Если свое дело, которое вы в одиночку развиваете с нуля, напоминает путешествие Тура Хейердала через бушующий океан, то бизнес в рамках франшизы — это скорее организованная экспедиция в составе обученного экипажа, с более четким маршрутом и оцененными рисками. Однако и здесь необходимо иметь ряд особых софт-скиллов, чтобы легко проходить кризисные моменты, наращивать мощности и получать больше прибыли.
Мы развиваем сеть цветочных студий сети FMART by flowwow, одна из них расположена в аэропорту Внуково. Рассказываем, какие софт-скиллы помогли нам не сойти с дистанции.
Привыкайте к неопределенности
Бизнес — это всегда задача со множеством неизвестных, даже если вы открываетесь по франшизе. Поэтому хорошая стратегия — быстро адаптироваться под новые условия и не пытаться выстроить четкий долгосрочный план. Точного прогноза может и не быть, достаточно приблизительной картины: нашли капитал, взвесили риски — и внедряем.
Когда я только начала развивать свой бизнес, у меня еще не сформировалась финансовая подушка, тогда помогал простой прием: продумать максимально примитивный план Б. Условно говоря, мы вложили все ресурсы в закупку цветов к празднику. Неизвестно, как отработает магазин, но если не взлетим, 80% моей зарплаты хватит, чтобы закрыть аренду. То есть на случай провала известно, что бизнес не потеряет помещение. Уже хорошо. Этот план очень помогает не паниковать и продолжать действовать в режиме неопределенности. Хорошо, когда удается продумать все более детально, но иногда план Б — это все, что у нас есть.
В современных условиях малый бизнес — это всегда немного игра на выживание. Меняются среда, аудитория, законодательство: бизнес при такой ситуации не может быть устойчив, значит, мы должны сделать его и себя супергибкими. А если вы франчайзи, нужно быть в десятки раз более гибкими и восприимчивыми, ведь вы действуете в едином поле с партнерами и управляющей компанией.
Гибкость предпринимателя — это не только про антихрупкость в изменчивом мире, но и про способность услышать и понять план, придуманный кем-то другим, увидеть его сильные стороны и синхронизироваться с общей стратегией.
Откажитесь от перфекционизма
Людям, которые привыкли, чтобы все сразу было четко, ясно и на пятерку, в бизнесе приходится тяжело, даже если вы плывете в фарватере крупной франшизы.
Самые острые места в бизнесе для перфекционистов.
Недовольство собой. Поначалу мы все перформим хуже, чем хотели бы. Иногда проект может на первых порах не отвечать вашим внутренним требованиям, не соответствовать идеальной картинке в голове. Достигают успеха те, кто способен с этим смириться, позволить себе быть неидеальными на каком-то этапе.
Первая неудача. У многих хороших предпринимателей в анамнезе есть свой «первый блин комом». Очень важно принять его как данность и двигаться дальше, даже если вы потратили все силы на проект, который не взлетел, и думаете, что бизнес — это не ваше.
Недостаточный уровень подготовки. Хочется сделать все, чтобы бизнес имел успех. Но долгая подготовка этого не гарантирует: наоборот, если вы будете глубоко погружаться в каждую сферу, во всем добиваться экспертности, конкуренты выиграют у вас время. Необязательно приходить в бизнес дипломированным специалистом по управлению, маркетингу или бухгалтерии: половину важных знаний и навыков вы получите уже в процессе.
Будьте реалистичны
Кажется, что хороший бизнесмен — это бесстрашный человек, готовый на любые решительные шаги. В действительности если ты готов ради бизнеса продать всю свою недвижимость и оказаться на улице, это явно перебор.
Имеет смысл заранее определить для себя границы, в рамках которых вы рискуете.
Иногда может показаться, что в составе крупной сети бизнесмен рискует меньше. Это не совсем так: риски для предпринимателя всегда одинаковы, неважно, развивается он под собственным брендом или по франшизе. Если это твои деньги, значит, риски тоже твои.
Хорошая новость: риск очень часто оправдывается успешным опытом
Каждое 8 Марта малый цветочный бизнес осознанно рискует всем. Мы вкладываем максимум денег в закупки, скрещиваем пальцы и проходим пик. Но каждый новый успех позволяет легче относиться к предстоящим рискам.
Предыдущий опыт используйте как ресурс
До того как стать владельцем шести флористических студий, я работала в крупных корпорациях. Казалось бы, что общего они имеют с низкомаржинальным локальным цветочным бизнесом? Тем не менее многие скиллы, нужные для карьеры в международной компании, отлично применимы и для развития своего дела.
