Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Зачем расти в доходе, если денег на всё хватает?


Когда речь идет о финансовом благополучии, многие предприниматели сталкиваются с вопросом: «Зачем увеличивать доход, если на текущий момент денег хватает для комфортной сытой жизни?» Особенно остро этот вопрос встает, когда цифра превышает 300 тысяч.

На первый взгляд, кажется, что черта выживания пройдена, и можно расслабиться. Так ли это на самом деле?

Комфорт убивает мечты и цели. Как снова почувствовать азарт в бизнесе?

Психика так устроена, что рост в деньгах возможен только тогда, когда в этом есть необходимость. Удовлетворение базовых потребностей может притупить амбиции предпринимателя. Вроде бы всё уже есть — стабильный бизнес, комфортная жизнь, возможность баловать себя и семью. И тут возникают вопросы: «Что теперь? Как двигаться дальше? И нужно ли? Как вернуть ту самую искру, которая заставляла стремиться к новым вершинам?».

Потребность в росте угасает, когда нет внутреннего желания что-то кардинально изменить. Вспомните, как на начальных этапах бизнеса каждая новая цель, будь то увеличение прибыли или завоевание нового рынка, вызывала в вас азарт и желание действовать. Но когда бизнес стал стабильно приносить неплохой доход, этот азарт куда-то делся. Перестала загораться лампочка «хочу».

Причина кроется в том, что мы, предприниматели, привыкли рационализировать свои желания. Когда всё есть, сложно объяснить мозгу зачем нужно создавать больше активности, креатива, привлекать больше клиентов, масштабировать бизнес. Всё это требует затрат ресурсов, а мозг — очень энергосберегающий орган. Ему куда проще найти оправдание — почему это всё не нужно, рационализировать по привычке, чем найти ответ на вопрос «как мне это получить?» Вот тут как раз и наступает кризис желаний, то самое состояние, когда всё и так устраивает.

Эмоции. Именно они и есть самый главный двигатель личного прогресса. Благодаря эмоциям мы хотим, делаем, достигаем, гордимся собой и радуемся достижениям. И снова ставим перед собой еще более амбициозные цели.

Когда предприниматель выходит на определенное плато, упирается в свой «стеклянный потолок», нужны яркие эмоциональные желания. Точно такие же, как мы испытывали в детстве.

Но где их взять? Сами по себе они больше не появляются. С каждым годом всё сложнее становится ответить себе на вопросы: «А чего я на самом деле хочу? О чём мечтаю? Какая цель будет меня зажигать так же, как в далеком прошлом?».

Эмоции предпринимателя, азарт из детства
Эмоции предпринимателя, азарт из детства

Вспомните как в детстве вы что-либо хотели до дрожи. Как часто вы об этом думали и представляли себя уже получившим это? Какие эмоции вас накрывали тогда?

Вспомните как в детстве вы что-либо хотели до дрожи. Как часто вы об этом думали и представляли себя уже получившим это? Какие эмоции вас накрывали тогда?

Как детские убеждения убивают взрослые цели? Как вернуть себе право мечтать и действовать?

«Я помню мне было лет 5 — 6 и я очень сильно хотел себе робота. А мама мне говорила, что он на самом деле мне не нужен. Что более практично будет купить карандаши и альбом и учиться рисовать — это мне пригодится. Помню, как было обидно тогда… Ещё много было подобных случаев, но именно этот запомнился ярче всех» — делился со мной на сеансе один клиент, назовём его Дмитрий.

В тот момент маленький Дима услышал не только что он не получит желаемую игрушку. Он услышал: «Твои желания и ты — не важны. То, что ты говоришь — неправильно. Важно только то, что решаю я, как родитель. И так правильно».

Дети не разделяют «я» и «мои мысли», «я» и «мои желания». Если сказали что «то, что я хочу — не правильно и не нужно», то это относится ко всему «мне». Имея потребность оставаться любимым и хорошим в маминых глазах, ребёнок научается отказываться от своих желаний в пользу рационального решения. И научается новому поведению: обесценивать свои внутренние порывы желаний и находить логическое обоснование, почему это ему не нужно.

Модель Родитель, как основа развития бизнеса
Модель Родитель, как основа развития бизнеса

Так в нас появляется внутренний родитель. Та самая модель, которую мы перенимаем от своих мам и пап

Так в нас появляется внутренний родитель. Та самая модель, которую мы перенимаем от своих мам и пап

В 1970-х годах американский психолог и психиатр Эрик Бёрн, совместно с группой психотерапевтов предложил рассматривать поведение человека с точки зрения транзактного анализа, согласно которому в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

Эго-состояние Родитель содержит установки и поведение, перенятые извне, в основном от родителей. В этом состояние другие люди воспринимают человека как критикующего, заботливого или утопающего в предубеждениях. В этот момент внутри человека переживаются старые родительские назидания, которые продолжают влиять на его внутреннего Ребёнка.

