Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как малому и среднему бизнесу начать работать с государством


GR — аббревиатура, хорошо знакомая крупного бизнесу, которая означает Government Relationship (связи с органами власти). Но вот малый и средний бизнес обычно в сторону выстраивания таких отношений даже не смотрит. И напрасно. Потому что сегодня есть много вариантов для эффективного взаимодействия.

С чего начать

Самый сложный момент всегда — это начать. Особенно, когда не знаешь, с чего подступиться. И кажется, что выходить и взаимодействовать с государством — это что-то сложное и непонятное. Но на самом деле, все значительно проще. Главное, действовать поэтапно.

Шаг №1. Определите цель. Первое, что важно сделать — это определиться, чего вы хотите для своего бизнеса? Цели бывают разные: защитить бизнес, масштабировать его, сделать бизнес более заметным, поменять что-то в отрасли или законодательстве. Например, вы — производитель детского питания и хотите, чтобы при его производстве никто не использовал ГМО.

Шаг №2. Определите, сколько времени вы готовы тратить на взаимодействие с органами власти. Это важный момент, потому что у каждого предпринимателя есть свой ресурс. Кто-то готов тратить на это один час в неделю, а кто-то — 4 часа в день. Но в любом случае без вовлеченности первого лица бизнеса ничего не получится. Интересы компании при взаимодействии с государством должен представлять именно собственник.

Шаг №3. Выберите позицию: брать или отдавать. Это также будет перекликаться с вашими целями. Вы можете обращаться к государству, чтобы получить от него помощь или другие ресурсы. Это хорошая позиция. С другой стороны, вы можете не только получать что-то, но и отдавать со свой стороны. Например, вашу вовлеченность, выстраивание отношений, экспертность.

Татьяна Винокурова в Госдуме
Татьяна Винокурова в Госдуме

Татьяна Винокурова в Государственной Думе

Татьяна Винокурова в Государственной Думе

Какую стратегию выбрать

После того, как вы определились с целью, количеством вашего свободного времени, которое вы готовы инвестировать в развитие отношений с государством, и позицией, можно приступить к выбору стратегии взаимодействия с органами власти.

Я выделяю три основных:

Стратегия №1. Получение мер государственной поддержки. Мы сейчас находимся в таком периоде времени, когда государство очень нацелено и открыто для малого и среднего бизнеса. Это взаимовыгодное партнерство. Потому что государство заинтересовано в сильных и развивающихся предпринимателях. Мер поддержки сегодня очень много: льготные кредиты, льготный лизинг, консультационные услуги и другие.

Мер поддержки сегодня очень много

Я как член экспертного совета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству точно знаю, что у нас большой запрос на предпринимателей, которые готовы включаться в совместную работу, не боятся государство и открыты к диалогу. Именно благодаря этому запросу государства мы создали Ассоциацию спикеров Голос Бизнеса, объединяя тех, кто готов открыто и компетентно вести диалог с органами власти, поддерживать государственные инициативы и участвовать в их формировании.

Где узнать обо всех вариантах? Все зависит от региона, в котором вы находитесь. Но уже сейчас вы можете зайти на сайт Государственных услуг и в личном кабинете юридического лица и индивидуального предпринимателя посмотреть, на какие меры поддержки и субсидии вы можете рассчитывать (в зависимости от вашего ОКВЭД). Меры поддержки также можно посмотреть на сайте Корпорации МСП.

Стратегия №2. Интеграция в мероприятия. Этот вариант подойдет для тех предпринимателей, кто еще сомневается или испытывает страх при взаимодействии с государством. Интеграция в мероприятия позволит находится в контексте происходящего, узнать, что происходит в вашем регионе, городе, отрасли. И это очень важно. Потому что если вы находитесь вне этого контекста, то не понимаете, какая сейчас риторика у государства, что актуально и какие варианты для предпринимателей есть.

Например, посещая мероприятия профильных комитетов, можно узнать о мерах поддержки в вашей отрасли в рамках национальных проектов. Более продвинутый уровень — стать спикером на круглом столе или открытой дискуссии. Вы можете высказать свои идеи и предложения, а может быть пойти и дальше, предложив собственные инициативы. Или, например, объединиться с коллегами из отрасли и внести совместные предложения.

Стратегия №3. Спикерство. Если же вы уже уверенно себя чувствуете в диалоге с властью, то можно рассмотреть для себя еще один вариант — спикерство на различных мероприятиях, отраслевых форумах, которые проводит государство.

Что это дает? Во-первых, вы привлекаете внимание к своему бизнесу и отрасли. Во-вторых, вы получаете возможность транслировать на широкую аудиторию ваши идеи, подходы к работе, проблематику в отрасли, инициативы. И это позволит в перспективе изменить что-то, что сейчас мешает работе, на законодательном уровне. Другими словами, ваш голос звучит громко, все обращают внимание на вас и на ваш бизнес.

Но, безусловно, для этого необходимо обладать определенной смелостью и свободным временем. И эта стратегия может стать логичным продолжением реализации первых двух вариантов. Если вы планируете активно развивать свое спикерство и укреплять влияние, рассмотрите возможность вступления в ассоциацию спикеров. Ассоциация открывает доступ к возможностям для выступлений на крупных мероприятиях.

Почему стоит идти в сторону взаимодействия с государством

Я человек, который находится внутри системы поддержки малого и среднего бизнеса. И я вижу, что есть большой запрос на деятельных и активных предпринимателей, которые открыты к диалогу и готовы что-то менять в своей отрасли, в нашей стране.

Важно, чтобы голос бизнеса был услышан, потому что на уровне государства и профильных комитетов мы можем сколько угодно фантазировать на тему того, что сейчас беспокоит бизнес в той или иной сфере, с какими ограничениями сталкиваются предприниматели. Но реальное положение дел можно узнать только от реальных предпринимателей. Которые придут и скажут: вот это работает хорошо, а вот здесь есть проблемы, есть такие трудности, но мы не можем их преодолеть, потому что у нас нет таких рычагов, как у крупного бизнеса.

Реальное положение дел можно узнать только от реальных предпринимателей

Один пример из практики. Для туристической отрасли в прошлом сезоне удалось на законодательном уровне добиться обнуления НДС для предприятий, работающих в сфере туризма. И это стало возможным в том числе благодаря диалогу с представителя отрасли. Эта победа свидетельствует о том, что если мы будем взаимодействовать и оставаться в диалоге с предпринимателями, то сможем добиться и послаблений и мер поддержки там, где это необходимо.

Как побороть страх

Я много общаюсь с предпринимателями и поэтому знаю, что у некоторых был негативный опыт взаимодействия с государством. И поэтому сейчас они закрыли для себя все те возможности, что существуют. Но хочется подчеркнуть, что многое изменилось и государство в текущее время повернулось к малому и среднему бизнесу и взяло ориентир на его развитие. Да, безусловно, бывает, что есть человеческий фактор. Например, когда вы пришли, но человек, с которым общались, не был настроен на помощь вам.

Но это не повод отказываться от мер поддержки. Просто стоит пойти другим путем или к другому человеку. Так, много предпринимателей приходят к нам в Академию МСП, где мы всегда готовы выслушать их боли и закрыть их потребности. Иногда достаточно просто соединить людей или отправить в определенную инстанцию, чтобы предприниматель оперативно получил поддержку.

Поэтому хочется еще раз сказать, что не стоит бояться государство, а, наоборот, нужно выстраивать с ним диалог. Поэтому для предпринимателей государство — надежный партнер и твердая опора.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Татьяна Винокурова
Татьяна Винокурова

Получали ли вы уже государственную поддержку? Планируете ли начать это делать?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации