Бум на IT и перспективы рынка мотивируют молодых предпринимателей создавать стартапы. Среди наплыва новых идей и решений легко потеряться. О том, как эффективно продвигать стартап и реализовать его потенциал на современном рынке, рассказывает Алексей Лихацкий, CEO IT-компании AppEvent, создавший 10 стартапов.
Фейлы: как провалить 9 из 10 стартапов, но не сдаться
До нынешней компании у меня было 9 стартапов, которые не выросли в полноценный бизнес. В 2007 написал приложение Mobile-City для кнопочных телефонов — городской обозреватель с гороскопами — тогда я в них верил.
Приложение включало расписание кинотеатров города, справочник с адресами клубов и примитивная доска объявлений. По факту мы пытались написать первые 2ГИС и Авито.
Продвигались эпично. Выступили с презентацией в ночном клубе. Ведущий, розыгрыши и шумная вечеринка. Стартап хотели выкупить коллеги из Иркутска, были скачивания и баннерная реклама. Всё шло хорошо, но мы забросили проект, потому что устали от него. Mobile-City прожил до 2013, а любимой функцией остались те самые гороскопы.
В 2013 году я написал софт для кинотеатров. По задумке это был маркетплейс с онлайн-покупкой билетов в любом кинотеатре. Идея нашла отклик, с нами хотели сотрудничать Рамблер Афиша. Но инвестор не признавал формат маркетплейса. Он хотел писать на софте отдельное приложение для каждого кинотеатра-заказчика. Взгляды не сошлись, деньги из проекта вышли, продолжать мы не могли.
Тогда в голове возникали исключительно масштабные идеи, требовавшие сложных решений. При этом я не обладал достаточной хваткой, чтобы выбрать правильный фокус при реализации идеи. Вокруг не было опытных людей, которые дали бы совет.
Топ-6 вещей, которые мешают стартапу развиваться
Выделил главные ошибки начинающих стартаперов.
Незнание аудитории. Поиск Product-Market Fit и проверка гипотез, которые не работают, потому что основатель думает не как клиент. Стартап не до конца знает свою аудиторию, поэтому идет вслепую.
Несформированная команда. Первичную версию продукта собирают основатели, которым нужно разбираться в маркетинге, продвижении, продажах и законодательной базе.
Зависимость от инвестора. Кажется, если найти деньги, можно горы свернуть. Но вместе с деньгами в проекте появляется еще одно весомое для идеи мнение.
Остановка после первой негативной обратной связи. Не все выдерживают критику ЦА, окружения и инвестора. Это может вызвать ступор и нежелание развиваться дальше.
Отсутствие веры в идею. Самое страшное для стартапа. Вера основателя создает всю магию. Нет ее — нет проекта.
Перегрев на IT-рынке. В условиях высокой конкуренции найти инвестора, собрать команду и продвигать продукт на рынке — сложно.
Топ-6 бюджетных, но рабочих инструментов для продвижения стартапа
По нашему опыту, есть шесть рабочих инструментов для продвижения стартапа.
CustDev. С него нужно начинать каждому. Назначать встречи можно близкому окружению, если оно входит в ЦА стартапа. Изучите аудиторию, убедитесь в ценности идеи и учтите критику. Только клиенты знают, что им нужно. Не переубеждайте их и не становитесь в позицию защиты. CustDev — ваш шанс не идти вслепую, а сразу попасть в точку.
Бесплатный продукт взамен на кейс или честный отзыв. На CustDev согласятся не все, а вот попробовать продукт бесплатно захотят многие. Взамен просите развернутый отзыв и возможность публиковать статистику клиента. Иногда PR стоит больше, чем оплата услуги. Кстати, мы в AppEvent получили так первого постоянника.
Ничего не работает лучше сарафанного радио. У нашей компании на ранних этапах не было партнерской программы, но благодаря открытой политике и диалогу с аудиторией, мы получили лояльность клиентов, которые рекомендовали нас по собственному желанию и безвозмездно.
Посещение выставок в качестве участника. Либо самый дешевый, либо бесплатный тариф. При этом вы получаете важнейший ресурс — общение с коллегами или ЦА.
Обмен опытом с конкурентами. Коллеги по рынку могут стать не только соперниками, но и сильным комьюнити. Особенно на начальном этапе, когда и вам, и им нужно мнение со стороны. А там и до партнерской интеграции и общего захвата рынка недалеко.
Общение с крупными игроками: консультации и общение в личных сообщениях. Мысль, что вы никому не нужны — когнитивное искажение. Мне когда-то отвечали сотрудники Яндекса, к примеру. Пообщаться со стартапером бывает полезно или просто интересно даже опытному специалисту. Но учтите: беседа только по делу и без воды.
И главное — слушайте свою аудиторию. Не бойтесь общаться даже с конкурентами и не переживайте, что вашу идею украдут. Успех стартапа — это не сама идея, а ее грамотная реализация.
Какими способами продвигали свой стартап вы? Как они сработали?