Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Мыслить иначе: тренды 2024 года в маркетинге


Представьте: вы просыпаетесь и замечаете, как привычное стало другим. Не потому, что произошло что-то грандиозное, а потому, что мир вокруг нас тихо меняется — шаг за шагом, тренд за трендом. В 2024 году именно такие «незаметные» перемены формировали реальность. Наше восприятие мира стало многогранным: мы находимся на пересечении и объединении разных временных эпох и культур. Сейчас происходит поиск новых идеалов и идентичностей, которые бы резонировали с культурой и откликались людям.

Структура направлений трендов

В начале года мы определили два вектора: изменение отношений и упрощение жизни. Каждое из них содержит три ключевых тренда. Весь год мы работали с клиентами и строили новую идентичность для брендов на этом базисе.

Здесь — шесть трендов 2024, их суть, отражение в реальности, ценности и возможные роли бренда. Тренды 2025 объявим в начале года.

Тренды маркетинга в 2024 году
Тренды маркетинга в 2024 году

Иллюстрация-схема трендов

Иллюстрация-схема трендов

Тренд 1. Ультракомфорт

Мы стремимся сделать жизнь комфортнее и проще в плане процессов и понятнее в поле смыслов.

Ниже приведем отражение тренда.

С технологиями на “ты”. В рамках тренда в России происходит масштабное принятие технологий. У населения растет к ним доверие, ведь они упрощают многие процессы. Люди чаще пользуются ботами и ассистентами, следят за здоровьем с помощью технологий. Но не все готовы осваивать новые технологии, а обилие информации и стремительное развитие ИИ приводит к стрессу и желанию замедлить свою обыденную жизнь.

E-commerce навсегда. Согласно прогнозам, которые публикует Коммерсант, по итогам 2024 года объем продаж на рынке электронной коммерции (e-commerce) в России вырастет на 36% и достигнет 10,7 трлн руб.

Мета-бренд для всего и каждого. Яндекс Маркет в 2023 году запустил 5 новых брендов в разных сегментах: Lapsville, Pragma, Tuvio, Lunnen и Junion — можно смотреть еще шире: на e-grocery и в целом развитие Яндекса.

Ценности тренда “Ультракомфорт”. Hygge, любовь к жизни, вовлеченность и маленькие радости. А ещё — work-life blend, гармоничное сосуществование работы и жизни, в противовес к разграничению work-life balance.

Возможная роль бренда — создать комфорт и спокойствие в непростом и неспокойном мире, помочь человеку сформировать собственный мир, а не навязывать готовую картину жизни.

Дополнительные возможности заказа товаров и продуктов в Ozon, Яндекс Маркет
Дополнительные возможности заказа товаров и продуктов в Ozon, Яндекс Маркет

Дополнительные примеры, иллюстрирующие тренд номер 1 “Ультракомфорт”

Дополнительные примеры, иллюстрирующие тренд номер 1 “Ультракомфорт”

Тренд 2. Нео-гедонизм

Демократизация гедонизма — уход от “образа жизни” к “взгляду на жизнь”. Произошло переосмысление, теперь можно наслаждаться тем, чем захочешь, роскошество стало доступнее.

Ниже приведем отражение тренда.

Свои ценности. Молодёжь в России в первую очередь стремится к физическому и психическому здоровью. На том же уровне — интерес к специалистам сферы здравоохранения. 72% людей в возрасте 14-35 самостоятельно формируют свои ценностные ориентиры. Об этом говорят исследования аналитического центра НАФИ.

Гастрономия регионов. В последние годы происходит развитие гастрофестивалей в регионах и столицах, появляется больше коллабораций между заведениями разных городов. К примеру, Яндекс Карты и бары Санкт-Петербурга создали коктейли, вдохновленные характером города, в рамках фестиваля Russian Cocktail Week.

“CORE” — новые “ИЗМЫ”. Сейчас медиа-платформы формируют нашу реальность и наш каждый день, любая сфера связана с ними. Ранее на общество оказывали влияние движения искусства, теперь это -CORE — новые -ИЗМЫ, только более динамичные и переплетенные между собой. Совсем недавно, в 2022 году, произошел пик эстетик — максимальная вирусность в Instagram, TikTok и Pinterest. Сегодня мы тоже видим широкое распространение Y2K core, Barbiecore, Dadcore, Officecore. Главная суть — создавать свой собственный стиль, идентичность и путь в жизни через одежду, вещи и “вайб”.

Ценности тренда “Нео-гедонизм”. Забота о себе в первую очередь, а потом о других, принятие себя и своей культуры. Нео-геды стараются жить так, как нравится, перепридумывают старые ценности и стили.

