Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Станет ли Retail Media №1 для продвижения брендов-производителей?


Если бы «‎Пятый элемент» Люка Бессона был про инструменты маркетинга, то главной технологией, пятым элементом, за которым отчаянно гнались главные герои, стал бы ретейл-медиа. Почему? Рассказываем в статье.

Ретейл-медиа сегодня

Поскольку индустрия электронной коммерции стремительно развивается, все больше людей совершают покупки онлайн. Эта тенденция также влияет на то, как бренды рекламируют свою продукцию в интернете. В разгар таких изменений движущей силой стали розничные сети, которые изменили подход брендов к продвижению и взаимодействию с конечными потребителями.

Термин «Retail Media» относится к рекламному подходу, при котором ретейлеры предоставляют рекламные услуги, эффективно используя свой магазин или сайт электронной коммерции в качестве платформы для запуска таргетированной рекламы или сбора аналитики по своим покупателям.

Отчет Digital Budget показал: расходы рекламодателей на четырех платформах достигли 1,5 млрд рублей в последнем квартале 2023 года. Речь идет об Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет и Мегамаркет. Ключевая тенденция последних лет — перераспределение значительной части бюджетов в пользу Retail Media.

Ретейл-медиа — это реклама в точках розничной торговли. К ретейл-медиа относится, например, реклама на маркетплейсах и ecommerce- площадках, а также digital in-store-реклама.

E-com продолжает рост
E-com продолжает рост

Источники: АКИТ, Сбербанк, оценка OKKAM. Объем рынка e-com может достигнуть одного трлн рублей к 2026 году. Аналитики ожидают, что эта цифра будет увеличиваться

Источники: АКИТ, Сбербанк, оценка OKKAM. Объем рынка e-com может достигнуть одного трлн рублей к 2026 году. Аналитики ожидают, что эта цифра будет увеличиваться

Особенности такой рекламы

Разберем основные черты:

  1. Компании продвигают свои товары и услуги напрямую через онлайн-магазины, минуя обычные рекламные каналы.
  2. Бренды сотрудничают с розничными сетями для создания рекламных кампаний и выбора целевой аудитории.
  3. Бренд имеет возможность собирать данные о потребителях у ретейлеров для сегментирования аудитории и показа таргетированной рекламы не только в ретейл-медиа, но и на других площадках.
  4. Рекламодатели могут стратегически размещать рекламу на платформах розничной торговли, чтобы охватить аудиторию, нацелиться на продажу определенных категорий продуктов или появиться в результатах поиска. Ретейл-медиа также предоставляет инструменты аналитики и отчетности для отслеживания эффективности рекламных кампаний, например бренд-лифты.
  5. Рекламодатель может платить как за охват, так и за конкретные действия пользователей — просмотры, клики, добавления в корзину.
  6. Цифровая реклама в офлайн-магазинах (digital in-store-реклама) — это результат интеграции ретейл-медиа с офлайном: торговые сети запускают рекламу в физических точках через свои онлайн-платформы.
  7. В плюсе остаются все стороны: бренды через просмотры рекламных баннеров собирают целевые лиды, которым в дальнейшем продают товары. Розничные магазины кладут в кассу деньги за проданное рекламное место. А покупатели видят рекламу там, где могут сразу купить товар.

Таким образом, ретейл-медиа приносит профит и рознице, и брендам, и покупателям.

Retail Media открывает новые возможности как для бренда, так и для потребителя
Retail Media открывает новые возможности как для бренда, так и для потребителя

Обе стороны — бренд и потребитель получают пользу от Retail Media. Бренды через просмотры рекламных баннеров собирают целевые лиды, а потребитель получает персонализированную рекламу

Обе стороны — бренд и потребитель получают пользу от Retail Media. Бренды через просмотры рекламных баннеров собирают целевые лиды, а потребитель получает персонализированную рекламу

Как выглядит реклама в Retail Media

Показываем на примерах.

На платформе «Ламода» бренды могут покупать рекламные места
На платформе «Ламода» бренды могут покупать рекламные места

«Ламода» — платформа по продаже мультибрендовой одежды и платформа, где бренды могут покупать рекламные места

«Ламода» — платформа по продаже мультибрендовой одежды и платформа, где бренды могут покупать рекламные места
Реклама в медиа Food.ru
Реклама в медиа Food.ru

Так выглядит реклама на сайте доставки Food.ru. Food занимается доставкой продуктов, но одновременно с этим выступает в роли рекламной платформы

Так выглядит реклама на сайте доставки Food.ru. Food занимается доставкой продуктов, но одновременно с этим выступает в роли рекламной платформы
Таргетированная реклама на «Авито»
Таргетированная реклама на «Авито»

Точечная реклама, которая «подстраивается»‎ под интерфейс «Авито» и соответствует запросам и интересам пользователя

Точечная реклама, которая «подстраивается»‎ под интерфейс «Авито» и соответствует запросам и интересам пользователя

Типы рекламы в Retail Media

Ретейл-медиа можно разделить на две основные категории.

Реклама на маркетплейсах. Интернет-покупки прочно вошли в жизнь потребителей, и возврат к преимущественно офлайн-покупкам маловероятен. Маркетплейсы и электронная коммерция привлекают 73% ежемесячной аудитории, причем на долю маркетплейсов приходится 77% всех онлайн-заказов. Эти показатели продолжают расти. Одновременно наблюдается тенденция к сокращению сроков доставки: всё чаще клиенты могут получить свой заказ уже через час после оформления, что становится новым стандартом в отрасли.

Маркетплейсы занимают лидирующие позиции среди самых посещаемых сайтов. Примечательно, что аудитория Ozon почти равна аудитории ВКонтакте. Более половины пользователей маркетплейсов уникальны, их невозможно охватить традиционными медиа. Например, аудитория Ozon пересекается с аудиторией ВКонтакте на 35%.

Аудитория крупных маркетплейсов растет год к году
Аудитория крупных маркетплейсов растет год к году

Совокупная ежедневная аудитория пяти крупнейших маркетплейсов выросла за январь-апрель 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Совокупная ежедневная аудитория пяти крупнейших маркетплейсов выросла за январь-апрель 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
Больше всего эксклюзивной аудитории остается у Wildberries
Больше всего эксклюзивной аудитории остается у Wildberries

Доля эксклюзивной аудитории маркетплейса от аудитории других маркетплейсов из списка. Лидером по эксклюзивной аудитории в феврале 2024 остается Wildberries

Доля эксклюзивной аудитории маркетплейса от аудитории других маркетплейсов из списка. Лидером по эксклюзивной аудитории в феврале 2024 остается Wildberries
Retail Media стал универсальным каналом со своей уникальной аудиторией
Retail Media стал универсальным каналом со своей уникальной аудиторией

Примерно 84 млн человек посещают маркетплейсы более одного раз в месяц

Примерно 84 млн человек посещают маркетплейсы более одного раз в месяц

Ozon продвигает не только карточки товаров на собственной платформе, но и позволяет разместить рекламу, ведущую на внешние ресурсы. Реклама, ведущая на сторонние сайты, доступна даже для компаний, не представленных на Ozon. Некоторые выделяют такой тип рекламы в отдельную категорию. Такая реклама маркируется соответствующей отметкой.

Ozon имеет широкий набор инструментов для продвижения. Можно выделить два типа рекламы на платформе: медийная и товарная.

К числу медийных активностей относятся следующие форматы:

  • баннер и видеобаннер на главной странице;
  • баннер на странице выполненного заказа;
  • таргетированный виджет Ozon Alerts.

Таргетированный всплывающий виджет в мобильном приложении Ozon появляется поверх основного интерфейса. Этот интерактивный элемент показывается исключительно целевым пользователям — покупателям определенных категорий товаров или клиентам, проявившим интерес к конкретным продуктам.

Ozon Alerts работает на привлечение внимания покупателей к бренду, акции или товару. А баннеры — на охват и узнаваемость.

Медийные форматы позволяют увеличить видимость продуктов на площадке, что в дальнейшем ведет к росту конверсий.

О замерах и аналитической части площадка также позаботилась заранее. В арсенале OZON доступны Brand, Search и Sales Lift исследования, а также оценка post-view конверсий.

Это значит, что OZON дает возможность размещать полноценную brandformance-рекламу, в которой можно отследить прямое влияние медийной рекламы на продажи.

И повторим: для продавцов, которые не могут реализовывать свою продукцию в рамках площадки, может использоваться реклама в формате click-out. При клике на баннер пользователь попадает на веб-сайт, а не на карточку товара на маркетплейсе.

Ozon позволяет разместить на своей платформе рекламу, которая ведет на внешний сайт
Ozon позволяет разместить на своей платформе рекламу, которая ведет на внешний сайт

Реклама мебельного магазина SKDESIGN, которая ведет на внешний сайт бренда

Реклама мебельного магазина SKDESIGN, которая ведет на внешний сайт бренда
Компании, которых нет на Ozon, все-равно могут размещать рекламу, ведущую на внешние ресурсы
Компании, которых нет на Ozon, все-равно могут размещать рекламу, ведущую на внешние ресурсы

Собственный сайт магазина SKDESIGN

Собственный сайт магазина SKDESIGN
Баннер на главной странице в Ozon
Баннер на главной странице в Ozon

Предприниматели могут самостоятельно запускать баннер через рекламный кабинет Ozon

Предприниматели могут самостоятельно запускать баннер через рекламный кабинет Ozon
Видеобаннер на главной странице Ozon
Видеобаннер на главной странице Ozon

Видеобаннер — хороший способ привлечь внимание покупателей на Ozon

Видеобаннер — хороший способ привлечь внимание покупателей на Ozon
Таргетированный виджет на Ozon
Таргетированный виджет на Ozon

Виджет рекламирует товар или акцию и предлагает клиенту перейти либо на карточку товара, либо на страницу акции, либо в магазин

Виджет рекламирует товар или акцию и предлагает клиенту перейти либо на карточку товара, либо на страницу акции, либо в магазин

Купер (Сбермаркет) — сервис доставки продуктов с полок магазинов, один из лидеров рынка e-grocery. На площадке рекламодателям доступны как performance-, так и медийный инструментарий.

Подбирая индивидуальный сплит инструментария, можно выстроить поэтапную коммуникацию с пользователем сервиса. Рекламодатели могут формировать знание о бренде с помощью яркого имиджевого супербаннера или кастомной брендированной страницы с каруселью, привлекать внимание пользователей к конкретному продукту, акции или спецпредложению с помощью баннера в каталоге.

Показывая свой товар на каждом этапе пути клиента с помощью performance-инструментов, бренды увеличивают конверсию в покупку и стимулируют продажи.

Платформа предлагает больше метрик для аналитики, а значит больше точек для принятия решения о дальнейших запусках и масштабировании кампаний.

Аналитический инструментарий площадки для рекламодателей включает:

  • оценку поведения аудитории Купер;
  • А/В-тестирование кампаний;
  • Brand Lift исследование;
  • анализ поисковых запросов.
Бренд-зона МЕТРО
Бренд-зона МЕТРО

Бренд-зона бренда METRO. Здесь собраны все товары, которые можно выбрать и положить в корзину

Бренд-зона бренда METRO. Здесь собраны все товары, которые можно выбрать и положить в корзину
Баннер в каталоге METRO
Баннер в каталоге METRO

Баннер в разделе каталога. Используйте эту настройку, чтобы привлечь внимание пользователей

Баннер в разделе каталога. Используйте эту настройку, чтобы привлечь внимание пользователей
Рекомендации на главной странице
Рекомендации на главной странице

На главной странице METRO доступна функция «Рекомендации»

На главной странице METRO доступна функция «Рекомендации»
Бейджи и скидки
Бейджи и скидки

Страница скидок в приложении METRO

Страница скидок в приложении METRO
Спонсорская полка в магазине
Спонсорская полка в магазине

Пользователям отображаются дополнительные товары в момент оформления заказа

Пользователям отображаются дополнительные товары в момент оформления заказа

Digital in-store-реклама. Это следующий вид рекламы в ретейл-медиа. Он подразумевает размещение рекламы на цифровых носителях в физических точках магазинов. Такую рекламу, например, активно внедряют «Магнит» и X5.

Это и привычные мультимедийные экраны, и дисплеи покупателя на кассах, и интерактивные дисплеи в торговом зале для самостоятельной проверки стоимости товаров, а также радио внутри магазинов.

«Магнит» модернизировал свои магазины «у дома» и аптеки в Москве и Санкт-Петербурге, внедрив цифровое оборудование. В 758 точках установили свыше 3000 единиц digital instore-устройств. Это нововведение позволило достичь ежемесячного охвата аудитории (OTS) более 90 миллионов человек в двух городах.

Реклама в местах продаж
Реклама в местах продаж

Реклама в местах продаж представляет собой рекламные объявления разной формы, расположенные в магазинах, гипермаркетах

Реклама в местах продаж представляет собой рекламные объявления разной формы, расположенные в магазинах, гипермаркетах

Резюмируем

По прогнозам, ретейл-медиа будет трансформироваться и наращивать зону влияния за счет создания новых инструментов для привлечения аудитории.

Количество рекламного инвентаря на рынке сильно сократилось, а в Retail Media он активно развивается: появляются новые площадки, новые форматы и доступ к огромному объему данных, основанному не на интересах, а на реальных покупках.

У ретейл-медиа есть неоспоримые преимущества:

  • возможность таргетинга на покупателей конкретных категорий товаров. Используя в рекламных кампаниях данные сегменты, вы доносите свое рекламное сообщение до пользователей с определенным поведенческими и покупательскими характеристиками;
  • маркетплейсы становятся своего рода полноценными поисковиками для товаров. Например, по данным Moneyplace, россияне чаще всего в 2023 году искали и покупали бакалею, вкусные подарки и сладости именно на маркетплейсах.
  • продавцам доступен инструментарий для увеличения охватов, лояльности пользователей, повышения узнаваемости бренда, а также продвижения товаров;
  • набирает популярность click-out формат, который становится более доступным. Все крупные российские маркетплейсы продают рекламу click-out: Ozon, Купер, Яндекс Маркет, Самокат и другие;
  • текущие возможности Retail Media могут закрыть все этапы воронки (знание — баннеры, семплинг; выбор / покупка — товарное промо, рекомендательные форматы, брендовые полки);
  • обычно доступны таргетинги: ГЕО, соцдем, интересы;
  • модели закупки: CPD, CPM, CPC, в товарных промо CPA;
  • основные бюджеты в формате click-out сейчас у финансового сектора, наименее представлены — услуги.

Retail Media — это не только про продажи здесь и сейчас. Это ключевой инструмент для формирования спроса и развития бизнеса. Это инструмент, который подойдет, в том числе, для компаний, которые не реализуют продукцию на маркетплейсах. В этом поможет система Click out — баннеры, которые приведут пользователей с сервиса на внешнюю страницу рекламодателя.

Рекомендации по продвижению в ретейл-медиа

Подытожим:

  1. Запускайте комплексные рекламные кампании, которые дадут кумулятивный эффект: используйте ритейл медиа совместно с ТВ, наружной рекламой, инфлюенсерами, programmatic и т.д.
  2. Изучайте путь клиента (CJM). Важно картировать путь покупателей, чтобы понять, какой маршрут способствует покупке и создаст положительный опыт от взаимодействия с вашим брендом. Цель — сделать так, чтобы клиент остался доволен и пришел еще.
  3. Тестируйте новые подходы к продвижению и новые инструменты. Точки роста в e-com стоит искать в постоянном тестировании гипотез — сегментов, форматов, креативов, персонализации;
  4. Используйте аналитику: данные можно получить у ретейлеров и в сторонних закрытых источниках. Например, с помощью медиаскопа можно посмотреть ретейлеров, у которых аудитория вашего продукта чаще всего покупает. И на основе этих данных выбрать для рекламных размещений наиболее используемую платформу. Аналитика также поможет определить, где ваш бренд покупают меньше всего, чтобы поднять и прокачать продажи именно в этом месте.

Эти рекомендации помогут продвижению вашего бизнеса.

Онлайн-банк для розничного бизнеса

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для розничного бизнеса

  • Аренда онлайн-кассы с эквайрингом и QR-кодом за 0 ₽
  • Поможем зарегистрировать кассу в налоговой
  • Прием платежей по QR-коду от 0,4%
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Анастасия Крючкова
Анастасия Крючкова

А вы уже есть в Retail Media?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации