С 1 июля 2024 года для HoReCa вступают в силу новое правило списания крепкого алкоголя: необходимо передавать в ЕГАИС информацию о продаже каждой порции в миллилитрах вместо целой бутылки. Несмотря на то, что в 2023 году пиво оставалось наиболее востребованным напитком у россиян, крепкий алкоголь в нашей стране тоже употребляют. Его продают в розничных магазинах, а заведения общепита, например, делают из него коктейли или добавляют в заготовки.
Рассказываю, как ресторанам и барам соблюдать новое правило, чтобы не попасть под штрафы.
Зачем вводят новое правило списания крепкого алкоголя
В основном — для защиты потребителей и контроля оборота алкоголя с помощью ЕГАИС. Это важный аспект, так как в стране растет подпольное производство алкоголя, в том числе из медицинского спирта. За 2022 год из-за контрафактной водки бюджет недополучил 32 млрд рублей налога, за первое полугодие 2023-го — уже 21 млрд рублей.
Раньше, открыв бутылку и списав ее целиком в ЕГАИС, владельцы заведения могли использовать содержимое по своему усмотрению, не отчитываясь о расходе. Это позволяло:
- готовить блюда с алкоголем не по технологической карте;
- продавать контрафактный алкоголь, используя действующие маркеры ЕГАИС с других бутылок;
- разбавлять напитки и коктейли.
Ужесточение правил позволит следить буквально за каждым миллилитром и пресекать махинации из серии «вскрыли полулитровую бутылку, а продали литр».
Списание крепкого алкоголя с 1 июля 2024
Раньше заведения общепита сообщали в ЕГАИС о факте вскрытия бутылки с крепким алкоголем: вином, водкой, ромом, джином, виски и другие. Списание приравнивалось к вскрытию тары.
Теперь алкоголь нужно списывать порционно — по миллилитрам. Открыли бутылку, налили гостю порцию крепкого алкоголя, списали объем пролива и передали данные в ЕГАИС. Не имеет значения, подали посетителю бутылку коньяка, 50 грамм виски или блюдо, приготовленное с добавлением вина — каждая реализованная или использованная порция алкоголя должна быть зарегистрирована в ЕГАИС.
При этом процесс списания будет зависеть от того, в каком виде клиент покупает алкоголь: порционно, в составе коктейля или блюд или в целой бутылке. Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.
Недостатки и преимущества введения нового правила списания крепкого алкоголя
Выделили несколько преимуществ и недостатков нового правила.
Плюсы. Мы выделили два преимущества новой системы:
- Безопасность гостей и хорошая репутация заведения. Гости смогут просканировать QR-код в кассовом чеке и получить подробную информацию о напитке. Так они убедятся, что здесь им продали качественный алкоголь.
- Прозрачность расхода алкоголя. Ресторан или бар будут получать точный отчет о том, сколько алкоголя продали. Так можно эффективнее контролировать количество реализованных напитков и лучше прогнозировать закупки.
Минусы. У новой системы есть и несколько недостатков:
- Скорость обслуживания гостей снизится. Во-первых, бармену или повару придется тратить время на отчет о продаже. Во-вторых, в процессе списания алкоголя могут возникать технические сбои в работе интернета, УТМ, кассы. Это будет задерживать гостей и влиять на их впечатление, а еще — увеличивать вероятность получения штрафа.
- Частые ошибки из-за влияния человеческого фактора. Персонал иногда ошибается: при сканировании марки, при указании объемов для списания и при розливе напитков. Последствия: расхождения между данными в ЕГАИС, фактическими остатками и, как следствие, высокая вероятность штрафа.
Чтобы снизить влияние на работу бизнеса недостатков от внедрения новой системы, рекомендуем заранее все настроить.
Как правильно списать алкоголь по новым правилам
Подобного нововведения еще не было на мировом рынке, и перенять опыт не у кого — предпринимателей ждет долгий процесс адаптации и обучения персонала.
Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками уже второй раз переносит срок вступления новых правил в силу: планировалось, что их введут еще в сентябре 2023. Затем — в марте 2024-го. Сейчас — 1 июля 2024 года.
Все это говорит о том, что рынку нужно время, чтобы подготовиться к новым правилам, а владельцам заведений придется обкатывать процесс на живых списаниях. В первое время будут ошибки, поэтому заведениям лучше заранее заложить в бюджет сумму на штрафы. Для должностных лиц эта сумма составляет от 10 до 15 тысяч рублей, для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей. Продукцию, которая стала предметом правонарушения, могут конфисковать.
Необходимое оборудование для списания алкоголя:
- Кассовое оборудование с установленным и обновленным до последней версии модулем УТМ, обеспечивающим автоматическую отправку чеков на алкоголь в ЕГАИС.
- 2D-сканер, необходимый для считывания акцизных марок.
- Товароучетная программа, которая помогает вести учет спиртного, включать соответствующие данные в чеки, а затем отправлять информацию о порционных объемах в ЕГАИС — DocsInBox идеально для этого подходит.
Одна из систем, которая помогает правильно списать крепкий алкоголь — DocsInBox.
Что нужно запомнить
- Теперь алкоголь списывается в миллилитрах. Все зависит от того, в каком виде гость заказывает напиток. Если клиент покупает шот водки 50 мл, регистрируем ровно этот объем. Если бутылку — выпускаем чек и отправляем его в ЕГАИС через УТП.
- Правила списания напитков с основанием «порча», «иные цели», «пересорт» или «недостача» не меняются. Разбитую бутылку регистрируем как раньше.
- «Перелив» из бутылки теперь отслеживается. Если списать больше алкоголя, чем в таре — ЕГАИС покажет ошибку.
- До 1 июля обновить УТМ до последней версии, т.к. новые форматы документов будут работать только в обновленной программе. Важно: ПК с УТМ должен быть включен круглосуточно.
- Объем напитка во вскрытой таре должен соответствовать цифре, указанной в чеке. Если в бутылке было 750 мл, а в чеке указано 800 мл — можно получить штраф.
- Все это относится только к крепкому алкоголю. Пиво, сидр, медовуха списываются по-старому.
Расскажите, какие вопросы у вас остались в процессе подготовки к новым правилам по списанию алкоголя?
Алина, при оплате банкетных мероприятий физическими лицами обязательно необходимо предоставлять фискальный чек, то есть алкоголь должен быть списан при печати фискального чека. При оплате юридическими лицами фискальный чек печатать необязательно, поэтому алкоголь можно списать актом списания с основанием «использовано для приготовления коктейлей (блюд). Например, с помощью инвентаризации.
Надежда, есть какие-то новости про списание алкоголя при отсутствии фискализации продажи. Речь идет про банкеты, оплаченные юридическим лицом на расчетный счет общепита.
Если банкет юр. лица проходит в ресторане. И соответственно оплата за него тоже будет на расчетный счет от юр. лица (фискального чека не будет). Как в таком случае списывать алкоголь?