Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

7 бизнес-показателей, которые необходимо считать собственнику


Как сделать компанию финансово устойчивой, определить точку безубыточности и рассчитать финансовый цикл, рентабельность и ROE. Колонка финансового эксперта


Эту статью написал участник сообщества

Ирина Екимовских

Ирина Екимовских

Директор АКГ «Капитал»

«Капитал»

«Капитал»

Аудиторско-консалтинговая группа

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Как сделать компанию финансово устойчивой, определить точку безубыточности и рассчитать финансовый цикл, рентабельность и ROE. Колонка финансового эксперта


Эту статью написал участник сообщества

Ирина Екимовских

Ирина Екимовских

Директор АКГ «Капитал»

«Капитал»

«Капитал»

Аудиторско-консалтинговая группа

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Управление финансами нужно не только финансистам и бухгалтерам, но и самим предпринимателям, если они хотят сделать свой бизнес успешным и прибыльным. Ведь бизнес всегда связан с высокими рисками, и готовность к ним является ключом к успеху. Финансовый менеджмент помогает собственникам правильно вкладывать и считать средства, управлять заемными ресурсами, своевременно погашать долги и минимизировать риски.

Я, Ирина Екимовских — основатель Аудиторско-консалтинговой компании «Капитал», автор книги «Считай и богатей: финансовые аксиомы предпринимателя». В этой статье расскажу про показатели, на которых базируется управление финансами любого предприятия.

Зачем собственнику управлять финансами самому

По статистике, 99% стартапов не достигают доходов в первые три года и погибают. Почти всегда банкротство возникает из-за ошибок в финансовом менеджменте: эмоционального ценообразования, неуплаты налогов, неправильного кредитования или чересчур быстрого роста. Приведу несколько примеров

Стартап запустился в 2012 и всего через три года открыл 240 магазинов. Выручка очень быстро росла, но в 2015 году требования Центробанка к отчетности заемщиков резко повысились. Тогда банк заметил множество несостыковок в учете стартапа: учетные процессы компании не успевали за темпами развития бизнеса. Банк потребовал у стартапа вернуть кредит, что привело к кассовой дыре — просроченным задолженностям и исковым требованиям со стороны поставщиков.

Итог: потеря кредитоспособнсти, неудачные попытки рефинансирования и банкротство компании к 2016 году.

Выплата дивидендов. Строительная фирма, которая пыталась проследить каждый рубль доходов и расходов, но все равно столкнулась с кассовыми разрывами, недостатком денежных средств и долгам перед поставщиками. Причина в том, что компания выплачивала больше дивидендов, чем зарабатывала.

К сожалению, случаются ситуации, когда ответственные за финансы сотрудники попросту фальсифицируют данные и воруют. Поэтому самостоятельное управление финансами помогает собственнику избежать серьезных проблем и обеспечить устойчивое развитие компании.

Погрузиться в тему финансов стоит как можно раньше и начать нужно с семи основных показателей.

Прибыль. Чтобы узнать прибыль, нужно вычесть из цены переменные расходы (получится маржа), умножить полученное значение на количество (это будет наша выручка), и из выручки вычесть постоянные расходы.

Прибыль= (Цена — Переменные расходы) * Количество — Постоянные расходы

Как ни странно, прибыль считают далеко не все. Неправильно брать сведения из отчета по балансу — в нем будет не прибыль, а ее остаток. Поэтому нужно обращаться к отчету о прибыли и убытках (ОПиУ, или PNL — profit and loss).

Данные из отчета ОПиУ, или PNL — profit and loss позволяют рассуждать, прибыльная или неприбыльная компания и какая у нее финансовая модель

Грамотный отчет о доходах и расходах содержит три вида прибыли:

  • маржинальная прибыль — разница между ценой и переменными расходами. Чем уникальнее продукт, тем выше маржа;
  • валовая (операционную) прибыль — разница между маржинальной прибылью и постоянными расходами;
  • чистая прибыль — валовая прибыль без налогов, процентов на заемные средства и прочие доходы и расходы.

В хорошем отчете PNL есть и три вида рентабельности — отношение прибыли к выручке. Соответственно, существует маржинальная, операционная и чистая рентабельность. А если у вас несколько видов деятельности или каналов масштабирования, то важно считать свой показатель прибыли. Отчет PNL позволяет отследить не только динамику прибыли, но и изменения всей финансовой модели компании. А эти знания помогают бизнесу всегда быть в плюсе.

Точка безубыточности. Грамотный отчет о доходах и расходах позволяет рассчитать и точку безубыточности (ТБУ) — тот объем продаж, при котором прибыль будет равна нулю. Продажи меньше этого объема приведут к убыткам, поэтому важно знать, где находится эта точка. Для ее расчета нужно разделить сумму постоянных расходов на процент маржинальности. Чем выше точка безубыточности, тем выше риски бизнеса.

Запас финансовой устойчивости. Если из фактической выручки вычесть точку безубыточности и полученное значение разделить на фактическую выручку, вы узнаете запас финансовой устойчивости вашего бизнеса. По мнению финансистов, хороший запас финансовой устойчивости должен быть выше 25%. Чем больше выручка, тем больше у нас вариантов для маневров: например, можно качать продажи дополнительными скидками или позволить бизнесу увеличить постоянные расходы.

Финансовый цикл. Существует операционный цикл — количество дней, в которые мы совершаем различные процессы.

Например, в течение 30 дней нужно сделать предоплату поставщикам, еще 30 дней материалы поступают на склад, 30 дней уходит на производство и еще 30 на отгрузку товара, и еще 30 на ожидание денег из-за дебиторской задолженности. Всего 120 дней. Часть операционного цикла финансируют поставщики — предоставляют отсрочку, например, 40 дней. Разница между операционным циклом и отсрочкой от поставщиков (80 дней) — и есть финансовый цикл.

То есть время на поиски платного инвестированного капитала. Когда вы научитесь следить за финансовым циклом и управлять им, вы удивитесь, как изменится кэшфлоу — начнется профицит денежных средств.

Инвестированный капитал. Инвестированный капитал включает в себя долг по кредитам и собственный капитал. Это либо деньги предпринимателя, либо деньги банков, либо заемный капитал, которые использует бизнес. Контролировать расход этих средств помогает еще один вид отчета — управленческий баланс. В него включают активы — товар, дебиторскую задолженность, авансы поставщикам и другие средства, которые формируют операционный цикл и пассивы — долги, кредиторская задолженность, полученные авансы, долги по зарплатам.

Собственный капитал. Это разница между активами и долгами, которые есть у компании. У устойчивой с точки зрения финансов компании собственный капитал равен заемному, то есть отношение заемного капитала к собственному, или финансовый леверидж — 1:1 Чем выше доля заемного капитала в компании, тем больше риск банкротства компании.

Устойчивая компания: Собственный капитал = Заемный капитал

Кредиты, лизинги, долгосрочные кредиты, займы — всё это рисковые капиталы. Поэтому кроме собственного и заемного капитала еще важно считать, сколько в структуре заемного капитала рискового капитала — то есть сколько кредитных средств. Считается, что для финансовой безопасности бизнеса доля кредита в заемном капитале должна составлять не более 60%.

ROE (Return of Equity)

Рентабельность собственного капитала — это отношение дивидендов к вложенным средствам. Благодаря показателю мы видим, сколько прибыли приносит каждый инвестированный рубль. Чтобы наблюдать за структурой капитала и понимать, сколько ваших денег в бизнесе, понадобятся и отчет о доходах и расходах, и управленческий баланс, и кэшфлоу со всеми выплаченными дивидендами. Все эти данные позволят вам сформировать финансовую стратегию — управлять доходностью капитала и мыслить как инвестор, который вложил .деньги в бизнес.

Финансовая рентабельность (рентабельность собственного капитала) = Чистая прибыль / Стоимость собственного капитала

ROE = PN/E,

где PN — Чистая прибыль, а Е — Стоимость собственного капитала

Прибыль = (Цена — Переменные расходы) * Количество -Постоянные расходы

Выводы

Чтобы контролировать финансы вашего бизнеса, всегда считайте семь показателей: прибыль, точку безубыточности, запас финансовой устойчивости, финансовый цикл, инвестированный капитал, собственный капитал и рентабельность собственного капитала. А получать корректную и актуальную финансовую информацию помогут три вида отчетов:

  • отчет о доходах и расходах — то, как вы зарабатываете прибыль;
  • отчет о движении денег, — то, как деньги входят и выходят из компании;
  • баланс — то, с какой доходностью работают деньги в бизнесе, сколько этих денег и где они распределены.

Чем раньше компания начнет вести грамотную финансовую отчетность, тем стабильнее и безопаснее будет развиваться бизнес. Не пытайтесь заработать, экономя на налогах, а работайте с финансовыми показателями, которые помогают вам зарабатывать больше и формировать устойчивый и полезный бизнес.

Ирина Екимовских
Ирина Екимовских

Какие из показателей будет проще всего внедрить, а какие сложнее?

oxsana12

Отличная информативная статья!
Спасибо, что так подробно и в деталях объяснили почему так важно разбираться в финансах собственного бизнеса и рассказали, как это делать.
Тема про налоги очень актуальна для многих бизнесменов, особенно после громких событий…


Больше по теме

Новости