Аккредитованная ИТ-компания свободно распределяет финансовые потоки в развивающиеся проекты, поскольку государство дает право уплачивать налог на прибыль по льготной ставке — 0%. Аккредитация — это также стратегия сильного HR-бренда: ИТ-компания становится привлекательным рабочим местом, ведь молодые сотрудники выгодно приобретают квартиры в новых ЖК.
Это лишь малая часть бонусов государственной поддержки для ИТ-компаний и их сотрудников. Но процесс получения этого статуса — ответственная часть для руководителей ИТ-сегмента, поскольку к нему нужно готовиться заранее: юридически и морально.
В этой статье фаундер группы ИТ-компаний Prof-IT Николай Харин рассказывает об опыте получения статуса аккредитованной компании, юридических особенностях и бюрократических этапах аккредитации, о том, как она влияет на бизнес-процессы, дает чек-листы и полезные советы.
Prof-IT — это история про безумство и взаимоподдержку
Для начала расскажу о компании. Prof-IT была создана в 2013 году. Мы объединили людей-единомышленников, которые были безумцами, белыми воронами и фантазерами. Это стало основой сильного коллектива. Мы вдохновлялись фильмами про программистов и большие ИТ-корпорации — «Кремниевая долина» и «Компьютерщики», они были для нас мейнстримом. Так мы мечтали и стремились повторить историю успеха.
Мы внедряем искусственный интеллект в любую человеческую коммуникацию. Он может общаться с клиентами и увеличивать продажи компаний, снижать нагрузку сотрудников любого бизнес-сегмента, а также может говорить с будущими избирателями, передавать местным жителям важные сообщения.
Порядок аккредитации обновился в феврале 2023 года
Если раньше компаниям было достаточно соответствовать профильному коду ОКВЭД, то сейчас Минцифры требует соблюдения длинного списка критериев. Если вы заранее изучите все аспекты, то сведете проблемы к минимуму.
С учетом всех юридических дополнений для ИТ-компаний предусмотрено три варианта аккредитации:
- основной порядок;
- для правообладателей отечественного ПО;
- для стартапов.
Если вы основатель крупной ИТ-компании, у вас есть возможность комбинировать эти три пакета. Для получения аккредитации разрешается выделять профильные подразделения в дочернюю ИТ-компанию — это не будет расцениваться как дробление бизнеса. В таком случае у вас будет несколько проектов. Чтобы они получили статус аккредитованных или подтвердили его, нужно выполнить практически одинаковые шаги, что очень удобно.
Шаг 1. Готовимся к подаче заявки. Все начинается с общих требований аккредитации. Их нужно обязательно выполнить независимо от того, какой вариант аккредитации вы планируете пройти. Это стандартная процедура для всех компаний, поэтому пошаговая инструкция Prof-IT может стать для вас карманным справочником, если планируете пройти госаккредитацию.
Проверьте профильные коды ОКВЭД. Полный список можно найти в положении о госаккредитации российских организаций в области информационных технологий. Если ваша компания соответствует хотя бы одному из пунктов списка, то сразу переходим к шагу 2.
В ином случае необходимый код вы сможете добавить достаточно быстро. Это займет пару минут. Заходим на сайт своей компании и проверяем все необходимые данные. Четких требований нет, но к обязательной информации мы отнесли:
- название;
- реквизиты;
- контактные данные вашей компании;
- какой продукт или услугу вы предоставляете;
- какой у них функционал в компании.
Все будет зависеть от особенностей ваших разработок. На этом шаге вы просто должны обозначить свое место на ИТ-рынке.
Не забудьте подать согласие на раскрытие налоговой тайны для Минцифры. Это можно сделать через сайт налоговой службы или оператора электронного документооборота: Контур, 1C и СБИС.
Шаг 2. Принимаем решение, какие варианты аккредитации подойдут вашей компании
Здесь у руководителей ИТ-бизнеса есть два варианта: получить аккредитацию в основном порядке или как стартап.
Для основного порядка аккредитации нужно:
- Рассчитать среднюю зарплату ваших сотрудников. Она должна быть не ниже средней зарплаты по России или по региону, где зарегистрирована компания. Вам не нужно искать актуальные цифры на сайте Росстата или регионального управления ФНС. При подаче заявки воспользуйтесь «Калькулятором соответствия зарплат».
- Проверить ИТ-услуги на соответствие. Чтобы рассчитать долю выручки, не забываем убедиться, что ваши ИТ-услуги соответствуют списку от Минцифры.
- Свериться с вашим бухгалтером или финансистом. Доля выручки компании от ИТ-услуг должна быть выше 30%. А если вы планируете предоставлять льготы сотрудникам — от 70%.
Аккредитация для стартапов. Это отличный вариант для тех, кто только стартовал в ИТ-бизнесе. Для этого нужны: новая разработка, небольшой доход и большие перспективы. Например, один из новых проектов Prof-IT аккредитован по критериям для стартапов. Если и вы рассматриваете аккредитацию для стартапа, то обратите внимание на реестр стартапов в вашем регионе.
Шаг 3. Заполняем заявку на Госуслугах. Если вы верно заполните все поля и загрузите необходимый пакет документов на Госуслугах, то вам придет положительный результат. И вот вы уже аккредитованный работодатель.
Вода опускается — подводные камни поднимаются
Правила изучили, у юриста проконсультировались, документы подали, но вдруг что-то помешало. Многие ИТ-компании не могут попасть в заветный реестр с первого раза из-за подводных камней. Я бы разделил ошибки на категории: юридические и технические.
Юридические документы требуют повышенного уровня внимательности. Факапы бывают из-за того, что многие закрывают глаза на заполнение данных — деятельность компании, информация на сайте и прочее. При некорректной информации Минцифры может направить вам документы на доработку.
Также учитывайте время обработки и проверки исправленных данных. А это может занять дополнительно 15 дней. И только рабочих. Все будет зависеть от рабочего графика Минцифры.
Не бойтесь, если пришел дополнительный запрос от ведомства. На его обработку обычно дается 5 рабочих дней. За это время вы сможете спокойно исправить ошибки и заново направить документы.
Технические проблемы и последний день заявки. Никто не исключает ситуаций, когда не работает личный кабинет Госуслуг. В этом случае достаточно подождать пару часов или проверить качество работы вашего интернета.
Если вы проходите аккредитацию с нуля или ее подтверждаете, советую подстраховаться и заранее подготовить заявку. Лучше это сделать за пять дней до дедлайна.
Мои рекомендации значительно ускорят процесс аккредитации вашей компании. Как говорится, проверено на личном опыте. Также не забывайте следить за изменениями в законодательстве и заранее уточняйте информацию у уполномоченных органов.
Какие «плюшки» получила Prof-IT после аккредитации
Аккредитация дает возможность выходить не только на новый уровень конкуренции за кадры. Она значительно упрощает бизнес-процессы. Объем ваших льгот будет зависеть от доли профильной выручки.
У Prof-IT доля выручки превышала 70%, и вот какие преференции мы получили:
- Обнуление налога на прибыль до конца 2024 года. Это возможность перераспределения финансовых потоков. Мы планируем инвестировать дополнительные средства в исследования и разработки новых продуктов. Это также позволит расширить техническую команду разработчиков. Мы будем намного быстрее реагировать на растущий спрос наших ИТ-услуг и продуктов.
- Страховые взносы по пониженным тарифам — 7,6% вместо 30%. Например, работник с зарплатой 100 000 ₽ до вычета НДФЛ обходится в месяц обычной ИТ-компании примерно в 130 000 ₽. А аккредитованной — в 107 600 ₽. Также если компания пользуется льготами по страховым взносам, то в отношении нее налоговые проверки не проводятся.
- Простое трудоустройство иностранных специалистов. В числе наших сотрудников есть иностранные специалисты. Это уникальный нетворкинг в компании: обмен знаниями и выравнивание скиллов между зарубежными и российскими специалистами. Будь это маркетинг, разработки или навыки управления бизнесом.
- Преференции и для сотрудников. Это льготная ипотека под 5% и отсрочка от срочной службы в армии. Кстати, льгота доступна не только для программистов, по занимаемой должности нет никаких ограничений. Получить ИТ-ипотеку может любой сотрудник: маркетолог, аналитик, программист или бухгалтер. Главное — соответствовать критерию по размеру зарплаты.
Если доля выручки вашей компании чуть больше 30%, то вам будут доступны такие бонусы:
- Сниженная ставка по кредиту — до 5%.
- Сможете временно забыть про налоговые и неналоговые проверки. Это гарант спокойствия вашего бухгалтера и сохранения временных ресурсов компании. Ведь вам не придется подготавливать большой объем документов для проверки.
Советы для ИТ-руководителей
Аккредитация может стать ключевым фактором в развитии вашего бизнеса. Но к этой процедуре стоит подойти тщательно. На основе личного опыта я предлагаю советы, которые подойдут для руководителя любой ИТ-компании.
Усилить юридический отдел. Штатные юристы помогут вам грамотно подготовиться к процедуре аккредитации. А она, в свою очередь, требует обширных знаний в законодательстве и понимания всех видоизменений в госпрограммах.
Если вы боитесь допустить ошибки в заявке на аккредитацию, ваш юрист может взять эту задачу на себя. Но при условии, что на него будет оформлена доверенность.
Юридический отдел также поможет вашим сотрудникам в случае получения льгот или при сертификации продуктов компании.
Должностная инструкция юриста
Должностную инструкцию юриста составляют в свободной форме. В документе указывают требования к юрисконсульту, что он должен знать и уметь, какие у него есть права и обязанности.
Следить за порядком в бухгалтерии. Одно из ключевых финансовых условий аккредитации — отсутствие недоимок по налогам, сборам и страховым взносам. Уделите особое внимание бухгалтерии вашей компании и убедитесь, что все финансовые обязательства исполнены в полном объеме. Ведите четкую учетную политику, вовремя погашайте задолженности и поддерживайте прозрачность во всех финансовых операциях.
Читать ресурсы законодателя и следить за новостями отрасли. Вы можете посвятить время изучению законов и нормативов, но этот список довольно обширный. Вся важная для Госуслуг информация есть на сайте министерства в разделе «Аккредитация ИТ-компаний». Вы также можете подписаться на телеграм-канал министерства и быстрее получать важные сообщения.
Используйте различные источники информации — от специализированных изданий до ведущих блогеров и экспертов. Вы будете впереди своих конкурентов, сможете прогнозировать изменения в отрасли и принимать рациональные решения в бизнес-процессах.
Вместо выводов
Аккредитация — не обязательное условие. Без нее любая ИТ-компания сможет продолжить работу. Но сейчас доминирует рынок соискателя, и он все чаще требует наличия этого критерия. Как известно, в ИТ-индустрии острый дефицит кадров — отрасли не хватает около 1 млн специалистов.
Проблема обсуждается на государственном уровне, освещается на отраслевых мероприятиях и становится дискуссией среди популярных айтишных блогеров.
Что же делать? Ориентироваться на запросы соискателей, которые продолжают работать в России и не планируют релоцироваться. Они отдают предпочтение ценностям стабильности и комфортного уровня жизни.
Сейчас для них очень важна забота и поддержка со стороны работодателя. А государство дает эту возможность руководству компании. Нужно лишь пройти процедуру аккредитации.
На мой взгляд, если нет аккредитации, то один из трех востребованных соискателей отклонит офер вашей компании.
Чтобы успешно управлять ИТ-компанией, руководители должны быть готовы к постоянным переменам и вызовам. Например, в 2024 году мы в Prof-IT планируем провести апгрейд наших сервисов и выйти на новые международные рынки. Самая большая работа предстоит в части аккредитации по новому для нас критерию — реестр отечественного ПО. Это будет большая история и ценный опыт, о котором мы расскажем читателям Бизнес-секретов в ближайшем будущем.