Растет объем инвестиций российского бизнеса в независимых от импорта цифровые решения. Лидеры отраслевых рынков уже начали обновлять
Отечественные вендоры тоже адаптировались к изменениям, усовершенствовали продуктовые линейки и плюс-минус привели их к требованиям корпоративного сегмента. Текущий год будет связан с ростом активности российских компаний в части цифровизации. А ключевые тренды в этой области будут задавать отечественные гиганты на стыке отраслевого бизнеса и ИТ.
Точка отсчета
Еще в пандемию стало ясно, что именно цифровые решения помогают сохранить непрерывность бизнеса в условиях нестабильности и экономической неопределенности. Компании с уровнем цифровой зрелости выше среднего стабильно показывали куда более высокую динамику по объему продаж, чем те, кто работает преимущественно в аналоговом формате.
Поэтому в кризисные времена инвестиции российских компаний в цифровые решения не только не сократились, но по ряду направлений даже выросли. Так, вице-премьер Дмитрий Чернышенко говорил о том, что с начала 2023 года в российские
Если в 2022 году отечественный бизнес присматривался к локальным продуктам и все еще надеялся, что глобальные вендоры вернутся в страну — в последний год на рынке в полную силу развернулось импортозамещение. Стартовали проекты, появились первые открытые кейсы. За цифровыми лидерами отраслевых рынков двинулись последователи.
Больше всего, по данным Минцифры России,
Заинтересовано в поддержке цифровых программ в бизнесе и государство. Растут объемы субсидий и грантов для компаний, разрабатывающих и внедряющих отечественные
Все это определяет растущий интерес бизнеса — причем даже в сегменте МСБ — к цифровым решениям: по нашим собственным прогнозам, компании уже в ближайшие 2 года увеличат объем инвестиций в них минимум в 1,5-2 раза. Объем составит от 6 до 15% (сейчас он составляет от 3 до 10% от годовой выручки). Рассказываем, на что стоит обратить внимание в 2024 году.
Топ-5 трендов цифровизации
Шок 2022 года, когда российский бизнес застыл в ожидании развития ситуации и не предпринимал никаких активных действий в части развития цифровой инфраструктуры постепенно сменяется бурной деятельностью. С этим и связаны ключевые тренды 2024 года в области цифровизации.
Облачная экспансия. Последние два года рынок облачных сервисов в России показывает стабильный прирост — в районе 40% ежегодно. Облачные провайдеры заявляют о кратном увеличении числа клиентов. А 53% респондентов недавнего опроса CNews назвали облака одной из самых востребованных технологий в 2024 года.
Дело в том, что в условиях ухода с рынка зарубежных
В облачных продуктах компании видят возможность сохранить привычный уровень цифровизации бизнеса без капитальных затрат. Поэтому спрос на SaaS и IaaS решения будет только расти. Крупные игроки вроде Yandex Cloud, Cloud, MTS Cloud подхватили тренд и активно развивают производственные мощности — ЦОДы. Сейчас они предлагают клиентам услуги на привычном уровне глобальных
Люди нанимают машины. О дефиците квалифицированных кадров на российском рынке говорят уже не первый год. На это влияет и демографическая яма 1990-х годов, и стремительное развитие ряда отраслей, за которым не поспевает образовательная система. Так, кадровый голод в России оценивается РАН в 4,8 млн человек. С ним так или иначе сталкивается 88% компаний. Почти вдвое увеличилось в стране число незакрытых вакансий, а вместе с ним — и медианная зарплата, опередившая темпы роста инфляции и ВВП. То есть зарплаты стали существенно выше при сохранении или даже снижении компетенций сотрудников.
Поэтому бизнес ищет возможности оптимизировать трудовые ресурсы и снизить зависимость от квалификации команды. С одной стороны, внедряются интеллектуальные системы обучения сотрудников. С другой — инструменты, которые позволяют упростить и ускорить их работу, например, чат-боты в колл-центрах или нейросети для дизайнеров.