Возможная роль бренда — помочь человеку найти новые удовольствия от жизни. Развивать не только FMCG-отрасли, но и культурную и городскую среды, которые будут способствовать поиску нового наслаждения.

Переосмысления гедонизма и доступной роскоши
Переосмысления гедонизма и доступной роскоши

Дополнительные примеры, иллюстрирующие тренд номер 2 “Нео-гедонизм”

Дополнительные примеры, иллюстрирующие тренд номер 2 “Нео-гедонизм”

Тренд 3. Одомашнивание

Когда-то локальная культура была фоном, а глобальная — сценой. Теперь всё наоборот. Локальная культура стала не менее значимой, чем привнесенная, в сознании потребителя при выборе. Происходит трансформация всех сфер с фокусом на локальное производство продуктов, впечатлений и опыта.

Ниже приведем отражение тренда.

Запрос на локальные бренды. 85% россиян ждали появления сильных отечественных брендов. Как ответ на желание аудитории: произошло появление брендов-двойников и развитие приверженности потребителей к новым брендам. Например: «Вкусно — и точка», MAAG, Добрый Cola, Черноголовка Cola, Hike.

Стремление изучать свою страну. Путешествие по России — выбор 67,2% россиян, 54% из них не выезжали за пределы страны.

Выбор на основе сформированного доверия. 80% потребителей покупают СТМ ритейлеров, а 32% совершают это примерно при каждой второй покупке. Топ часто приобретаемых СТМ: молочные продукты, яйца, хлеб и хлебобулочные изделия, бакалея, сыры, свежие мясо и птица.

Большой х Маленький. Всё чаще большие корпорации начинают выстраивать партнерства или коллаборации с маленькими брендами, «авторами», производителями, которые отражают локальную культуру, имеют лояльных поклонников, отражают ценности целевой аудитории.

Ценности тренда “Одомашнивание”. Уважение к разнообразию культур страны, блюд и смешению традиций, person 2 person коммуникация и сервисы, поддержка небольших авторов, производителей.

Возможная роль бренда. Бренд — как скатерть-самобранка для партнеров и для потребителей. Помогает узнавать свою культуру, страну, проекты и людей, или открывать новые впечатления для аудитории и возможности для партнеров.

Увеличение интереса к национальным товарам, сервисам и продуктам
Увеличение интереса к национальным товарам, сервисам и продуктам

Дополнительные примеры, иллюстрирующие тренд номер 3 “Одомашнивание”

Дополнительные примеры, иллюстрирующие тренд номер 3 “Одомашнивание”

Тренд 4. Онфлайн жизнь

Отсутствие разделения в восприятии. Закончилось время споров «мы в digital или нет?». Произошел переход в сервисность, где пользователь получает и эмоции, и пользу в реальной жизни. Онлайн и офлайн больше не конкуренты, а равные участники нашей повседневности. Разделение существует только в сознании рекламного рынка.

Обычный человек вообще не разделяет для себя «онлайн или офлайн», он не может представить одно без другого. Человек не мыслит категорией «бренд Х сделал что-то в оффлайне, сделал новый формат посева и т. д.», человек просто видит, что бренд что-то сделал, для него неважно, где именно. Вопрос в том, насколько это откликается и попадает в инфополе человека.

Ниже приведем отражение тренда.

BNPL — Buy Now Pay Later. Уже невозможно представить жизнь без этой возможности. Сплит постепенно становится именем нарицательным? Или мы будем долямить? — узнаем в ближайшие годы. В 2023 году клиенты с помощью сервиса «Долями» совершили покупок на более чем 40 млрд руб. С каждым годом растет число партнеров и пользователей.

В удобном формате и прямо сейчас. Потребители руководствуются удовлетворением своего запроса, а не форматом. Сейчас уже 4% покупают продукты только в интернете. Каждый третий заказывает онлайн несколько раз в неделю, а 56% совмещают онлайн- и офлайн-покупки. Зачастую люди сначала ищут конкретный магазин, а затем выбирают наиболее удобный способ покупки.

Мобильность как сервис. Развитие шэринга всех видов транспортных средств. За последние 5 лет доля россиян, пользующихся такси, выросла на 20 п.п. с 50% до 70%, доля пользователей каршеринга — на 3 п.п. с 1% до 4%. А еще: самокаты, развитие форм привычного общественного транспорта, велосипеды, новые форматы программ авиалиний и агрегаторов — сейчас есть любой способ добраться до места.

Ценности тренда “Онфлайн жизнь”. Новый стиль жизни с новыми возможностями и старыми ценностями, жизнь на ходу, диджитал номады (кочевники), гибридность, удобство и простота.

Возможная роль бренда — быть не просто производителем и ритейлером продуктов, вещей, услуг, а превращаться, дополнять сервисом или быть интегрированным в уже существующие. Иначе бренд забудут.

Онлайн и офлайн больше не конкуренты, а равные участники нашей повседневности
Онлайн и офлайн больше не конкуренты, а равные участники нашей повседневности

Дополнительные примеры, иллюстрирующие тренд номер 4 “Онфлайн жизнь”

Дополнительные примеры, иллюстрирующие тренд номер 4 “Онфлайн жизнь”

Тренд 5. Шаблонность хайпа

Креативность когда-то была ориентирована на создание нового, но стала зависеть от использования алгоритмов и трендов на площадках.

Ниже приведем отражение тренда.

Везде шаблоны. Соц. сети — Instagram, TikTok, YouTube, Telegram — пример того, как воплощается в жизнь упрощенная форма контента. Площадки позволяют легко создавать собственный контент на основе готовых визуальных шаблонов и аудиодорожек, которые вирусятся в ленте через инфлюенсеров, обычных пользователей, постоянно сменяя друг друга.

Рилстикулы. На запрос аудитории получать готовые решения формируется паттерн поведения: поиск товаров по артикулу, который нашли в социальных сетях.

Сколько сохраненок вы сделали, а сколько скринов? — пока нет прямой интеграции в e-com площадку, мы так и будем продолжать просто сохранять, но не факт, что купим, зато точно поднимем вовлеченность чужого аккаунта.

Посредственность контента. Доступно больше приложений, возможностей, контента и продуктов, чем когда-либо, и все же возникает чувство разочарования из-за их посредственности. Больший объем контента означает, что найти что-то выдающееся сложнее, а особенное больше не кажется особенным.

Достигли ли мы точки, когда технологии стали доминировать в качестве создателей культурных вкусов и привратников? Замечает ли человек ваш бренд в шаблонах и повторениях “модного”? — увидим пост-эффект в ближайшие годы.

Ценности тренда “Шаблонность хайпа”. Простота повторения, но при этом культ индивидуальности, доступность, понятность смысла — базовые чувства: радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть.

Возможная роль бренда — предоставлять готовые решения для пользователей, вдохновлять (контентом, продуктом, дизайном, картинками), упрощать поиск продукта для аудитории, но важно найти и создать свой отличительный знак, иначе бренд так и останется простой сохраненкой, о которой человек не вспомнит.

Поиск товаров по артикулу, который нашли в социальных сетях
Поиск товаров по артикулу, который нашли в социальных сетях

Дополнительные примеры, иллюстрирующие тренд номер 4 “Шаблонность хайпа”

Дополнительные примеры, иллюстрирующие тренд номер 4 “Шаблонность хайпа”

Тренд 6. Новые формы привычного

Жизнь ради впечатлений. Изучение новых культур и образов. Поиск совпадений, новых форм в областях, в которых не ожидаешь их увидеть. Привлечение внимания и удивление аудитории.

Ниже приведем отражение тренда.

Больше альтернативности. Появление альтернативных социальных сетей, приложений и брендов из-за усталости аудитории от шаблонного контента, образов и смыслов, потерявших искренность. Например, в противовес популярным социальным сетях был создан BeReal. Или специфичное и искреннее общение с друзьями через приложение “Widgetable”, появление альтернативы IPhone и Andoroid — бренд Nothing.

Альтернативные форматы обучения. Теперь обучение встраивается в привычную ленту социальной сети. Например, учитель записывает каверы известных песен, но вместо слов — теория по химии, изучение литературы через мемы и рилсы. Также было выпущено приложение Memo для изучения английского языка по мемам.

Новые образы — взгляд на Восток. Все больше интереса появляется к авторам Кореи, Японии, Китая. Популярность хиллинг-романов или хюгге по-корейски, сохранение интереса к манге и вебтунам, новеллы, детективы и вообще все, что связано с Азией.

Ценности тренда “Новые формы привычного”. Яркость эмоций, удивление, простые смыслы, новизна.

Возможная роль бренда — удивлять аудиторию и придумывать новые форматы привычных вещей.

Привлечение внимания и удивление аудитории к старым вещам в новой форме
Привлечение внимания и удивление аудитории к старым вещам в новой форме

Дополнительные примеры, иллюстрирующие тренд номер 5 “Новые формы привычного”

Дополнительные примеры, иллюстрирующие тренд номер 5 “Новые формы привычного”
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Елизавета Гундорина
Елизавета Гундорина

Как вы думаете, какой из трендов будет развиваться дальше?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации