Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнать сумму
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как выбрать подходящий рынок и аудиторию для бизнеса


Если прийти с гениальным решением не на тот рынок, развиваться дальше — не получится. Поэтому перед презентацией продукта, нужно убедиться, что мы угадали с рынком дистрибуции и аудиторией, ее болями и платежеспособностью. Алексей Лихацкий, CEO IT-компании AppEvent, рассказал, как проанализировать важные вводные и спасти ситуацию в случае ошибки.

«Правильный рынок»: почему это важно?

Люди решают заниматься бизнесом по разным причинам. Два основных вектора: деньги и помощь людям. У хорошего предпринимателя эти цели идут рука об руку, и для успешной реализации обеих важен выбор рынка.

Представим, что мы сконцентрированы только на доходе и получении прибыли. В этом случае неправильно выбранный рынок станет фатальной ошибкой — никто не купит наш продукт. Следовательно, мы не получим выручки, уйдем в минус и не только не заработаем, а еще и потеряем средства.

Другой вариант: мы стартапер-альтруист. Наша главная цель — помочь потребителю. Если не угадать с рынком и ЦА в этой ситуации, все снова идет не по плану. Мы пришли к людям, которым наш продукт (то есть помощь) не нужен. А ту аудиторию, который он бы пригодился, мы так и не нашли. Пользы от нашего бизнеса никакой, цель не реализована.

Таким образом, выбор не того рынка губит бизнес и его цели в любом случае. Предпринимателю просто не добежать до точки безубыточности, не выйти на постоянных клиентов.

Именно правильно выбранный рынок приносит драйв предпринимателю. Он заряжает, вызывает желание что-то поменять и помогает преодолевать трудности. Без драйва приходит выгорание, желание бросить начатое. Кураж в бизнесе и желание перемен — это хорошо. Однако важно мыслить трезво и не опираться на субъективное. Здесь спасают опыт, аналитика и сухие факты.

Инструменты для выбора рынка

Оставаться объективным при выборе рынка помогут бизнес-инструменты. С их применением шанс ошибки будет сведен к минимуму.

Анализ рынка. Для начала нужно понять объем рынка: можно идти сверху вниз (от количества клиентов и стоимости продукта) или снизу вверх (от количества денег, которое уже тратят в этой сфере и процента, который мы готовы взять на себя). К примеру, когда мы идем в B2B наши потенциальные клиенты — бизнесы. Они получают деньги от своих конечных клиентов. То есть, нам нужно оценить, хватает ли конечным клиентам денег на услуги нашего клиента.

Информацию о доле и размере рынка можно найти в открытых отчетах. Если рынок большой (примерно от 10 млрд), это хороший знак. Если рынок маленький и отчетов нет, можно обратиться в частные компании, которые соберут информацию под ваш запрос. Такое решение требует дополнительных вложений. Если вы ими не обладаете, попробуйте поискать бизнесы через Яндекс.Карты.

Конкурентный анализ. Много о нише можно сказать по уже действующим игрокам, нашим будущим конкурентам. В первую очередь важно их существование: это свидетельствует о живом рынке и наличии спроса. Если проектов много, рынок достаточно большой, чтобы их вместить, места хватит и вам. Просчитайте, какой объем рынка они захватили, пройдите их воронку продаж в качестве тайного покупателя. С конкурентами можно общаться открыто: обсудите индустрию, спросите совет. Не все конкуренты кусаются.

Если на данный момент оппонентов в индустрии нет, возможно, были предшественники? Свяжитесь с ними, узнайте причину, по которой они ушли с рынка. Возможно аудитория была не готова к технологиям или не хотела менять старые методы решения проблемы.

CustDev. Лучший инструмент для выявления потребностей аудитории. Кроме клиента никто не знает, что ему нужно на самом деле. Глубинное интервью помогает в целом понять, а есть ли спрос на тот продукт, который мы хотим продвигать. Бывали кейсы, когда после проведения CustDev запуск бизнеса переносили или вовсе отменяли, потому что спроса не было. Главное при общении в таком формате не оправдываться, а учитывать критику, не отстаивать «хорошесть» продукта. Если провести интервью правильно, по итогу у вас на руках окажутся JTBD (Jobs To Be Done) клиента и его боли.

