Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

На кого регистрировать товарный знак: на ООО, ИП, самозанятого или физическое лицо?


Защита бренда открывает бизнесу большие возможности. До 2023 года ими могли воспользоваться только ИП и юридические лица. Самозанятые работали без права на идентификацию своих продуктов и услуг. О регистрации товарного знака на физических лиц речь не шла вовсе.

Все изменилось в июне 2023 года, когда в силу вступили поправки, которые разрешают самозанятым и физическим лицам быть владельцами торговых марок. О рисках и возможностях регистрации товарных знаков на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, самозанятого гражданина и физическое лицо расскажу в этой статье.

Регистрация товарного знака на юридическое лицо

Компаниям для нормального развития необходимо защищать собственный бренд. Поэтому у юридических лиц изначально было право регистрировать товарные знаки в Роспатенте.

Если вы — учредитель компании, хотите зарегистрировать обозначение, то должны знать, какие возможности и риски есть у регистрации товарного знака на юридическое лицо.

Возможности. Основной плюс регистрации товарного знака на юридическое лицо — это возможность использовать товарный знак в качестве нематериального актива. Это повышает стоимость компании и делает ее привлекательной для инвесторов. Другим категориям заявителей такое преимущество недоступно, поэтому если для вас оно важно, то регистрировать товарный знак однозначно стоит на юридическое лицо. Как правило, крупные участники рынка делают именно так. С каждым годом стоимость товарного знака увеличивается.

Регистрация товарного знака на юридическое лицо укрепляет позицию компании на рынке

Риски. Не стоит забывать о рисках такой регистрации. В случае, если вы не единственный учредитель и решите выйти из ООО, товарный знак по-прежнему будет принадлежать компании, никаких прав на него вы не имеете. Как и в случае, если вы решите закрыть бизнес, даже будучи единственным учредителем. Права на товарный знак останутся у ООО. По прошествии 3 лет неиспользования его могут аннулировать конкуренты.

Обычно у учредителей ООО стоит выбор: зарегистрировать товарный знак на себя в качестве ИП или физического лица либо на компанию. Прежде чем принять решение, рекомендую проанализировать свои обстоятельства и цели, обратить внимание на вышесказанное.

Регистрация товарного знака на индивидуального предпринимателя

Регистрация товарного знака на ИП имеет смысл, если вы осуществляете предпринимательскую деятельность в этом статусе или являетесь учредителем в ООО и имеете долю менее 50%.

Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность, нет смысла становиться самозанятыми или регистрировать товарный знак на физическое лицо. Лучшее решение — подать заявку как ИП.

Возможности. Для учредителей ООО, имеющих долю менее 50% и статус ИП, регистрация на себя актуальна как способ снижения налоговой нагрузки. Для того чтобы им воспользоваться, нужно, чтобы ООО было на общей системе налогообложения, а ИП — на «упрощенке» 6%. ИП и ООО должны заключить лицензионный договор, по которому предприниматель передает в пользование компании товарный знак за вознаграждение. Соглашение регистрируется в Роспатенте.

Запись в реестре о переходе исключительного права после регистрации этого факта в Роспатенте
Запись в реестре о переходе исключительного права после регистрации этого факта в Роспатенте

Так выглядит запись в реестре о переходе исключительного права после регистрации этого факта в Роспатенте

Так выглядит запись в реестре о переходе исключительного права после регистрации этого факта в Роспатенте

ООО регулярно выплачивает установленную договором сумму и законно снижает налоги. У компании есть стабильные расходы, налогооблагаемая база становится меньше. Экономия составляет более 10% от суммы вознаграждения. На практике нашим клиентам в большинстве случаев удается экономить более 5 000 000 ₽ в год.

ИП может перевести деньги на личную карту, снять их или использовать на нужды бизнеса. Важно, чтобы сумма вознаграждения была разумной. Для этого проводится профессиональная оценка.

ООО в данной схеме обязательно должно использовать товарный знак в своей деятельности. Иначе у налоговой инспекции могут возникнуть вопросы и подозрения. Эта схема не подходит тем ИП, которые являются единственными учредителями в ООО или имеют долю более 50%.

Еще одна причина зарегистрировать товарный знак на индивидуального предпринимателя — нежелание делить бренд в случае конфликта с партнерами. Допустим, вы учредитель, вкладываете в бизнес много сил, средств и времени, ваши партнеры не настолько активны, вы не хотите впоследствии делить с ними товарный знак.

Вы можете зарегистрировать обозначение на себя, передать его по лицензионному договору ООО, в котором вы учредитель. Если вдруг ООО прекратит существовать, либо вы захотите выйти из состава учредителей, товарный знак все равно останется с вами.

Риски. Регистрация товарного знака на ИП опасна только тем, что после смерти индивидуального предпринимателя права на товарный знак переходят по наследству. Им будут распоряжаться наследники. Никто не сможет повлиять на их решения.

Регистрация товарного знака на самозанятого

Регистрация товарного знака самозанятым стала доступна в июне 2023 года. До этого момента эта категория заявителей была лишена возможности индивидуализировать свои товары и услуги, что негативно сказывалось на развитии предпринимательской деятельности. Теперь всех уравняли.

Возможности. Регистрация товарного знака на самозанятого актуальна, если заявитель работает под обозначением. Так он реализует все возможности, которые дает бренд.

