-настоящему.
Это мой рекорд от момента контакта до момента понимания, что все-таки нужно делать. Сейчас мы регулярно встречаемся, шаг за шагом смотрим процессы, как их можно изменить, чтобы они были лучше и эффективнее.
Если же говорить о среднестатистическом сроке, который проходит от обращения до реальных изменений, то, по моим наблюдениям, он составляет полгода.
Рекомендация. Быстрые решения в бизнесе пригодны для закрытия срочных вопросов, для «латания дыр», но это не изменения. Практика трансформации бизнес-процессов не допускает размахивания шашкой. Хотя решения, которые принимаются на уровне начальника отдела, влияют на компанию через месяц или два, начальника департамента — через полгода, решения владельца бизнеса начинают влиять на компанию через три года. Честный запрос ментору о том, что сейчас нужна скорее неотложная помощь, чем аудит процессов с целью больших преобразований, сэкономит время и деньги обеих сторон.
Вывод №4. В процессе менторинга может поменяться цель помощи, и это нормально
Этот пункт может считаться логичным продолжением предыдущего.
Я выделяю три типа бизнеса по их целям:
- Классический венчур — фаундеры ориентированы на рост капитализации компании и выход на IPO, чтобы продать компанию как можно дороже и перейти к следующему проекту.
- Дивидендный бизнес — его владельцы хотят стабильного роста бизнеса для получения с него регулярных дивидендов с прибыли.
- Малый семейный бизнес.
Последний хочется описать подробнее. Малый семейный бизнес означает, что в нем занят сам владелец бизнеса, его родственники, возможно, друзья. Главное отличие от корпоративного, дивидендного бизнеса — скудная каскадируемость практик и небольшой потенциал к расширению, поскольку целью предпринимательской деятельности фактически является самозанятость. Это не плохо и не хорошо, ведь треть малого бизнеса, поднимающего экономику США, — именно семейный бизнес, что подтверждают данные SBA. В России 74% малых и средних бизнесов — это семейные предприятия. Итальянские пиццерии, работающие веками и передающиеся от отца к сыну, — это образ жизни семьи.
Просто в этом нужно честно себе признаться и поставить другие финансовые цели и задачи. Например, целью такого бизнеса может являться определение необходимой суммы для поддержания комфортного уровня жизни семьи и ее получение.
Почему сараюшечки не превращаются в гостевые дома
Те, кто бывал в российских курортных городках старого типа, видели сдающиеся отдыхающим сараюшечки на заднем дворе или сами такие снимали. Такие нехитрые гостевые постройки могут приносить доход, который теоретически позволил бы владельцам к будущему году пристроить еще одну сараюшечку, через пять-десять лет — возвести красивый гостевой дом с канализацией и собственной кухней. Но этап расширения у большинства вообще никогда не наступает. Домик работает, семью кормит — что еще нужно?
При этом такое положение вещей не всегда связано с тем, что в семье некому передать бизнес. Наоборот, его передача или запрос на помощь сторонних работников — это вопрос времени, поскольку никто не молодеет. Чем старше человек, тем сложнее в одиночку обслуживать даже двух-трех гостей. Однако на практике делегирование становится невозможным, ведь где качать воду на третий этаж этой сараюшечки, знают только родители, а номера «постоянников» есть только на одном личном аккаунте в WhatsApp.
Иногда возникает ситуация, когда фаундеры признаются, что хотят перейти на второй, дивидендный уровень, но пытаются расширяться по принципу работы семейного бизнеса. Это приводит к тому, что и желанный рост не достигается, и проверенные временем принципы работы ломаются. Ведь бизнес-процесс — это зафиксированная последовательность действий, имеющая четкие начало и конец, описывающая взаимодействие людей и используемые ресурсы. До тех пор, пока на вопросы, почему именно в таком порядке согласуются договоры и обрабатываются счета, фаундер отвечает: «Так исторически сложилось» — бизнес не изменится.
Бизнес-процесс — это зафиксированная последовательность действий
Рекомендация. Вычеркивание ложных или неактуальных целей — это один из способов ментора помочь бизнесу. В конце концов, честность с самим собой — залог не только здоровой психики лидера, но и стабильности в работе всей его компании. А однозначно правильных или неправильных решений относительно судьбы бизнеса не бывает.
Какие уроки для своего бизнеса извлекли вы из работы с бизнес-ментором?