Оценка спроса. Показатель, который зависит от ответа на вопрос: «Готов ли я платить за ваше решение?». Цена должна быть ниже или равна ценности, тогда продажи не заставят себя ждать. Чтобы оценить спрос и реакцию на цены советуем создать простой лендинг, вывести на него все УТП и позиционирование, как будто продукт уже полноценно собран. После оцениваем конверсию, количество регистраций, общаемся с лидами.

Выставки и нетворкинг. Необязательно сходу тратить большие деньги и участвовать в выставках в качестве экспонентов/спикеров. Порой достаточно стандартного пакета участника, чтобы получить необходимые знакомства и напрямую пообщаться с аудиторией. Найти партнеров и присмотреться к конкурентам. Нетворкинг и новые знакомства помогут собрать сторонние мнения о рынке и аудитории. А чем больше сторон и позиций вам известно, тем объективнее вы можете взглянуть на индустрию.

Правильное инфополе. Чтобы оценить рынок изнутри, советуем погрузиться в его инфополе. Узнайте больше о контенте главных инфлюенсеров, подпишитесь на соцсети тематических сообществ. Почитайте статьи, созданные для владельцев бизнеса. Какие вопросы они поднимают? Какие советы дают? Правильно настроенное инфополе и погружение в индустрию помогают лучше видеть бенчмарки и актуальные темы.

Как ошиблись мы в AppEvent

Бизнесу бывает сложно понять, что он вышел не на тот рынок. Уходят годы, дело требует вложений, а продаж — мизер. Как вовремя осознать, что забрел не туда? А что делать, если понял, что ошибся? Каждая ситуация уникальна, поэтому мы поделимся своим кейсом.

Почему мы ошиблись, и как это поняли. Изначально AppEvent создавался как софт для организаторов мероприятий и подрядчиков: диджеев, ведущих, проката техники. Хотели дать event-рынку CRM-систему с элементами социальной сети. Можно было «добавлять в друзья» нужных подрядчиков и видеть их занятость, обмениваться в системе сообщениями и сметами. Мой друг и сооснователь AppEvent Олег Додонов работал в индустрии, видел эту проблему. Поэтому нам казалось, что мы попали в десятку.

Мы не провели анализ рынка, не пообщались с аудиторией. Собрали продукт за полтора месяца и поехали сразу на четыре выставки в качестве экспонентов. Хотели войти в индустрию оперативно и громко! Люди подходили к стенду, интересовались решением, однако никто не был готов платить.

Нам казалось, что игроков на рынке ивента много, и здесь мы не ошиблись. Однако мы не собрали никаких данных об их платежеспособности. Суммарный объем рынка рынка организаторов мероприятий и их подрядчиков крупный, но если спускаться по единице потребления — все они небольшие предприниматели. Кому-то сложный IT-инструмент был просто не нужен, другие не могли выделить на него бюджет. Тогда мы и поняли, что выбрали неверный рынок для нашего продукта.

Как мы спасли ситуацию. Огромную роль в нашем кейсе сыграли выставки и нетворкинг. Именно на ивентах мы познакомились с сегментом фотостудий и узнали, что этой нише нужен качественный сервис онлайн-бронирования и учета бизнеса. Обменялись контактами с несколькими владельцами и вернулись домой.

Обжегшись в первый раз, мы не стали переделывать продукт без анализа нового рынка. Изучали открытые источники о количестве фотостудий России и ближнего зарубежья. Рассматривали их платежеспособность, рентабельность и ценообразование, чтобы точно убедиться, что наш клиент получает достаточно средств от конечного потребителя. разбирали действующих игроков рынка и проходили их воронки в качестве тайных покупателей.

Отдельным фактором успеха считаю прямое общение с клиентами. Мы писали владельцам фотостудий в VK и договаривались не только на проведение CustDev, но и полноценное тестирование системы. В ответ просили подробную обратную связь. Таким образом, продукт нашими руками меняли сами потребители. Это сильно повлияло на его «полезность» и понятность для пользователя.

