Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

За счет чего выросли Klarna, Duolingo и Miro. Разбор от Purrweb, часть 2


Мы уже писали статью про то, как достигли успеха ChatGPT, Notion и Etsy. Теперь настала очередь Klarna, Miro и Duolingo.

Разберём, как они привлекли инвестиции и клиентов, справились с конкуренцией и продолжили развиваться. Ну и сделаем выводы, которые вы сможете использовать в продвижении своего стартапа.

Klarna

Klarna — финтех-компания, которая совершила революцию в онлайн-шопинге, первыми представив услугу «купи сейчас, заплати потом» (BNPL). BNPL позволяет совершать покупки и откладывать платежи без процентов, что сделало эту услугу популярной среди молодёжи.

Кроме BNPL-шопинга, в приложении можно отслеживать цены и управлять финансами. Рынок BNPL быстро развивается, но и Klarna не стоит на месте. Несмотря на сильную конкуренцию, компания продолжает расширять свое глобальное присутствие, внедрять новые функции и сервисы, а также совершенствовать уже существующие.

Развитие рынка BNPL помогло Klarna добиться невероятных показателей

Klarna — это хороший пример фразы «Кто первый встал, того и тапки». Но компания добилась успеха не только из-за того, что они были одними из первых на рынке BNPL услуг, а еще и из-за следующих факторов.

Новое поколение и новый рынок. BNPL (buy now, pay later) — «купи сейчас, плати потом» — это оплата частями. Идея кажется не новой, но упала она на благодатную почву. Основная аудитория услуг BNPL — молодые люди, которым сложнее получить кредит. Также им приятнее пользоваться сервисом оплаты частями, чем взаимодействовать с морально устаревшей банковской системой. А для ритейла такой способ оплаты помогает дотянуться до новых клиентов и повысить продажи.

Партнеры привлекают новых пользователей, а пользователи — новых партнеров. В начале Klarna фокусировалась на том, чтобы добавить больше ритейл-партнеров в свою сеть. Таким образом новые пользователи органически узнавали о сервисе, совершая покупки в привычных магазинах. Затем клиенты, довольные взаимодействием с сервисом оплаты частями, просили любимые бренды добавить новый удобный способ.

Для Дрейка это, конечно, может быть и не актуально, но молодёжи по всему миру BNPL формат очень даже понравился

Супер-апп: здесь начинается шоппинг. Сначала приложение Klarna имело минимальные функции. В приложении хранилась информация о карте пользователя, с которой он совершал покупки, и всё. Затем Klarna из простого сервиса оплаты частями начали строить полноценную экосистему: в приложении появился каталог товаров партнеров.

Сервис начал использовать историю покупок пользователей, чтобы предлагать персонализированные рекомендации. Также добавились уведомления об акциях и скидках любимых брендов, виш-лист и опция сравнения цен на товар в нескольких магазинах сразу.

Из простой истории платежей Klarna превратилась в приложение, с которого начинается шоппинг. А новые пользователи приходят в приложение за этими дополнительными опциями и становятся клиентами сервиса.

Важно помнить, что супер-апп не является универсальным вариантом. Например, у нас был заказчик, который хотел срочно создать супер-апп для мусульман и боялся что конкуренты реализуют идею до него. Мы уговорили его начать с бизнес-анализа, проверить реальный спрос на идею и только потом переходить к разработке.

В результате исследования, мы помогли заказчику больше узнать о реальных потребностях аудитории, сэкономили ему миллионы на разработке приложения и нашли новые инсайты об аудитории.

Подробнее про работу над этим исследованием и его результаты вы можете прочитать в нашем кейсе.

Покупать с Klarna не только у партнеров сервиса. Магазина нет в сети партнеров? Не беда! В приложении Klarna добавлен веб-браузер, и если магазина нет в каталоге, сайт тоже откроется в приложении. Для совершения покупки Klarna создает новую карту, реквизиты которой пользователь вводит на сайте. Оплата для пользователя проходит в привычном режиме — частями.

Социальные поглаживания. Klarna знает свою аудиторию. Например, молодые американцы заботятся об экологии. Специально для них в приложение добавили калькулятор углеродного следа, чтобы пользователи видели как их покупки повлияют на атмосферу. Другой «зеленый» инструмент — бейджи компаний с метриками, которые показывают, как ритейлеры помогают или вредят планете.

Интеграция с ИИ. Klarna использует искусственный интеллект 2 способами. Первый — для умной алгоритмической ленты рекомендаций. Второй — плагин ChatGPT, который работает как консультант в ритейл магазине. Пользователи могут попросить составить подборку товаров по нужным параметрам и получить список прямо в приложении.

История Klarna интересна ещё тем, что они начинали с простой функции BNPL, а потом пристроили ещё и полноценный маркетплейс. Но если бы компания сразу попыталась создать маркетплейс, не имея реальной потребности на рынке  — они бы не добились такого успеха как сейчас.

Это ещё один пример почему так важен бизнес-анализ. Этот процесс также часто называют discovery-фазой проекта. Она поможет проверить идею, собрать информацию о пользователях, проанализировать конкурентов и сгенерировать гипотезы. Также это поможет просчитать варианты монетизации продукта и его окупаемость. Подробнее о том как правильно провести discovery-фазу самостоятельно — читайте в нашей статье.

Duolingo

Duolingo — это мобильное приложения для изучения языков при помощи интерактивных курсов. От конкурентов они отличаются использованием игровых элементов для повышения мотивации и вовлеченности пользователей. С этим помогают такие механики как очки опыта, достижения и ежедневные задания.

Платформа предлагает 30+ языков для изучения, и каждый курс включает в себя упражнения на словарный запас, грамматику, чтение, прослушивание и разговорные навыки.

Благодаря удобству и эффективности обучения, Duolingo стала популярной среди учащихся всех уровней, а также используется в образовательных учреждениях по всему миру.

С каждого пользователя Duolingo зарабатывает в среднем $12.1

Внушительные цифры! И секрет успеха Duolingo не в том, что они вовремя зашли на рынок онлайн-образования в 2011 году. Все намного интереснее. Давайте разберемся, что помогло компании подняться и удерживать лидерскую позицию.

Скрытый краудсорсинг. Основатели хотели сделать приложение бесплатным, но частной компании без гос. поддержки как-то нужно платить сотрудникам и возвращать прибыль инвесторам.

Тогда придумали гениальную по своей простоте механику:

  1. Пользователи переводили статьи и тексты, которые потом продавали бизнесу. Материал для перевода разбивали на кусочки по 1-2 предложению, которые переводили люди на уроках в приложении.
  2. Чтобы конечный перевод получался качественным, статьи переводились по 30-40 раз, а потом алгоритмически собирался финальный текст.

От этой механики отказались в 2015 году, и вместо нее компании приносит прибыль подписка. Однако основатели не изменили своей идеи сделать изучение языков доступным, поэтому все учебные материалы до сих пор доступны и в бесплатной версии. За подписку пользователи получают отключение рекламы и дополнительные геймифицированные функций.

Геймификация. В Duolingo считают, что сложнее всего в учебе — это сохранить мотивацию. Поэтому в продукте используются механики, позаимствованные из видеоигр. Вот неполный список элементов геймификации в приложении Duolingo: очки опыта, вознаграждения за ежедневный вход в приложение и за завершение учебного модуля, ограниченные по времени квесты, таблицы лидеров… И это не все!

Хочется отметить, что несмотря на количество таких элементов, они интуитивно понятны. В результате геймификация работает на вовлечение пользователей, а продукт не превращается в игру со сложными правилами.

Двойная петля роста. В Duolingo высокий процент пользователей из органического трафика: почти 80%. Это значит, что людям нравится продукт, и они с удовольствием советуют его друзьям и знакомым. Чем больше пользователей приходит и влюбляется в продукт, тем больше данных собирает компания, чтобы сделать приложение еще лучше. Это первая петля роста.

Вторая петля выглядит так: чем больше пользователей, тем больше подписчиков, а значит, и прибыли, которую можно инвестировать в улучшение продукта.

Рост за счет комьюнити. Duolingo замечательно работает с сообществом своих пользователей. Помимо понятных механик вроде организации офлайн мероприятий, компания прислушивается к людям в вопросах контента.

Например, в приложении есть ряд функций по улучшению качества курсов: сообщить о языковой ошибке или предложить свой вариант перевода. Duolingo вел волонтерскую программу по запуску курсов с новыми языковыми парами. Еще они курировали собственные форумы, посвященные вопросам контента. Это помогло не только улучшить продукт, но и создать лояльную аудиторию.

Виральный маркетинг. Хотя большую часть пользователей Duolingo получает через сарафанное радио, они продолжают вкладываться в маркетинг, и всегда находят, что сказать на актуальные темы.

Например, во время выхода Игры престолов, Duolingo запартнерились с HBO и создали курс по валирийскому — выдуманному языку из этой киновселенной.

Другой хак от Duolingo — маскот сова, которая в медийном пространстве позволяет себе быть пассивно-агрессивной. Благодаря этому маскот любят и даже делают мемы — он живой, а не стерильно-позитивный.

А вы сегодня сделали урок по английскому? Зеленая сова не дремлет…

Miro

Miro — это онлайн-доска для визуализации идей и совместной работы. Miro представляет собой набор инструментов для создания и редактирования диаграмм, карт мыслей, схем и других визуальных материалов.

Из-за гибкости в настройке и высокой интерактивности, Miro стал идеальным местом для проведения мозговых штурмов, проектного планирования и многого другого. При этом местоположение участников не влияет на результат, даже если команда проживает в разных странах.

Ещё одним плюсом платформы стала интеграция с инструментами для повышения продуктивности, такими как Slack, Trello и Google Drive. Это помогает командам слаженно работать, при этом не отказываясь от привычных инструментов.

А ещё Miro вошел в топ-5 лучших облачных компаний мира по версии американского Forbes

Идея не самая революционная, Miro появился на рынке еще в 2011 году, но развивался не очень бодро. В 2019-2020 гг., с приходом пандемии и массовой удалёнки ситуация изменилась: людям понадобились удобные инструменты для брейншторма в онлайне. И команда Miro увидела возможность завоевать свой кусочек рынка. Давайте разбираться как им это удалось.

Конкурентный рынок ≠ невозможно сделать лучше. Miro приходилось бороться за внимание пользователя с Microsoft, Google, Atlassian и Adobe. У этих компаний есть похожие продукты, которые встроены в уже существующие экосистемы с миллионами пользователей.

Тягаться с такими тяжеловесами страшно — у них огромные бюджеты на рекламу, высокая лояльность пользователей, причём как рядовых, так и корпоративных клиентов.

Но у Miro было одно важное преимущество — качество продукта. Большинству пользователей банально неудобно пользоваться теми же Microsoft Whiteboard или Google Jamboard. Основатели сделали ставку на продукт, и через него смогли завоевать рынок.

Продукт сам проберется в корпоративные кошельки. Miro использовали стратегию снизу-вверх: вместо того, чтобы доказывать топам полезность продукта и тратить деньги на В2В-продажи, они целились сразу в конечных пользователей. Обычно такие SaaS-компании как Miro ищут ЛПР, ведут переговоры о покупке и долго согласовывают условия сделки. А Miro сделали так:

Просто и гениально. Но работает такая стратегия только при двух условиях: продукт реально влюбляет в себя пользователей, а маркетинг заточен под конкретные персоны

Выводы

После того как мы подробно прошлись по истории каждого продукта отдельно, давайте искать что их объединяет.

Не бойтесь конкуренции. Выйти на поле боя против Голиафа всегда страшно, но и вы можете оказаться Давидом. Главное — адекватно оценивать ситуацию.

Найдите сильные стороны вашего продукта и используйте их для того чтобы получить первых пользователей. В этом хорошо помогает анализ историй успеха, такие как эта статья или наш телеграм канал, где мы часто разбираем ошибки и удачные ходы известных стартапов.

Геймификация всему голова. В наше время недостаточно создать заботливый клиентский сервис, вложиться в контент-маркетинг и предложить покупателям скидки — это уже стало обязательным стандартом.

Чтобы удержать внимание пользователей, внедрите элементы геймификации. Игровые механики сделают взаимодействие с брендом более увлекательным и клиенты станут активными участниками процесса. Они будут не просто потреблять продукт, но и получать удовольствие от взаимодействия с ним. Это поможет создать эмоциональную связь с брендом, повысит лояльность и стимулирует повторные покупки.

Геймификация позволит вам выделиться на рынке и создать пользовательский опыт, который трудно будет повторить конкурентам.

Новое поколение — ваш друг. Klarna поняла это ещё в 2005 году, когда разработала сервис рассчитанный на молодёжь. Мало того что молодое поколение более открыто ко всему новому, оно ещё и активнее распространяет впечатления о новых сервисах и товарах. Для них не важно что компания работает с 1998 года, если продукт хуже, чем тот, что предлагает стартап из 2020-го.

В эпоху социальных сетей, классическая реклама по телевизору уже не работает. Для молодого поколения гораздо важнее мнение друзей, родственников или инфлюенсеров. Реклама у популярных блогеров может стоить не дешевле, чем на федеральных каналах, но вам будет намного легче попасть в свою ЦА и в разы увеличит охваты.

А так как социальные сети созданы для того, чтобы поделится очередной новостью или похвастаться покупкой — реклама получит намного больше просмотров, особенно если взять пару уроков у зелёной совы.

Используйте опыт успешных стартаперов, тогда и вы сможете достигнуть успеха
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Александр Шульгин
Александр Шульгин

Какие стартапы стоит разобрать следующими?


Больше по теме

Новости