Более того, людей начинают заменять там, где это уже возможно. Тренд задал Сбер, который еще в 2017 году попытался заместить юристов роботами. Сегодня роботы выполняют рутинные задачи на заводах, разносят заказы в кафе и ресторанах (такие точки есть даже в Москве) и доставляют посылки. Машины даже встречают посетителей в МФЦ. Следующий этап — все рутинные обязанности и профессии полностью уйдут интеллектуальным алгоритмам. По оценкам ВШЭ, у более чем 11% трудящихся в России высока вероятность потери работы из-за автоматизации. Это представители 71 профессии, в каждой из которых количество рутинных обязанностей превышает 70%.
И это будущее может наступить уже в ближайшие годы. В результате на рынке труда останутся люди, которые дешевле машин — или умнее их.
Умный бизнес. Искусственный интеллект — это, пожалуй, главный тренд прошлого года на российском технологическом рынке. Снизился порог входа в ИИ-разработку, и все больше компаний готовы реализовывать проекты с использованием умных инструментов. Начинается массовое встраивание ИИ в различные виды бизнес-приложений — по оценкам Gartner, к 2026 году до трети из них будет использовать искусственный интеллект.
Для бизнеса использование ИИ — это в первую очередь возможность повысить производительность — по оценкам Reportlinker, на 65–85%. Кроме того, с помощью искусственного интеллекта можно избавить сотрудников от выполнения рутинных задач и направить фокус их внимания на стратегически важные для бизнеса задачи. Руководители и эксперты рынка видят большой потенциал в технологии — 61% участников недавнего опроса CNews считает ее флагманом развития индустрии. А 22% опрошенных уже внедрили такие решения.
Впрочем, уровень проникновения ИИ в разные отрасли пока различается. Но как только будут преодолены основные барьеры — такие как высокая стоимость и слабо прогнозируемые сроки интеллектуальных проектов — технология придет даже в самые консервативные отрасли. Все предпосылки для этого есть — в частности, ИИ становится доступнее благодаря развитию облачной инфраструктуры.
Уберизация 2.0. О платформизации как одной из основных тенденций на российском рынке говорят и Максим Орешкин, и Максут Шадаев. Платформенные решения позволяют консолидировать рынок для решения определенной задачи. Они объединяют всех участников цепочки: от заказчика услуги до исполнителя, — в едином информационном пространстве. Хороший пример — часть бизнеса Яндекса, связанная с такси.
Отношение к уберизации 2.0 пока неоднозначное. С одной стороны, платформизация позволяет стимулировать технологическое развитие рынка и повышать его прозрачность. С другой, она лишает рынок свободного ценообразования. В ближайшие годы будут создаваться сотни платформ, а впоследствии начнется их поглощение крупными игроками. В результате в каждой индустрии останется лишь 1-2 крупных игрока, которые займут львиную долю рынка. Однако это тренд, к которому бизнесу так или иначе придется адаптироваться.
От цифровизации к цифровой трансформации. Наконец, последний — но не по значимости — тренд связан с переходом от простого внедрения
Цифровая трансформация влечет за собой изменения не только на уровне ИТ, но и на уровнях бизнес-модели, взаимоотношений с клиентами и даже сотрудниками, а также конкретные процессы. Охватывает все процессы компании: цифровую бизнес-модуль, цифровой актив, цифровую культуру. И подразумевает изменение мышления в организации, вслед за которым идет перестройка бизнеса.
Сама по себе цифровизация не панацея: если процесс был неэффективным, его оцифровка лишь возведет эту неэффективность в степень. Поэтому тренд на цифровую трансформацию сохранится и даже усилится в следующем году — особенно с учетом внимания государства к этой теме.
2024 год — год действий
В 2024 году компании продолжат импортозамещать решения от глобальных
Для того чтобы ускорить этот процесс, компании обратятся к облачным провайдерам. А чтобы повысить эффективность и стабильность бизнеса даже в кризисные времена — станут чаще внедрять инструменты ИИ и решения, способные помочь человеку или — в перспективе — заменить его.
Отраслевые рынки пойдут по пути уберизации, а компаний перейдут от хаотичного внедрения
Какие тренды в области цифровизации бизнеса заметили? Расскажите в комментариях.