В последние годы сильно выросли объемы онлайн-торговли. Объем российского рынка электронной коммерции по итогам 2023 года достиг 6,36 трлн рублей, что на 28% больше в сравнении с 2022-м. При этом, по оценкам экспертов, доля универсальных маркетплейсов (Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», Aliexpress Russia) в общем объеме онлайн-покупок в РФ по итогам 2023 года достигла 58%. Но так как правила продаж на онлайн-площадках сравнительно новые, не все продавцы понимают, нужна ли сертификация товаров, в каких случаях и продвигает ли она продажи.
В этой статье расскажем, как устроен процесс сертификации товаров на маркетплейсах и как она влияет на спрос на товары.
Новые правила для маркетплейсов
Раньше требований к торговле на маркетплейсах практически не было, но с увеличением объемов продаж на онлайн-площадках и роста контрафактной продукции государство стало ужесточать правила. К тому же многие завозили товары по схеме карго, по которой не нужно оформлять таможенную декларацию и платить таможенные пошлины. Это позволяло не платить налоги, что было невыгодно властям.
Начали ужесточать требования и сами площадки. Ozon изначально мог запросить разрешительные документы, и если они не предоставлялись в течение трех дней, товар мог быть заблокирован на площадке. Wildberries ввел такое условие только в 2023 году. И теперь сами продавцы заинтересованы в наличии всех документов, хотя раньше многие отказывались делать сертификацию, не видя в ней особого смысла.
Сейчас введена интеграция маркетплейсов с реестром Росаккредитации, куда выгружаются все разрешительные документы (декларации и сертификаты). Если в реестре отображаются необходимые документы, то товар получает специальную «галочку» — знак качества продукции. Это подтверждает качество товара и дает конкурентное преимущество перед другими продавцами, поэтому все чаще предприниматели обращаются за сертификацией.
Сертификация и маркировка «Честный знак»: отличия
Сертификация и маркировка «Честный знак» это не одно и тоже, но при этом это взаимосвязано. Без Сертификации невозможно ввести КИЗы в оборот. Сертификацию создали для подтверждения безопасности продукции,а а Маркировка «Честный знак» для выявления серого ввоза и полное передвижение товара.
Маркировка «Честный знак» сейчас касается большого числа продукции, и к 2025 году их будет еще больше. В первую очередь это товары легкой промышленности, к которой относится одежда, составляющая значительный объем продаж на маркетплейсах. Сертификация тоже распространяется на товары легкой промышленности.
Так, стоит следить за приложением к постановлению правительства РФ №2425, в котором указаны два перечня: продукция, подлежащая сертификации, и товары, подлежащие декларированию. Затем проверяется необходимость сертификации по техническим регламентам. Единого перечня по ним нет, поэтому ориентироваться нужно на нормативные акты по профильным сегментам. У системы «Честный знак» есть официальный сайт с сервисом, который позволяет проверить, нужна ли маркировка.
Ответственность при нарушении требований
Есть отличия и в ответственности при нарушении требований к маркировке и сертификации. В этом смысле «Честный знак» даже серьезнее. При нарушении правил сертификации уголовная ответственность может наступить, только если товар не отвечал требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Максимальное наказание по ст. 238 УК РФ — до 10 лет лишения свободы (если в результате продажи товара умерли двое или больше людей)
Отсутствие маркировки «Честный знак» при крупных объемах товара само по себе является основанием для наступления уголовной ответственности. В зависимости от степени нарушения и обстоятельств его совершения наказание по ст. 171.1 УК РФ может быть назначено вплоть до лишения свободы на 6 лет со штрафом в 1 миллион рублей.
Административные штрафы установлены ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ:
- для организаций — от 50 до 300 тыс. рублей;
- для должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей.
Что может запросить маркетплейс
Если товар подлежит сертификации, то у продавца должны быть документы, подтверждающие, что он соответствует установленным требованиям. К таким документам относятся сертификат соответствия, декларация о соответствии или свидетельство о государственной регистрации. Для продажи разных товаров может потребоваться как один из них, так и сразу несколько.
Сертификат соответствия выдает аккредитованный орган после проведения исследований товара. Испытания должны подтвердить, что образцы продукции соответствуют техническим регламентам ЕАЭС. Такой сертификат, например, обязателен при продаже детских игрушек.
Декларация о соответствии также подтверждает соответствие продукции определенным стандартам. Но отвечает за достоверность сведений сам заявитель. Эта форма сертификации проще и дешевле. Декларация о соответствии выдается, в частности, при продаже косметики или продуктов питания.
Свидетельство о государственной регистрации выдает Роспотребнадзор. Оно подтверждает санитарно-гигиеническую безопасность товара. Онлайн-площадки не всегда его требуют, но имеют такое право. Оформляется такое свидетельство, например, при продаже БАДов или бытовой химии.
При выходе на маркетплейсы стоит следовать этому чек-листу:
- Изучите требования конкретной площадки к вашей категории товаров.
- Изучите требования законодательства по сертификации и маркировке.
- При необходимости зарегистрируйте товар в системе «Честный знак».
- Проведите сертификацию продукции, в том числе можно сделать добровольную сертификацию, чтобы показать потребителям качество товара.
В настоящее время сертификация стала практически неотъемлемой частью продаж на маркетплейсах. Онлайн-площадки провели интеграцию с российским реестром fsa.gov.ru, и наличие разрешительных документов придает товару статус «проверенный». А такая продукция вызывает повышенный интерес у потребителей и пользуется большим спросом на платформах Wildberries и Ozon. В этом смысле сертификация действительно способствует увеличению продаж и помогает конкурировать с нечестными игроками рынка.
Кейс из практики: какие могут возникнуть сложности при выходе на маркетплейсы
Мы получили заявку от производителя БАДов и косметики из Венгрии, который хотел выйти на российский рынок. Оформили все документы для реализации на территории РФ, после чего клиент успешно начал реализовывать свой товар.
Но возникла проблема с маркировкой «Честный знак». При ввозе БАДов брокер не указал, что происходил ввоз образцов, поэтому «Честный знак» не вводил в оборот контрольный идентификационный знак. В итоге проблему удалось решить.
На такие моменты обязательно надо обращать внимание, иначе производителю могло бы прийти предписание о нарушении маркировки «Честный знак», за что установлено наказание вплоть до уголовной ответственности.
С какими сложностями вы сталкивались при выходе на маркетплейсы?