Дизайн может стать мощным инструментом для трансформации бизнеса и улучшения его позиций на рынке. Прорывные решения в этой области помогают компаниям, чей бизнес связан с цифровыми сервисами, значительно повысить доходы и изменить свое позиционирование. Рассказываем, как это сделать.
Почему дизайн — это важно
В последние 2-3 года внутренняя конкуренция усилилась — и мы видим, что наиболее продвинутые компании еще больше сосредоточились на UX/UI (интерфейсе и пользовательском опыте). Это помогает бизнесу удерживать пользователей и соответствовать их высоким ожиданиям. При этом компании из традиционных отраслей, таких как промышленность или производство, до сих пор практически не уделяют внимания дизайну, занимаясь им по остаточному принципу. Это снижает их конкурентоспособность в сравнении с глобальными игроками, которые фокусируются на инновациях в интерфейсах и пользовательском опыте.
Дизайн является одним из ключевых факторов конкурентоспособности продукта по нескольким причинам:
- Удобство (UX): хороший дизайн делает продукт простым в использовании, что привлекает и удерживает пользователей.
- Визуальная привлекательность: эстетичный дизайн создает хорошее первое впечатление и помогает выделиться среди конкурентов.
- Дифференциация: уникальный дизайн отличает продукт от аналогов, создавая конкурентное преимущество.
- Доверие к бренду: качественный дизайн вызывает доверие и ассоциируется с профессионализмом.
- Эмоциональная связь: привлекательный дизайн вызывает положительные эмоции, формируя привязанность к продукту.
При этом дизайн так же важен, как функциональность. Во-первых, даже функциональный продукт теряет ценность, если его сложно использовать. Дизайн делает взаимодействие интуитивным. Во-вторых, дизайн «работает» на вовлеченность — удерживает пользователей и мотивирует их к повторному использованию. В-третьих, профессиональный дизайн вызывает доверие к продукту, усиливая впечатление от его функциональности. И, наконец, хороший дизайн упрощает задачи и экономит время, что повышает ценность продукта. Таким образом, дизайн и функциональность дополняют друг друга — и оба параметра максимально критичны для успеха продукта.
В современном мире, где конкуренция становится все более жесткой, компании, которые инвестируют в качественный дизайн и пользовательский опыт, получают значительное преимущество. Так, например, Яндекс постоянно инвестирует в улучшение дизайна своих сервисов, таких как Яндекс.Такси и Яндекс.Маркет, что помогает им оставаться конкурентоспособными и удобными для пользователей. Сбер внедряет инновации в дизайн своих приложений, предлагая пользователям удобный интерфейс и улучшенный опыт взаимодействия с финансовыми услугами. Ozon регулярно обновляет интерфейс мобильного приложения для повышения удобства покупок, улучшая навигацию и представление товаров.
Именно лидеры рынка в каждом сегменте — от пользовательских сервисов до решений в сфере b2b — уделяют больше внимания дизайну и интерфейсу. Совпадение? Не думаю.
Спринт-группы — хороший буст для старта
Отличным решением для тех, кто хочет улучшить дизайн продукта, но не знает, с чего начать, могут быть спринт-группы.
Спринт-группа представляет собой кросс-функциональную команду, которая в течение некоторого времени (обычно 5 дней) фокусируется на решении конкретной бизнес-проблемы или разработке нового продукта.
Команда может состоять из постоянных участников или включать приглашенных специалистов. Это могут быть инженеры, менеджеры, дизайнеры или бизнес-аналитики. Такие сессии позволяют быстро пройти весь цикл разработки: от генерации идей до тестирования прототипа с реальными пользователями.
Метод спринт-групп включает 6 ключевых этапов
Остановимся чуть подробнее на каждом из них и рассмотрим, что включает каждый из этапов:
- Предварительный анализ. На первом этапе команда проводит исследование, которое включает интервью с пользователями и анализ конкурентов. Оно помогает определить целевую аудиторию и собрать информацию о рынке. Этот этап нужен для синхронизации команды и правильной формулировки задачи. Обычно он занимает 1 день.
- Генерация идей. После анализа следует этап мозгового штурма, где участники генерируют множество идей. Благодаря насмотренности в области пользовательского интерфейса и пониманию принципов композиции, именно дизайнеры могут предложить интуитивно понятные и эстетически привлекательные продукты. При этом методики самого мозгового штурма могут быть разные. Например, команда разбивается на небольшие группы: одна часть — предлагает идеи, другая — выступает в роли наблюдателей. После этого группы обмениваются мнениями и голосуют за наиболее перспективные.
- Создание прототипа. Затем команда переходит к прототипированию, создавая визуальные представления отобранных идей. Роль дизайнера на этом этапе также является ключевой. Прототипы могут быть как в цифровом виде, так и на бумаге (даже если идет работа над сайтом или приложением). Каждый член команды может создать свой вариант прототипа, а затем их совместно обсуждают и улучшают полученные результаты. Таких кругов может быть 4-5. Временные рамки на этом этапе четко определены — например, 30 минут на работу над прототипами, а затем 15 минут на защиту идей. Процесс проходит в режиме нон-стоп, пока не будут отобраны оптимальные варианты. Обычно на разработку реалистичных прототипов уходит 1-2 дня.
- Тестирование. Этот этап позволяет получить обратную связь и оценить, насколько идеи соответствуют ожиданиям клиентов. Для этого команда приглашает реальных пользователей (не менее 5-6 человек) и показывает им прототип, собранный в программе, где пользователи могут взаимодействовать с ним. Прототип должен быть реалистичным. Тестирование проходит в режиме реального времени, обычно в течение 40-60 минут. Команда проводит интервью с пользователями, чтобы глубже понять их реакции на прототипы и выявить возможные проблемы. Обратная связь помогает подтвердить или опровергнуть гипотезы. Собранные мнения используют для финальной доработки дизайна перед запуском продукта на широкую аудиторию. В сумме этапы тестирования и интервьюирования занимают тоже 1 день.
- Анализ метрик. На последнем этапе спринта команда сосредотачивается на анализе собранных данных и метрик. Основная задача заключается в отслеживании воронки продаж и оценке выполнения поставленных задач. Команда выдвигает гипотезы — например, как кнопка «Подробнее узнать о товаре» может повлиять на конверсию. Или, сравнивая эффективность разных вариантов дизайна кнопки «Купить», можно определить, какой вариант приводит к большему количеству продаж. На основе полученных данных команда принимает решения о дальнейших улучшениях продукта.
Важно понимать, что спринт-группа — это лишь отправная точка. Последующая доработка продукта — это непрерывный процесс, требующий активного участия дизайнеров и маркетологов. Поскольку невозможно создать идеальный продукт с первого раза, постоянный анализ пользовательских метрик (конверсии, удовлетворенности, удержания и т.д.) позволит точнее определить, какие аспекты нуждаются в улучшении, и с помощью дизайнеров и инженеров «докрутить» их.
Если команда работает в формате Agile (методика разработки, которая подразумевает гибкость и адаптацию к изменениям), то процесс разработки должен быть перманентным, с возможностью постоянно вносить изменения на основе полученных отзывов.
Многие компании считают, что для внедрения качественного дизайна необходимы огромные ресурсы. Однако это не совсем так. Даже небольшие компании могут использовать эффективные методы, чтобы улучшить свои продукты и услуги. Дизайн-спринт длится всего неделю, но за это время команда получает обратную связь от пользователей, формирует четкое понимание их потребностей и готовит работающие решения для бизнеса.
Инвестируете ли вы в дизайн и интерфейс своих продуктов? Какие методики используете?