Описывается это состояние фразами: можно, нельзя, хорошо, плохо, полезно вредно, так надо, а так нет и т. д. Словом, всё то, что мы слышали в детстве от своих родителей, а теперь повторяем сами для себя.

Эго-состояние Взрослого не зависит от возраста. Человек в этом состоянии стремиться получить объективную информацию и настроен воспринимать реальность такой, какая она есть. В этот состоянии человек берёт на себя ответственность, хорошо организован, находчив и действует исходя из обстоятельств, в которых находится. Спокойно оценивает свои возможности.

Взрослому присущи фразы: я могу, я сделаю, я знаю, согласно фактам…

Эго-состояние Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Это состояние отвечает за творческое проявление личности, за желания, за наш внутренний порыв и веру в себя и в то, что всё непременно будет так как хочется. Да-да, именно состояние Ребёнок и создаёт внутренний порыв, то самое желание получить что-то. Состояние «хочу», которое наполняет нас эмоциями и мотивацией к действиям.

Если с детства мы привыкли отказываться от своих желаний, научились не проявлять внутреннего Ребёнка, стали больше и чаще выпускать «на сцену» рационального Родителя, то… мы просто разучились мечтать.

А именно мечты и эмоциональный отклик на них — двигатель нашего прогресса.

Дмитрий, когда пришёл в автосалон, «примерить» автомобиль, влюбился в новенький Dodge Challenger. «Прям понравился, аж дыхание участилось, когда я в него сел. Но потом подумал: а зачем он мне такой? Для семьи — не удобно, сам я почти не езжу на машине. Практичнее оставить мою».

Маленький Дима научился обесценивать свои амбиции в пользу безопасных и предсказуемых решений.

Бизнес живёт на дофамине. Почему опасно довольствоваться малым?

Наш главный «мотиватор» — дофамин. Этот нейромедиатор отвечает за интерес, радость и удовольствие. Когда у нас что-то получается, и мы достигаем целей, мозг выбрасывает в кровь дофамин. От этого мы чувствуем прилив энергии и желание действовать. Это то, что помогает нам сосредоточиться, чтобы достигнуть нужных результатов, даже если сиюминутно не получим выгоду.

Если дофаминовые рецепторы у нас чувствительные, то даже самые маленькие стимулы доставляют нам радость: позалипать в телефоне, поваляться на диване, встретиться с друзьями, посмотреть сериальчик.

Но есть люди, у которых они притупились в силу различных обстоятельств. И поэтому им требуются более сильные стимулы для активации дофаминового центра. Кто-то начинает прыгать с парашютом, кто-то покоряет Эверест, а кто-то становится предпринимателем.

Быть предпринимателем — это быть человеком, который умеет и любит (хотя многие в этом не признаются даже себя) решать «нерешаемые задачи», а также расти и развиваться в условиях полной неопределенности. И в этой неопределённости отвечать не только за себя и свою семью, но и за свою команду.

Предприниматель не получает нужного уровня удовольствия от простых вещей, как люди с высокой чувствительностью дофаминовых рецепторов. Ему важно работать на максимуме своих возможностей и стремиться к новым вершинам. И если это делать «неправильно», то очень быстро происходит выгорание.

Предпринимателю важно понять: выброс дофамина происходит только тогда, когда мы ставим перед собой новые цели, мечтаем о чем-то недоступном и стремимся к этому.

Сотрудник в найме часто боится допустить ошибку, брать на себя ответственность. Предприниматель постоянно ошибается, учится на ошибках и берёт на себя ответственность за все решения и их последствия. Потому что у предпринимателя есть вера в себя и сильное желание расти и расти быстро.

Бизнес держится на энергии предпринимателя

Когда у предпринимателя пропадает желание достигнуть цели, то пропадает мотивация к активным действиям. Когда мы не предпринимаем активных действий, мы не встречаемся с результатами, со своими победами. Перестаем двигаться вперед. Но бизнес держится на энергии предпринимателя. Если предприниматель не вкладывает в него душу, не видит его развитие и не понимает зачем двигаться куда-то дальше, это неминуемо приводит к гибели проекта.

