Каждый третий человек конфликтовал с коллегами или руководителем согласно опросу SuperJob — 36 и 37% соответственно. Если это происходит изредка — ничего страшного. Но когда в коллективе постоянные ссоры, то об эффективной работе и выполнении KPI речи не идёт. В статье рассказываем, как решать конфликты между коллегами на реальном примере.
Почему в коллективе возникают конфликты
Конфликт возникает, когда у сторон противоположные интересы и цели. Один хочет власти, денег, повышения, другой — спокойно работать.
Иван устроился менеджером в новую компанию. Он хотел выделиться и предложил новый мессенджер для внутреннего общения в коллективе. Руководителю Павлу, ценителю современных технологий, идея понравилась. Однако перемена разозлила коллег Ивана — им было комфортно переписываться в предыдущем мессенджере, а теперь придётся осваивать новый.
Иван хотел выделиться перед руководителем, проявить себя, усовершенствовать рабочий процесс. А коллеги и не думали ничего менять.
Вот какие ещё могут быть причины конфликтов в коллективе:
- личная неприязнь между коллегами;
- недопустимое и хамское поведение сотрудника;
- не отлаженные бизнес-процессы: например, когда сотрудники вместо рабочей почты переписываются в трёх мессенджерах;
- размытое разделение обязанностей: непонятно, кто за что отвечает;
- работа не соответствует ожиданиям: в вакансии обещали онбординг, а на деле с первого дня новичка закидали задачами;
- ограниченные ресурсы: одно место топ-менеджера и пять кандидатов, одна квартальная премия, которую получит только лучший сотрудник.
Крики и ругань выбивают из колеи, отвлекают от задач, заставляют нервничать и переживать. В коллективе меняется настроение и опускаются руки. Поэтому разногласия нельзя пускать на самотёк и ждать, когда работники разберутся сами.
Чем поможет коуч в решении конфликтов
Некоторые конфликты становятся деструктивными — тормозят рабочий процесс и ухудшают отношения между коллегами. Другие идут на пользу: сотрудники общаются, ищут и находят новые решения. Задача руководителя — научить команду решать конфликты конструктивно.
На роль третейского судьи лучше подходит независимый коуч
В такой ситуации важно сохранять нейтралитет, быть своеобразным арбитром на поле — следить, чтобы никто не нарушал правила. Но руководитель — как тренер футбольной команды — необъективен, ведь у него личные отношения с каждым сотрудником, свои цели и задачи в коллективе. Поэтому на роль третейского судьи лучше подходит независимый коуч — он нейтрален и фактичен, у него нет цели угодить кому-то.
Этапы и методы работы с коучем
Первый раз коуч встречается только с руководителем, без участников конфликта. Главная цель — определить истинные цели и сформировать запрос.
Изначально Павел сказал, что хочет «дружную команду, как прежде». А коуч помог понять ценность такого коллектива — до конфликта сотрудники работали эффективнее и выполняли больше задач. Истинная цель Павла — повысить продуктивность отдела. Коуч помог Павлу увидеть и осознать цель.
После первой встречи определяется метод коучинга: один на один с руководителем, с каждым сотрудником по-отдельности или одновременно со всем коллективом.
Индивидуальный коучинг с руководителем. Коуч поможет определить личные зоны роста руководителя и выстроить порядок действий для их развития и увидеть пути построения доверительных отношений в коллективе. После такой работы начальник не только справится с текущим конфликтом, но и избежит будущих. Это решение ситуации через усиление лидера — такой руководитель увереннее ведет коллег за собой и развивает бизнес.
После личного коучинга Павел понял, что сам поспособствовал развитию конфликта. Вместо того, чтобы сразу внедрять новые технологии, надо было спросить у сотрудников, чего хотят они. Коуч помог определить зоны роста Павла: учиться активному слушанию, не принимать спонтанных решений или по крайней мере давать им время на «проверку», держать паузу и повышать уровень качественной коммуникации. Для прокачки этих зон у коуча может быть свой запас эффективных методик.
Индивидуальный коучинг с сотрудниками. Ситуация решается через личную работу с сотрудниками. Каждый получит личный план роста с понятными действиями.
Иван понял, что пренебрег коллективом для достижения личной цели. Его цель была выделиться перед начальством. Коуч помог менеджеру определить истинную цель — сблизиться с руководством, ведь это помогало в карьере на предыдущем месте работы. В ходе мозговой штурма Иван нашёл другие способы достижения своей цели, которые не будут вредить его отношениям с коллегами.
Командный коучинг с коллективом. Конфликт можно решить и другим способом: поработать с коллективом как с единым организмом и повысить осознанность группы. Разобравшись в ситуации, сотрудники посмотрят на неё под другим углом, выслушают мнения коллег.
Командный коучинг может выступить как тимбилдинг — люди узнают друг друга как личностей
Под руководством коуча каждый поймёт свою роль в коллективе и выстроит индивидуальный порядок действий в конфликтах. У командного коучинга есть преимущество. Он может выступить в качестве тимбилдинга: люди узнают друг друга не только как работников, но и как личностей, доверяют и делятся мыслями.
После такой работы каждый сотрудник вырастет профессионально, узнает сильные и слабые стороны.
Олег больше всех противился новому мессенджеру. В ходе коллективного обсуждения понял, что консерватизм мешает его личностному и профессиональному росту. Коуч помог ему наметить путь развития: научиться просить помощи в работе с новинками у коллег, параллельно каждую неделю читать технические статьи.
Что ещё можно сделать
Отталкиваясь от причин, которые провоцируют конфликты, параллельно с коучингом стоит совершенствовать микроклимат в коллективе:
- чётко распределить и прописать обязанности и следовать правилам;
- разделить конкурентов по разным командам, отделам;
- сформулировать конкретные условия для карьерного роста, чтобы каждый сотрудник понимал, как добиться повышения;
- объяснить, как получить бонусы и поощрения, чтобы сотрудники меньше конкурировали друг с другом;
- развивать корпоративную культуру: например, устраивать мини-вечеринки или вместе заниматься спортом;
- организовать комфортные рабочие места: удобное кресло, современную технику, кухню не только с кофе и печеньем, но и микроволновкой, чтобы разогреть обед.
Конфликты — нормальная и естественная составляющая общения между людьми. Важно научиться решать их конструктивно: с пользой для работы, коллектива и каждого сотрудника. Профессиональный коуч поможет руководителю разобраться в этом процессе самому и направить команду.
Как в вашем коллективе решаются конфликты?