За последний год спрос на роботизацию бизнес-процессов со стороны малого и среднего бизнеса вырос в несколько раз. Это объясняется в том числе развитием облачных RPA-платформ, которые упрощают доступ к технологии для небольших компаний.
Что такое RPA
Технология robotic process automation (RPA) предназначена для автоматизации бизнес-процессов с помощью программных роботов, которые имитируют действия человека на компьютере. Роботы используют графический и командный интерфейсы так, как это делает человек. Они взаимодействуют с пользовательским интерфейсом, различают элементы открытых на рабочем компьютере приложений — текст, таблицы, поля для ввода, кнопки. С помощью no-code-конструктора быстро собираются алгоритмы, которые могут переносить сведения из одной системы в другую, вводить информацию, формировать и отправлять письма и выполнять другие монотонные операции вместо человека.
Важная особенность программных роботов — работа с множеством приложений и систем в рамках одного процесса, и это то, чего не могут делать классические средства автоматизации. Это могут быть стандартные офисные приложения, сложные ERP-системы и даже самописные программы, классическая интеграция с которыми напрямую невозможна. Кроме этого, робот может работать с документами и специализированными средствами их обработки. Так как робот имитирует работу человека, ему не требуется API для переключения между программами, что решает распространенную проблему обособленности кастомных систем, у которых нет внешних протоколов интеграции.
Роботизация избавляет сотрудников от рутинной работы, высвобождая время для более творческих и креативных задач. Кроме этого, решает проблему «человеческого фактора»: сотрудники могут допускать ошибки из-за усталости или невнимательности, а программа действует точно и быстро.
Роботы применимы в любой компании для автоматизации бэк-офисных процессов, усиления отдела продаж, службы поддержки клиентов, снижения нагрузки на бухгалтерию, ускорения работы кадровых специалистов при массовом найме. Они в разы повышают производительность сотрудников и эффективность бизнеса.
Роботы как сервис
Как и многие ИТ-решения, роботы могут быть поставлены «из коробки» и в качестве облачного сервиса (SaaS — «программное обеспечение как сервис»). Второй вариант особенно востребован у компаний малого и среднего бизнеса по ряду причин.
В облаке доступны готовые шаблоны и модули. Из них как из кубиков можно собрать или адаптировать готового робота под свои задачи. Это ускоряет и упрощает разработку решения: нет необходимости каждый раз с нуля писать код под функционально идентичные задачи и привлекать для этого дорогостоящих специалистов. В дальнейшем компании легче поддерживать приложение, собранное из стандартных модулей.
Современные платформы используют no-code- и low-code-подходы для сборки роботов. Это вкупе с интуитивно понятным интерфейсом графического конструктора позволяет пользователям, не имеющим навыков программирования, легко собирать роботов.
Облачное решение упрощает коммуникацию между разработчиками и бизнес-аналитиками. Это позволяет легко вносить изменения в приложения без длинных процедур прототипирования. Более того, пользователи могут дорабатывать робота без участия разработчика.
Автоматизация процессов. С помощью облачного SaaS-сервиса позволяет снизить расходы на ИТ-инфраструктуру и покупку лицензии, которая требуется при использовании коробочной (on-premise) версии продукта.
Облачные роботы выполняют требования информационной безопасности. Все программные компоненты платформы проверены, проект сценария можно посмотреть только в конструкторе, подменить код готовых действий невозможно, так как используется шифрование.
Срок разработки робота на облачной платформе зависит от масштаба проекта, но в среднем не превышает одной-двух недель. Нужно предусмотреть несколько рабочих дней на отладку и тестирование решения. Таким образом в течение месяца и без существенных затрат можно роботизировать рутинный процесс, сразу получив видимый результат.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Маркетплейс роботов
Облачные RPA-платформы объединяют на одной площадке разработчиков и заказчиков роботов для экономии обоюдных усилий при реализации типовых проектов.
Так, часто компании автоматизируют схожие процессы и каждая собирает своего робота с нуля. Очевидно, что повторять один и тот же путь много раз малоэффективно. Поэтому появилась идея облачного маркетплейса, где можно делиться готовыми решениями — бесплатно или назначив свою цену. Разработчики имеют возможность заработать на создании востребованных решений, а заказчики — быстро закрывать свои потребности в роботизации.
Исторически маркетплейс ROBIN Cloud появился благодаря крупному аналогичному проекту в РЖД. Заказчик создал внутрикорпоративную площадку, где дочерние общества или отдельные функциональные подразделения могут приобретать готовых или заказывать кастомизированных роботов. Сейчас в контуре РЖД трудятся более двух тысяч таких цифровых ассистентов на базе ROBIN.
Подобная модель дистрибуции роботов может быть полезна не только корпорациям, но и малому и среднему бизнесу, поэтому мы взяли эту практику на вооружение и создали свой маркетплейс.
Сегодня каталог маркетплейса насчитывает около 40 готовых решений для роботизации бухгалтерии, продаж, маркетинга, HR. Большая часть из них доступна бесплатно. Это позволяет заимствовать фрагменты алгоритмов, подсмотреть вариант реализации задачи при создании своего робота или использовать готовое решение, адаптировав его под свой процесс.
Пользователь маркетплейса может оставить заявку на разработку робота под свои задачи и распределять заказы между партнерами площадки, а разработчик имеет возможность публиковать свои решения в общий каталог и привлекать заинтересованных клиентов.
Участники маркетплейса проходят тщательную модерацию. Разработчики, представленные на маркетплейсе, должны пройти обучение по базовым и продвинутым учебным программам вендора. Статус партнера получают при прохождении сертификации платформы. До публикации готовые программные роботы проходят модерацию верификатором.
Сценарии применения
Рассмотрим несколько кейсов, где программный робот облегчил человеку выполнение рутинных процессов.
Для одной из частных школ Москвы разработан робот. Он собирает и обрабатывает информацию из государственных веб-ресурсов, а затем переносит ее в 1C. Это облегчает работу отдела субсидий, сотрудники которого раньше вводили данные в самописную систему и актуализировали их вручную в Excel.
В финансовой организации внедрен робот. Он самостоятельно подает заявление в судебные инстанции о вынесении судебного приказа через систему «ГАС Правосудие».
Производитель консервированной продукции «Бондюэль» внедрил группу программных роботов. Сделал это в связи с ростом заказов на поставку продукции на 40%. Роботы обрабатывают входящие заявки, переносят данные в системы компании, рассчитывают сроки поставки, контролируют выполнение задач. Это позволило сосредоточить усилия сотрудников, работающих с клиентами, на взаимодействии со смежными подразделениями и принятии оптимальных решений по заказам.
Швейное производство, осуществляющее продажу через маркетплейс Ozon, использует робота для редактирования карточек товаров. Он заполняет данные об артикуле, цене, категории, возрастных ограничениях и т. д.
Подводя итоги, замечу: сегодня и сейчас малый и средний бизнес может автоматизировать множество своих задач и процессов без капитальных затрат благодаря облачным роботам. Это и есть демократизация технологии, которая повлияет на рост рынка RPA за счет вовлечения новых заказчиков из числа небольших компаний и разработчиков таких решений.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Какие сценарии применения программного робота вы видите?