Приведу несколько примеров.
Операционный подход. Я несколько лет работала в отделе качества, и это высшая школа операционки: нужно постоянно выстраивать рутину. В цветочном бизнесе перед пиковыми днями студии должны быстро масштабироваться, перестроить весь процесс, чтобы пройти праздник качественно и заработать на весь следующий год.
Навык переговоров. Вы с большей вероятностью сможете продать идею и получить инвестицию для бизнеса, если ранее имели опыт переговоров. Это касается в полной мере и франчайзи: нужно постоянно выстраивать конструктивный и открытый диалог с управляющей компанией, доносить свои цели и интересы, принимать во внимание аргументы в пользу тех или иных решений.
Делегирование. Малый бизнес сложно разделить на сферы и области: франчайзи в цветочном бизнесе вынуждены заниматься всем понемногу. Опыт работы в большой команде научил меня тому, что никто не будет разбираться в твоем бизнесе на том же уровне, что и ты, но если не отделить важное от неважного и не передать часть обязанностей другому — весь бизнес рухнет.
Удобство франшизы в том, что к вашему личному опыту и ресурсу добавляется ресурс целого сообщества предпринимателей, которые могут поделиться знаниями. Можно увереннее управлять делами, если знаешь, что у тебя есть особый ресурс: экспертная поддержка УК и партнеров из других регионов, которые, возможно, уже прошли тот этап, на котором находишься ты.
Осваивайте нетворкинг
Пользоваться ресурсом вашего бизнес-комьюнити — это отдельный софт-навык. Вокруг много предпринимателей, которые находятся с вами в одном предметном поле, идут очень похожим путем и готовы поделиться экспертизой.
Что нужно уметь, чтобы чувствовать опору сообщества:
- выделять время на поддержание контактов;
- принимать участие в жизни комьюнити, ездить на встречи, конференции, состоять в группах — словом, быть внутри контекста;
- не стесняться задавать вопросы.
У франчайзи зачастую есть готовая база для такого нетворкинга: управляющая компания создает и поддерживает единое информационное поле для всех партнеров, налаживает процесс обмена опытом. Бизнесмену, чтобы всем этим воспользоваться, нужно быть коммуникабельным, открытым и хотя бы на малую часть командным игроком.
Тренируйте нейропластичность
Предприниматель никогда не занят чем-то одним: в его голове параллельно обрабатывается множество запросов. Удобнее привыкать к такому ритму, если вы и раньше увлекались одновременно разными вещами: учились и работали, занимались музыкой и шахматами, развивали свой бизнес и продолжали строить карьеру в найме на операционной должности.
Если вы частный предприниматель, совету «минимизировать стресс» практически невозможно последовать: это нереализуемо. Зато можно приучить свой мозг к умеренному, но постоянному уровню нагрузки.
Нейропсихологи не напрасно говорят, что лучший вид отдыха — это переключение. С каждым разом вам будет проще вникать в новый контекст и возвращаться к старому.
Будьте бережны к себе
У владельца своего бизнеса нет выходных и отпусков, у него рука всегда на пульсе. При таком режиме можно выгореть задолго до того, как вы окажетесь в шезлонге где-нибудь на Карибах с коктейлем в руках.
Чтобы выдержать марафонский забег по развитию своего бизнеса, нужно уделять внимание себе, своему состоянию, освоить ментальную гигиену и сделать ее своей привычкой.
Переключение. Это тоже прекрасный вид отдыха: главное — найти свой баланс и не заниматься бухгалтерией три дня подряд. Отвлечься на другие типы задач бывает очень полезно.
Информационные детоксы. Я заставляю себя хотя бы на один час в день откладывать мобильный телефон. Это необходимо, чтобы качественно обдумать текущие задачи и не отвлекаться на новые.
Паузы. В это трудно поверить, но бизнес не развалится сразу, если вы поручите его управляющему и на несколько дней перестанете все контролировать.
Напоследок
Прочитав все эти советы, вы можете поймать себя на мысли: ну нет, это задание для супермена, я никогда не справлюсь. Это нормально, так думает каждый начинающий предприниматель, и уже через год он не узнает сам себя.
Мы даже не подозреваем, насколько пластичен наш мозг. Мы можем приучить себя постоянно поглощать и анализировать новые знания, привыкнуть к быстрому переключению, принимать взвешенные, осознанные решения, имея только половину вводных. Самое сложное — начать. И не утратить веру в себя до первого крупного успеха.
Как думаете, какой софт-скилл из всех для предпринимателя самый главный?