В жизни всё имеет движение, и если мы не развиваемся, то деградируем. Это касается и личного развития, и бизнеса. Если человек не стремится к лучшему, он привыкает к тому, что есть, не замечая, как откатывается назад.

Не имея мотивации к развитию, к движению мы сталкиваемся всё с большим самосаботажем — это такое способ психологической защиты, при котором часть психики противится изменениям или успеху. Он может проявляться и как в появлении вредных привычек, так и в прокрастинации, чувстве вины, страха и тревоги.

Человек с подавленным внутренним Ребенком не может радоваться жизни, не чувствует себя счастливым, хотя внешне для этого нет причин. Сначала всё меньше и меньше чего-то хочется, потом всё меньше достижений и однажды мы рискуем гордиться своим прошлым, а не настоящим, вспоминая былое время.

Психолог для предпринимателей
Психолог для предпринимателей

Большинство предпринимателей работают на постоянной основе с психологами и коучами и выстраивают свой график так, чтобы была возможность восстанавливаться

Большинство предпринимателей работают на постоянной основе с психологами и коучами и выстраивают свой график так, чтобы была возможность восстанавливаться

Почему один бизнес процветает, а другой умирает? Истории двух проектов

Когда открывается какой-нибудь ресторан, первый год –- два он пользуется очень большой популярностью. Новое место, новые блюда, повара стараются очень вкусно готовить и красиво оформлять заказы, приятный обслуживающий персонал. Бизнес идёт в гору и достигает своего финансового потолка.

И многие перестают на этом этапе продолжать искать лучшее. Кредиты выплачены, выручка постоянна, доход поступает. Пропадает заинтересованность вкладываться в развитие меню, приглашать новых поваров, искать новые блюда. Продукты из лучших становятся обычными — и так сойдёт. Интерьер не обновляется, начинает хромать сервис: официанты и уборщики ленятся, технологические новшества отсутствуют (оплата по коду, электронное меню, удаленный заказ блюд).

Если хозяин ресторана удовлетворён доходом и у него больше нет амбиций, которые заставляли его развиваться, то ресторанчик становится посредственным. Он может просуществовать ещё какой-то период времени, если хозяин будет поддерживать хотя бы этот уровень качества. Либо спад продолжится и заведение в конце концов закроется.

У нас в городе два года назад открыли прекрасный ресторан: нетипичная атмосфера, вкусная еда, невероятный интерьер, музыка. Заходишь и ощущение, что попал в Грузию: официанты приветствуют тебя по-грузински, висят виноградные листья, крышесносные грузинские блюда. На День рождения тебя поздравляют в национальных костюмах и дарят подарки. В общем — сказка. Конечно, к ним стремился попасть весь город. Столики надо было бронировать заранее, либо стоять в очереди. И вот два года спустя, когда я вернулась из Питера, мы зашли в этот ресторан. В пятницу вечером полно свободных мест — нам даже не пришлось ждать столик. За два года в нём не изменилось ничего, кроме еды — она стала ужасная на вкус. Обидно, ведь он мог бы расти и развиваться.

И вот другой пример. В нашем же городе была одна клиника, с которой я когда-то сотрудничала. Её директор настолько фанатка развития, что постоянно обучает свой персонал, причём за счёт клиники. Постоянно обновляет интерьер. У неё всегда была большая красивая цель. И вот она сначала открыла два большущих филиала этого медицинского центра, потом свою больницу, а потом и свой травмпункт. Причём сначала там было 4 — 5 кабинета под экстренную хирургию и собственно травматолога, а теперь их уже около 30. На текущий момент она уже открыла филиалы в других городах. А могла бы остановиться только на одном центре, который и так был лучший в нашем городе. Он приносил ей хороший доход. Но она пошла дальше и начала растить свой бизнес.

Когда мы вкладываемся в развитие своего проекта, мы не только достигаем финансовых результатов, но и удовлетворяем глубинные ценности: комфорт, статус, свободу путешествовать и т.д.. Для кого-то это ещё и возможность реализовать большую миссию и стать значимой фигурой в истории.

Однако не всем нужно большее. Если у человека потребности ограничены, его внешние достижения также будут ограничены. Например, если внутренние запросы включают только базовый уровень комфорта, то и бизнес будет расти лишь до определенного уровня. Чтобы достичь большего, необходимо расширять внутренние границы своих желаний, работать со своим внутренним Ребёнком, увеличивая свой потенциал и стремления. Это позволяет выходить за рамки привычного и достигать тех высот, которые раньше казались недосягаемыми.

Почему опасно не расти в доходе?