Благодаря общению с клиентами и нашей открытости мы собрали лояльную базу первых покупателей. Сработало сарафанное радио и личный бренд стартапа. Наш первый платящий клиент студия FOTOFABRIKA остается с нами спустя восемь лет!

Таким образом, мы провели работу над ошибками: научились анализировать и говорить с аудиторией напрямую. Перестали придумывать боли клиента и учли все нюансы выпуска продукта на новый рынок.

 Фотография Алексея Лихацкого на выставке
 Фотография Алексея Лихацкого на выставке

Селфи с той самой первой для нашего стартапа выставки

Селфи с той самой первой для нашего стартапа выставки

Топ-5 советов для определения «того самого» рынка

Собрали пять советов, которые увеличат шансы на попадания в нужный рынок. Все опробовали на себе и получили положительный выхлоп.

  1. Если вы выбрали масштабный рынок с множеством потребительских персоналий, анализ усложняется. Введите больше сегментов и смотрите отчеты точечно по каждому. К примеру, когда AppEvent выходил на рынок спортивного бизнеса, мы составляли отдельные анализы по категориям: школы танцев, студии йоги/растяжки, фитнес-студии, студии борьбы и прочие. Эти сегменты слишком разные, чтобы собирать общий отчет. В такой ситуации лучше сложить картинку из небольших пазлов и вникнуть во все тонкости.
  2. Если ваша аудитория многочисленна, не бойтесь пожертвовать небольшой частью при тестировании. Порой стартапы не хотят пробовать и рисковать, потому что мечтают захватить 100% рынка. Шанс прийти к такой процентовке — мизерный. Поэтому не бойтесь спорных решений. Вспомним ход с лендингом, который мы приводили выше. Какая-то часть аудитории может к вам уже не вернуться, зато вы получите ценные сведения о потребителе и первые контакты.
  3. Если у вас есть шанс поговорить с ЦА напрямую, сделайте это. Не выдумывайте за своего потребителя, опираясь на собственное эго. Вы не для себя продукт создаете, а для будущего клиента. Пусть он сам скажет вам, будут ли платить за такое решение его коллеги по индустрии. Только опора на мнение и критику пользователя делает продукт ценным и реально полезным. Здесь нет место для «я» продавца. Исключение: вы часть индустрии и когда-то сделали решение под себя, а теперь хотите масштабировать. Однако даже в этом случае придется работать: вариант, подошедший вам, может не откликнуться другим.
  4. Если не знаете, как проводить CustDev, прочитайте произведение Робба Фитцпатрика «Спроси маму». Одна из «бизнесовых» книг, в которой есть реальная польза. В нашем кейсе дали ее начинающему PR-менеджеру. Уже через неделю один из интервьюеров, с которыми она работала, купил систему. Да, CustDev проводится не для продажи, а для понимания ЦА. Однако правильный подход все равно «греет» потенциального потребителя. Фитцпатрик учит слышать клиента и фильтровать его желания, спокойно относиться к критике и здраво оценивать нужду в продукте.
  5. Если вы допустили ошибку, не бойтесь совершить еще одну. Главная цель предпринимателя: сократить путь до результата. Это дорога никогда не бывает прямой, а к успеху приходит тот, кто набил синяков, понял свою аудиторию и не бросил все при первой оплошности!

Выйти на правильный рынок — огромный буст для продукта. Именно этот фактор играет главную роль при вопросе «выживания» стартапа. Лучше потратить время в начале пути и провести масштабный ресерч, чем исправлять ошибки по ходу развития бизнеса. Поверьте AppEvent, мы через это прошли!

 Подборка советов для выбора рынка
 Подборка советов для выбора рынка

Собрали краткую версию советов выше

Собрали краткую версию советов выше
Бесплатно откроем ООО с одним учредителем

Предложение от Т-Банка

Бесплатно откроем ООО с одним учредителем

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно после регистрации откроем счет для бизнеса
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Алексей Лихацкий
Алексей Лихацкий

А вы сразу попали в точку с рынком для вашего бизнеса?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации