Создание ресторана при отеле требует комплексного подхода, начиная с концепции и заканчивая лицензированием. В этой статье я расскажу об основных шагах, которые нужно нужно предпринять, чтобы ресторан приносил прибыль и стал городской точкой притяжения.
Шаг 1. Разработка концепции, формата и ценовой политики
Для начала — рассчитываем экономическую целесообразность. В первую очередь, оцените:
- прогнозируемый поток гостей;
- затраты на запуск;
- расходы на персонал, маркетинг и аренду.
Дополнительно учтите:
- сезонность;
- средний чек;
- потенциальную прибыль.
Открытие ресторана целесообразно, когда мы видим сочетание нескольких факторов: растущий интерес к гастрономии в регионе, стабильный поток туристов и местных жителей с высоким интересом к новому опыту, а также наличие опытной команды, способной реализовать уникальные концепции.
Важно качественно проработать локацию, проанализировать конкурентов и создать для гостей уникальное предложение, которое актуально именно для данного места и времени.
Концепцию нашего ресторана мы построили вокруг свежих морепродуктов и локальных продуктов, которые подчеркивают близость к Черному морю. Мы предлагаем гостям современную интерпретацию классических блюд с авторскими нотами от шеф-повара Никиты Ангурова. Внимание акцентируем на качестве и свежести каждого блюда.
Ценовая политика. Чтобы определить ценовую политику, опирайтесь на сегмент гостей. Посетители имеют разные потребности и возможности, у них разный возраст, уровень дохода, цели пребывания в городе и предпочтения в обслуживании. Какие гости останавливаются в данном отеле? Когда вы выделите группу потребителей и поймете их запросы, вы сможете разработать для них ценовое предложение.
Исследование целевой аудитории отеля поможет понять, какие кулинарные предпочтения у ваших гостей. Если отель ориентирован на семейных туристов, ресторан может предложить детское меню и специальные акции для семей. Для бизнес-туристов важно наличие быстрого и качественного питания, а также удобных мест для деловых встреч. Если в отеле останавливается много иностранных туристов, стоит рассмотреть возможность создания интернационального меню или включить в него уникальные местные блюда.
Важно установить конкурентоспособные цены, основываясь на анализе цен других ресторанов в регионе
Цены могут варьироваться в зависимости от сезона, уровня спроса или специальных событий. Это позволяет максимизировать доходы в периоды высокого спроса и привлекать клиентов в менее загруженные времена. Важно установить конкурентоспособные цены, основываясь на анализе цен других ресторанов в регионе.
В ресторане «Море» мы придерживаемся концепции сбалансированных цен, отражающих высокий уровень качества продуктов и обслуживания. Гости ценят уникальные блюда из местных свежих ингредиентов, а также мастерство нашего шеф-повара. И стоимость блюд соответствует ожиданиям посетителей. Мы стремимся предложить особенные гастрономические впечатления, сохраняя при этом доступный уровень цен для сегмента premium-casual.
Формат. Он тоже будет опираться на целевую аудиторию отеля, его категорию и расположение. Формат заведения и его атмосфера должны дополнять общий стиль отеля, а также соответствовать предпочтениям гостей.
Перед открытием своей точки общепита обязательно проанализируйте конкурентов и изучите действующие тренды. Это поможет избежать ошибок. Определите, какие рестораны уже существуют, какие форматы они предлагают и какие у них сильные и слабые стороны.
Шаг 2. Маркетинговая стратегия
Грамотная маркетинговая стратегия поможет вам привлечь клиентов, повысить узнаваемость ресторана, собрать полезную обратную связь и получить преимущество перед конкурентами.
Распишите портреты целевой аудитории. Чтобы составить правильное позиционирование ресторана при отеле, нужно подробно расписать основные портреты целевой аудитории (не менее 5-6). И под каждый портрет важно составить свою коммуникацию.
Мы снова четко отвечаем на вопрос: кто он, наш клиент? Составьте карту гостей по интересам, хобби, профессиям и досугу. Подумайте, где эти целевые группы могут соприкоснуться с вашим рестораном и как о нем узнать? Ведь в рестораны при отелях ходят не только постояльцы.
Постройте пирамиду бренда. Она будет начинаться с легенды и философии, а заканчиваться узнаваемым визуальным кодом — так будет легче идентифицироваться в голове потребителя.
Сформируйте УТП. Уникальное торговое предложение должно быть таким, какого нет ни у одного конкурента (соответственно, нужен анализ конкурентов и вашего ресторана на рынке).
Придумайте такой продукт, ради которого люди будут ехать в ресторан
Если постараться, туристы могут приезжать в город просто ради того, чтобы побывать у вас в гостях и пережить новый гастрономический опыт.
Уникальное торговое предложение ресторана «Море» заключается в использовании свежайших местных морепродуктов и создании авторских блюд от шеф-повара. Мы доносим это через:
- гастрономические мероприятия;
- специальные предложения;
- внимание к каждому гостю и деталям.
Проводите маркетинговые мероприятия и формируйте комьюнити. Если нужно вовлечь местное население, отлично сработают event-маркетинг и формирование сообщества. Можно проводить закрытые мероприятия только для тех, кто успел на них попасть. Так мы вводим искусственный дефицит и создаем образ престижного и популярного места, где не так-то просто оказаться.
Используйте соцсети и digital-маркетинг. Привнесите в коммуникацию через соцсети больше четкого позиционирования. Внедрите визуальные якоря: логотипы, цвета, предметы и так далее — что-то, что будет вызывать у человека определенные эмоции и ассоциироваться с вашим отелем.
Транслируйте ценности ресторана максимально ясно и прозрачно, чтобы ваш стиль считывался мгновенно.
Хорошо, когда в ресторане много интересных деталей: необычные бокалы, приборы и сервировка стола, трендовая эстетичная посуда — что-то, что сразу вызывает вау-эффект и вдохновляет обязательно сфотографировать это и выложить в соцсетях. Для этих же целей подойдут яркие фотозоны, которые могут постоянно меняться.
Работайте с местными блогерами, пусть они постоянно упоминают ресторан на своих площадках. А чтобы привлечь дополнительный трафик при проведении рекламных кампаний, предложите гостям специальные условия при первом посещении.
К примеру, лента ресторана «Море» отражает нашу идею о том, что гость — главное лицо в ресторане. Посетитель должен чувствовать заботу и получать удовольствие даже на расстоянии, просто листая публикации в наших соцсетях. Вот несколько категорий постов, которые мы часто публикуем.
- атмосферные ролики, которые знакомят гостей с разными локациями ресторана — так гостю легче ориентироваться и выбирать место под свой запрос;
- посты-знакомство с командой. Мы представляем людей, которые трудятся ради того, чтобы каждый гость почувствовал себя особенным. Проводим с ними мини-интервью, рассказываем об их хобби, делимся их подборками любимых блюд;
- фото- и видеоотчеты о прошедших мероприятиях, будь то поэтический вечер или гастроужин. Да, событие уже прошло, но эти красивые материалы дарят эстетическое наслаждение и побуждают следить за лентой, чтобы не пропустить нечто подобное в будущем;
- приглашения принять участие в предстоящих событиях, которые не обязательно должны быть напрямую связаны с гастрономией. Гость может прийти на гастроужин со звездным шеф-поваром или принять участие в мастер-классе по рисованию акварелью, послушать живую музыку или встретиться с интересным спикером;
- рассказы о кулинарных трендах и новостях из мира гастрономии;
- поздравления с праздниками;
- видео о том, как готовится то или иное наше блюдо, из чего оно состоит и в чем его уникальность;
- объявления о новинках в меню, подборки блюд, информация о специальных предложениях и акциях. Все это мы сопровождаем самой главной информацией — адресом ресторана и номером телефона для брони столиков.
Если чередовать разные увлекательные форматы постов, ваша лента не превратится в сплошной поток призывов что-то купить, заказать и попробовать. Читателю будет интересно следить за жизнью ресторана и, с большой долей вероятности, захочется к вам прийти.
Шаг 3. Формируем технический проект
Конкретный список необходимого оборудования будет зависеть от:
- кухни (европейская, азиатская и так далее);
- количества посадочных мест;
- планируемых объемов производства и обслуживания.
Учтите требования к:
- вентиляции;
- электроснабжению;
- водоснабжению.
Внимательно изучите стандарты безопасности — за их соблюдением придется следить особенно тщательно.
Важно интегрировать проект ресторана в общую инфраструктуру отеля, включая складские, технологические и логистические процессы. Предусмотрите функциональные зоны для работы и отдыха персонала, а также для хранения продуктов (холодильные камеры, кладовые, зоны для подготовки пищи, отдельные пространства для мытья посуды и хранения средств для уборки).
Шаг 4. Получение лицензий
Открывая ресторан при отеле, необходимо будет получить ряд лицензий:
- лицензия на продажу алкоголя (если он предусматривается меню);
- санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (оно будет подтверждать, что ваши помещения, оборудование и технологии отвечают всем требованиям санитарных норм);
- лицензия на использование музыкальных произведений (если вы планируете включать в ресторане фоновую музыку);
- лицензия на общепит (если планируется круглосуточная работа или обслуживание гостей в формате кейтеринга).
Наличие всех лицензий повысит уровень комфорта и безопасности гостей, а также обеспечит соответствие законодательным требованиям. Так вы избежите юридических проблем и укрепите репутацию ресторана.
Шаг 5. Составляем дизайн-проект заведения
Ресторан должен гармонично вписаться в общий дизайн, чтобы получилось единое пространство — не только привлекательное, но и функциональное.
Опирайтесь на стиль отеля. Чтобы составить грамотный дизайн-проект ресторана, учитывайте стиль и концепцию самого отеля. Для визуальной идентичности деталей и решений учитывайте брендовые элементы отеля. Если отель использует определенные оттенки в логотипе, эти цвета могут быть интегрированы в интерьер ресторана через текстиль, посуду или декор.
Ориентируйтесь на комфорт гостей. Продумайте удобные посадочные места — от уютных уголков для романтических ужинов до больших столов для семейных обедов. Предусмотрите навигацию, чтобы посетители могли легко ориентироваться в разных зонах. Для этого можно использовать визуальные подсказки: яркие элементы декора или указатели, которые помогут гостям быстро находить нужные участки ресторана.
Учитывайте высоту столов и стульев, чтобы обеспечить комфортное размещение для людей разного роста. Также важно продумать акустику: использование мягких тканей и специальных панелей может помочь снизить уровень шума и создать более приятную атмосферу.
Используйте локальную идентичность. Подумайте о том, как элементы дизайна могут рассказывать о местной культуре, ведь локальная идентичность — один из мощнейших трендов современности. Переосмысление региональных традиций и ремесел подчеркнет уникальность вашего ресторана, привлечет туристов и откроет местным жителям что-то новое.
Есть ли у вас в планах открытие ресторана при отеле? С какими сложностями сталкиваетесь, чем вдохновляетесь и что делаете для реализации идеи?