Останавливая свой рост, можно потерять текущий уровень дохода. Ведь происходит стагнация и откат назад, как в истории с рестораном. Обычно это влечёт за собой неприятные последствия: человек привыкает к определенному уровню комфорта и начинает брать кредиты в попытке его сохранить.

С изменением уровня финансов меняется и окружение. И даже если доход останется на прежнем уровне, окружающие могут “скакнуть” далеко вперёд. И тогда общие интересы могут стать уже “не по карману”. Здесь начинает страдать самооценка и даже может появиться депрессия.

Так как новые вершины покорятся не будут, то не будет и источника дофамина, радости. Получается такой замкнутый круг: нет удовлетворения от себя — нет мотивации — нет действий. Человек становится недоволен собой и жизнью. Превращается в брюзгу. Страдают семья и близкие люди.

У меня был клиент, который боялся потерять жену. Его средний доход застопорился на одной цифре больше двух лет. А у жены был свой бизнес, который рос и развивался. На старте отношений оба были активные и амбициозные. Потом он достиг пика, а она дальше пошла.

То, что он стал зарабатывать меньше жены, ударило по самооценке. Появился страх перемен и фокус стал смещаться на неудачи.

Опять же, не стоит забывать, что финансовый рост — это не только про деньги, но и про развитие личности, новые горизонты и возможности.

3 совета от психолога, которые помогут вернуть себе мотивацию двигаться дальше

  1. Задайте себе вопрос: действительно ли ваш бизнес уже достиг предела? Или есть направления, которые можно развивать? Подумайте, какие амбициозные цели могут снова зажечь вас и дать толчок к новому витку роста.
  2. Пересмотрите свои ценности. Что действительно важно для вас как для предпринимателя? Может быть, это не просто увеличение прибыли, а, например, выход на международный рынок, создание уникального продукта, который изменит жизнь людей, или масштабирование бизнеса на новый уровень. Формулируйте свои амбиции так, чтобы они вызывали у вас внутренний отклик.
  3. Окружите себя людьми, которые тоже стремятся к большему. Они будут подстегивать вас, показывать новые возможности и поддерживать в моменты, когда мотивация начинает угасать.

Если вы чувствуете, что достигли потолка, задумайтесь о том, что двигало вами в начале пути. Возвращение к своим истинным желаниям и целям — это тот ключ, который поможет преодолеть этот рубеж и двигаться дальше, к новым вершинам вашего бизнеса.

4 метода работы с внутренним Ребёнком. Именно он является генератором наших мечт и энергии на их достижение

  1. Реализовать желание из детства. Первым заданием Димы было купить похожего робота и поиграть с ним, по-настоящему, от души. Так, чтобы самому интересно было. На первый взгляд может показаться странной затеей, но именно ощущений игры, азарта и интереса пробуждает наше эго, состояние Ребёнка. Я в свое время очень хотела всю коллекцию киндер бегемотиков. И спустя почти 30 лет собрала себе полную коллекцию. Ощущения потрясающие. Вспомните, о чем вы мечтали в детстве, но вам не купили? Исправьте эту ситуацию!
  2. Эксперименты. Возьмите за правило один раз в неделю пробовать что-то новое. Новое блюдо, новые места, новые ощущения. Дети очень любят сюрпризы, наполните свою жизнь такими подарками.
  3. Написать письмо своему внутреннему ребенку. Это мощный инструмент для связи с внутренним ребёнком. Ограничений по форме у упражнения нет. Вы можете рассказать о чём-то или спросить, задать ему вопросы от взрослого «я», затем представить себя в роли этого ребенка и ответить на эти вопросы. Есть альтернативный метод — вы можете просто поговорить с ним вслух. Представьте, что он сидит на стуле напротив вас. Расскажите ему как вы живете.
  4. Работа с психологом/коучем. На мой взгляд, это самый простой и эффективный способ. Если хочешь быстрый результат, найди себе проводника. Это работает в любом вопросе. Грамотный специалист быстро подбирает ключики и поможет наладить контакт со своей субличностью — Ребёнком.

Эти методы пробудят вашу внутреннюю страсть, ваши желания, энергию и вы найдете свою новую амбициозную цель, которая будет вас вдохновлять и мотивировать на развитие и рост, как личностный, так и финансовый.

Ведь когда базовые потребности уже удовлетворены, важно не зацикливаться на материальных благах, а искать новые вызовы и цели, которые будут стимулировать вас к дальнейшему развитию.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Елена Спирина
Елена Спирина

Какое упражнение сделаете, чтобы вернуть себе мотивацию развития? Пробовали работать с психологом/коучем? Поделитесь эффектом.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации