GR — аббревиатура, хорошо знакомая крупного бизнесу, которая означает Government Relationship (связи с органами власти). Но вот малый и средний бизнес обычно в сторону выстраивания таких отношений даже не смотрит. И напрасно. Потому что сегодня есть много вариантов для эффективного взаимодействия.
С чего начать
Самый сложный момент всегда — это начать. Особенно, когда не знаешь, с чего подступиться. И кажется, что выходить и взаимодействовать с государством — это что-то сложное и непонятное. Но на самом деле, все значительно проще. Главное, действовать поэтапно.
Шаг №1. Определите цель. Первое, что важно сделать — это определиться, чего вы хотите для своего бизнеса? Цели бывают разные: защитить бизнес, масштабировать его, сделать бизнес более заметным, поменять что-то в отрасли или законодательстве. Например, вы — производитель детского питания и хотите, чтобы при его производстве никто не использовал ГМО.
Шаг №2. Определите, сколько времени вы готовы тратить на взаимодействие с органами власти. Это важный момент, потому что у каждого предпринимателя есть свой ресурс. Кто-то готов тратить на это один час в неделю, а кто-то — 4 часа в день. Но в любом случае без вовлеченности первого лица бизнеса ничего не получится. Интересы компании при взаимодействии с государством должен представлять именно собственник.
Шаг №3. Выберите позицию: брать или отдавать. Это также будет перекликаться с вашими целями. Вы можете обращаться к государству, чтобы получить от него помощь или другие ресурсы. Это хорошая позиция. С другой стороны, вы можете не только получать что-то, но и отдавать со свой стороны. Например, вашу вовлеченность, выстраивание отношений, экспертность.
Какую стратегию выбрать
После того, как вы определились с целью, количеством вашего свободного времени, которое вы готовы инвестировать в развитие отношений с государством, и позицией, можно приступить к выбору стратегии взаимодействия с органами власти.
Я выделяю три основных:
Стратегия №1. Получение мер государственной поддержки. Мы сейчас находимся в таком периоде времени, когда государство очень нацелено и открыто для малого и среднего бизнеса. Это взаимовыгодное партнерство. Потому что государство заинтересовано в сильных и развивающихся предпринимателях. Мер поддержки сегодня очень много: льготные кредиты, льготный лизинг, консультационные услуги и другие.
Мер поддержки сегодня очень много
Я как член экспертного совета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству точно знаю, что у нас большой запрос на предпринимателей, которые готовы включаться в совместную работу, не боятся государство и открыты к диалогу. Именно благодаря этому запросу государства мы создали Ассоциацию спикеров Голос Бизнеса, объединяя тех, кто готов открыто и компетентно вести диалог с органами власти, поддерживать государственные инициативы и участвовать в их формировании.
Где узнать обо всех вариантах? Все зависит от региона, в котором вы находитесь. Но уже сейчас вы можете зайти на сайт Государственных услуг и в личном кабинете юридического лица и индивидуального предпринимателя посмотреть, на какие меры поддержки и субсидии вы можете рассчитывать (в зависимости от вашего ОКВЭД). Меры поддержки также можно посмотреть на сайте Корпорации МСП.
Стратегия №2. Интеграция в мероприятия. Этот вариант подойдет для тех предпринимателей, кто еще сомневается или испытывает страх при взаимодействии с государством. Интеграция в мероприятия позволит находится в контексте происходящего, узнать, что происходит в вашем регионе, городе, отрасли. И это очень важно. Потому что если вы находитесь вне этого контекста, то не понимаете, какая сейчас риторика у государства, что актуально и какие варианты для предпринимателей есть.
Например, посещая мероприятия профильных комитетов, можно узнать о мерах поддержки в вашей отрасли в рамках национальных проектов. Более продвинутый уровень — стать спикером на круглом столе или открытой дискуссии. Вы можете высказать свои идеи и предложения, а может быть пойти и дальше, предложив собственные инициативы. Или, например, объединиться с коллегами из отрасли и внести совместные предложения.
Стратегия №3. Спикерство. Если же вы уже уверенно себя чувствуете в диалоге с властью, то можно рассмотреть для себя еще один вариант — спикерство на различных мероприятиях, отраслевых форумах, которые проводит государство.
Что это дает? Во-первых, вы привлекаете внимание к своему бизнесу и отрасли. Во-вторых, вы получаете возможность транслировать на широкую аудиторию ваши идеи, подходы к работе, проблематику в отрасли, инициативы. И это позволит в перспективе изменить что-то, что сейчас мешает работе, на законодательном уровне. Другими словами, ваш голос звучит громко, все обращают внимание на вас и на ваш бизнес.
Но, безусловно, для этого необходимо обладать определенной смелостью и свободным временем. И эта стратегия может стать логичным продолжением реализации первых двух вариантов. Если вы планируете активно развивать свое спикерство и укреплять влияние, рассмотрите возможность вступления в ассоциацию спикеров. Ассоциация открывает доступ к возможностям для выступлений на крупных мероприятиях.
Почему стоит идти в сторону взаимодействия с государством
Я человек, который находится внутри системы поддержки малого и среднего бизнеса. И я вижу, что есть большой запрос на деятельных и активных предпринимателей, которые открыты к диалогу и готовы что-то менять в своей отрасли, в нашей стране.
Важно, чтобы голос бизнеса был услышан, потому что на уровне государства и профильных комитетов мы можем сколько угодно фантазировать на тему того, что сейчас беспокоит бизнес в той или иной сфере, с какими ограничениями сталкиваются предприниматели. Но реальное положение дел можно узнать только от реальных предпринимателей. Которые придут и скажут: вот это работает хорошо, а вот здесь есть проблемы, есть такие трудности, но мы не можем их преодолеть, потому что у нас нет таких рычагов, как у крупного бизнеса.
Реальное положение дел можно узнать только от реальных предпринимателей
Один пример из практики. Для туристической отрасли в прошлом сезоне удалось на законодательном уровне добиться обнуления НДС для предприятий, работающих в сфере туризма. И это стало возможным в том числе благодаря диалогу с представителя отрасли. Эта победа свидетельствует о том, что если мы будем взаимодействовать и оставаться в диалоге с предпринимателями, то сможем добиться и послаблений и мер поддержки там, где это необходимо.
Как побороть страх
Я много общаюсь с предпринимателями и поэтому знаю, что у некоторых был негативный опыт взаимодействия с государством. И поэтому сейчас они закрыли для себя все те возможности, что существуют. Но хочется подчеркнуть, что многое изменилось и государство в текущее время повернулось к малому и среднему бизнесу и взяло ориентир на его развитие. Да, безусловно, бывает, что есть человеческий фактор. Например, когда вы пришли, но человек, с которым общались, не был настроен на помощь вам.
Но это не повод отказываться от мер поддержки. Просто стоит пойти другим путем или к другому человеку. Так, много предпринимателей приходят к нам в Академию МСП, где мы всегда готовы выслушать их боли и закрыть их потребности. Иногда достаточно просто соединить людей или отправить в определенную инстанцию, чтобы предприниматель оперативно получил поддержку.
Поэтому хочется еще раз сказать, что не стоит бояться государство, а, наоборот, нужно выстраивать с ним диалог. Поэтому для предпринимателей государство — надежный партнер и твердая опора.
Получали ли вы уже государственную поддержку? Планируете ли начать это делать?