Регистрация товарного знака на самозанятого
Регистрация товарного знака на самозанятого

Регистрация товарного знака на самозанятого поможет развиваться безопасно и сохранить права на бренд

Регистрация товарного знака на самозанятого поможет развиваться безопасно и сохранить права на бренд

Самозанятым гораздо легче, чем индивидуальным предпринимателем. Этим можно воспользоваться, чтобы начать бизнес в щадящем режиме с низкой налоговой ставкой. Впоследствии самозанятый может получить статус ИП, передать товарный знак себе и продолжить под ним работать.

Большинство самозанятых граждан регистрируют свои обозначения для дальнейшего использования в своей деятельности. Это способствует развитию личного бренда и повышению узнаваемости.

Риски. Самозанятому гражданину может быть трудно реализовать одну из возможностей, которую дает товарный знак, — передавать обозначение по лицензионному договору. Всему виной ограничение дохода — 2,4 млн рублей в год. Основная деятельность и передача прав могут привести к более высокому доходу, тогда будут доначислены налоги, придется становиться ИП. Следите за уровнем дохода и вовремя реагируйте на изменения.

Регистрация товарного знака на физическое лицо

Новая интересная категория заявителей — физические лица. Им не нужно подавать заявление в налоговую инспекцию, чтобы встать на учет для регистрации собственного товарного знака. В этом случае обозначение принадлежит человеку.

Возможности. Регистрация товарного знака на физическое лицо актуальна для тех, кто пока не ведет предпринимательскую деятельность, но хочет закрепить бренд за собой.

Если вы оказываете услуги физическим лицам, а ваша деятельность попадает в установленный законом перечень, то регистрация товарного знака на физическое лицо — оптимальное решение. Вы сможете работать под собственным товарным знаком и иметь перспективу.

Например, репетитор может зарегистрировать товарный знак на себя как на физическое лицо, потом при открытии собственной частной школы использовать его и сохранить узнаваемость.

Физическое лицо без обращения в налоговую службу теперь может принять товарный знак в наследство. Раньше по закону наследник должен был в течение года получить статус ИП, чтобы стать правообладателем товарного знака наследодателя.

Регистрировать товарные знаки на физическое лицо до 2023 года могли только иностранные граждане из тех стран, где такая возможность предусмотрена.

Риски. Если товарный знак не будет использоваться в течение 3 лет, то его могут аннулировать конкуренты. Это основная проблема при регистрации товарного знака на физическое лицо, которое не планирует заниматься предпринимательской деятельностью.

Есть риск, что заинтересованные в товарном знаке лица обратятся в суд. Придется опровергать, что обозначение зарегистрировано без цели использовать его в предпринимательской деятельности.

Есть предположение, что разрешение на регистрацию для самозанятых и физических лиц приведет к увеличению количества «патентных троллей». Как раз из-за того, что для подачи заявки теперь не нужно становиться ИП или открывать ООО. Реальные последствия покажет практика.

Регистрация товарного знака на ИП, самозанятого или физическое лицо фактически связывает обозначение с личностью правообладателя. При смерти лица товарный знак передается по наследству или прекращает свое действие. При регистрации обозначения на компанию смерть учредителя не влияет на судьбу товарного знака.

Получается, выбирать, на кого регистрировать товарный знак, нужно с учетом потребностей бизнеса, планов на будущее и текущих возможностей. Процедура для всех категорий одинакова, поэтому заявители ничем не ограничены.

Регистрация товарного знака для всех категорий заявителей
Регистрация товарного знака для всех категорий заявителей

Так проходит регистрация товарного знака для всех категорий заявителей

Так проходит регистрация товарного знака для всех категорий заявителей

Выводы

Вот самые важные моменты, которые стоит учесть, чтобы зарегистрировать товарный знак выгоднее и безопаснее.

  1. Процедура регистрации товарного знака одинакова для всех категорий заявителей. Образцы документов можно скачать на сайте Роспатента.
  2. Подать заявку на регистрацию можно самостоятельно или с участием патентного поверенного по доверенности.
  3. Повысить стоимость компании можно только при регистрации товарного знака на юридическое лицо.
  4. Снизить налоги поможет регистрация товарного знака на ИП.
  5. Самозанятые граждане могут с помощью регистрации защитить свой личный бренд.
  6. Принять товарный знак в качестве наследства теперь может любое физическое лицо.
  7. Если не использовать товарный знак в течение 3 лет, его могут аннулировать.
  8. Выбирать, на кого зарегистрировать товарный знак, нужно в индивидуальном порядке с учетом всех обстоятельств и целей бизнеса.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!

Индивидуальный подход для&nbsp;компаний с&nbsp;оборотом <nobr>от 120 000 000 ₽</nobr> в&nbsp;год

Предложение от Т-Банка

Индивидуальный подход для компаний с оборотом от 120 000 000 ₽ в год

  • Кредит до 300 000 000 ₽ на любые цели
  • Дополнительный доход с инструментами для корпоративных инвестиций
  • Гибкий зарплатный проект и безопасные выплаты самозанятым в одном сервисе
  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Юрий Горбачев
Юрий Горбачев

Как вы считаете, на кого регистрировать товарный знак безопаснее?


Больше по теме

Не «аналог», а контрафакт: чем грозит продавцу торговля репликами на маркетплейсах

Какой товар считается контрафактом в российском законодательстве, что важно знать при размещении товара на маркетплейсе и кто несет ответственность в случае претензий со стороны правообладателя

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации