Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Креативное лидерство: что это и как применять


Все слышали про Марка Цукерберга, Джефа Безоса, Илона Маска, Тима Кука и Марка Бениоффа. Именно их принято считать состоявшимися представителями креативного лидерства. Они являются примером того, чем отличается управленческая деятельность от креативного лидерства. Креативный лидер, это человек, ориентирующийся не на базовые правила и сложившиеся закономерности, а на собственное “чутье” и интуицию. Это смелые, способные рисковать и пробовать новое — люди. Особое поколение новых лидеров, способных подстраиваться под самые экстремальные и нестабильные условия.

Креативный лидер и его деятельность

Регулярно перед владельцами бизнеса встает вопрос, как повысить эффективность — что можно сделать для того, чтобы не было “потолка” в работе. Необычные решения и нестандартный подход — зачастую превосходят самые смелые ожидания.

На Западе креативное лидерство — это принятая и довольно популярная концепция, методология и даже программа обучения. К примеру, академия в Нидерландах предлагает специальную программу обучения по специальности креативное лидерство. Не отстает и Великобритания с Германией. Там тоже предлагается углубленный курс для получения необходимых навыков.

Одни из самых известных российских креативных лидеров это — Артемий Лебедев.

В далеком 2017 году, студией Лебедева была запущена услуга “экспресс дизайн”. Смысл заключался в том, что за сто тысяч рублей предлагалось оказать услугу по разработке логотипа и базового стиля для малого и среднего бизнеса. Обычно подобные услуги стоят в 10 раз дороже, но благодаря креативному лидерству, Лебедев придумал, как сделать эту услугу доступной для потребителя. Дело в том, что вариант, разработанный под заказчика не обсуждался. Это была модель готового решения, где заказчик заранее соглашался на то, что получит продукт на основе видения студии Артемия Лебедева. Таким образом, с апреля по октябрь 2017 года, на сайте дизайн — студии было порядка 60 работ. Что принесло исполнителю 6 мл. рублей, а заказчикам, рабочие проекты по выгодной стоимости.

Креативные лидеры, как говорилось ранее, отличаются смелостью, нестандартностью идей и предложений. Зачастую они становятся первопроходцами и первооткрывателями. Навыки креативного лидерства вполне реально перенять в любой сфере деятельности.

На личном опыте, могу рассказать об одном из ресторанных бизнесов, с которым мы сотрудничаем.

Речь пойдет о самом высоком ресторане в Европе. Он находится на девяностом этаже Башни Федерация в Москва-Сити. Важно, что это ресторан высокой китайской кухни. Премиальный сегмент. Само заведение видовое, работает повар, удостоенный звезды Мишлен. Казалось бы, что можно добавить, чтобы стало еще лучше?

Владелец ресторана обладает навыками креативного лидера, всегда идет нестандартным путем. Не боится быть первооткрывателем. Поэтому, то время, как конкуренты делают акцент и упор на национальную кухню, он, в китайском ресторане, решил сделать фестиваль “Русский Код”. Концепция идеи созвучна с распоряжением президента о проведении в 2024-2025гг перекрестных годов культуры России и Китая.

Можно было пойти простым путем, например, расширить меню, добавив классические блюда русской кухни или пригласить ростовую куклу в виде медведя с балалайкой. Это слишком просто, идея не обладает новизной и уникальностью. Поэтому сделали следующим образом.

На сайте заведения и в прессе был анонс “Русского Кода”. Детали и суть не раскрывались. Все гадали, что же это будет. Никто даже предположить не мог, что речь пойдет про коллаборацию творчества великих Русских композиторов и современной высокой китайской кухни. Композиторов выбирали, опираясь на связь с китайской культурой, которую можно было найти в творчестве. К примеру, «Песни странника» Георгия Свиридова, написанные на тексты средневековых китайских поэтов эпохи Тан или «Чай» китайский танец из балета «Щелкунчик” Чайковского.

Решительно никто не ожидал увидеть в китайском ресторане настоящий орган. Если вдуматься — орган и 90‑й этаж. Высокая китайская кухня и Стравинский. Несмотря на риски, впервые в России начали проводить концерты органной музыки в помещение ресторана. Гостям понравилось. Нестандартная идея привлекла новых посетителей, захватила свою, отдельную целевую аудиторию. Что интересно, одно необычное решение привело к созданию нового направления.

После первого мероприятия, появились запросы на проведение индивидуальных концертов и выступления оперных артистов. Была даже заявка на организацию мероприятия с привлечением оригинального старинного “театрального” органа. Заказчика не смущало то, что доставка инструмента возможна только с помощью привлечения дополнительной тяжелой техники. Дело в том, что желаемый инструмент есть лишь в одном месте в Москве. Извлечь его из помещения технически возможно только через окно второго этажа. В данный момент разрабатываем эту идеи и находимся на пути реализации заказа.

Хороший пример креативного мышления. Небольшими шагами к реализации чего-то уникального, чего не было ранее. Зачастую именно такие решения приводят к неожиданно хорошим результатам. Людям нравится новое и необычное.

Креативный директор Марина Гринвальд
Креативный директор Марина Гринвальд

Фрагмент органного концерта в ресторане высокой китайской кухни — Mume

Фрагмент органного концерта в ресторане высокой китайской кухни — Mume

Почему этот тренд набирает обороты?

Творческий потенциал в бизнесе — это что-то новое и непривычное, но, как показывает практика — результативное. Опираясь на опыт зарубежных коллег, в Российских компаниях тоже начали внедрять данную практику.

Чтобы стать креативным лидером, необходимо помнить три основные вещи:

  1. Навык поиска новых решений через старые ситуативные модели. Проще говоря, личный профессиональный опыт нужно не только закреплять через повторения успешных сценариев, но и развивать за счет поиска новых, нестандартных решений. Не боятся пробовать новое. Внедрить в практику принцип эксперимента.
  2. Персонализация. Чужой опыт не является шаблоном для повторения. Креативный лидер отличается тем, что его путь — только его. Неважно, что он первый и единственный, кто это пробует, важно, пройти этот путь и выработать свой уникальный подход, стиль, навык и потенциал. Ориентироваться на внутренний отклик, а не на чужой опыт — навык, свойственный креативным лидерам. Зачастую это движение против течения. Нужно быть к этому готовым.
  3. Безопасное пространство. Умение создать психологически безопасную среду для себя и своей команды — это основа креативного лидерства. Лучшие идеи и решения рождаются не под давлением, а благодаря единому порыву и командному инсайту.

Дальше разберем, каждый ли руководитель является креативным лидером.

Каждый руководитель является креативным лидером?

Не каждый креативный лидер становится руководителем. Тем более, не каждый руководитель способен быть креативным лидером.

Руководитель — это исполнитель высшего звена. Он выполняет конкретную работу, прописанную в трудовом соглашение и его деятельность регламентирована.

Лидерство — это не работа и не профессия, можно сказать, что это навык. Во многом, формируемый. По данным исследований, лидерство относится к навыку — гарантирующий карьерный успех. Интересно, что по результатам внутренних исследований компании Google большую часть лидерства занимает не умение заставлять и прогибать, а эмпатия и способность сопереживать.

Разница между руководителем и креативным лидером
Навыки креативного лидераНавыки руководителя
эмпатия

умение сопереживать

развитая фантазия

поиск решений через эксперимент

ориентир на внутренний отклик
сдержанность

стабильность

практичность

поиск решений через опыт

ориентир на сокращение рисков и безопасность

Команда креативного лидера

Субординация и границы — важны в работе. Но и личные отношения — важный элемент. Дружеское общение создает хорошую среду и позволяет каждому раскрыть свой потенциал в полной мере.

Если ориентироваться на Google, которые являются примером компании, где в каждом сотруднике стараются развить навык креативного лидерства, можно заметить, что рабочая атмосфера отличается от привычной.

К примеру, там не только выделяют время на обед, но и официально разрешают 20% рабочего времени выделять на то, что приносит удовольствие и заниматься тем, чем хочется.

Субординация тоже отличается от привычной. Значительно выше уровень доверия и эмпатии.

Отношения строятся не на подчинении, а на понимании и уважении.

Три шага для улучшения управленческой модели помогут воплотить желаемое в реальность.

  1. Кризис — это точка роста. Учитесь видеть возможности. Создавайте экологичную, безопасную обстановку для себя и своей команды. Винить, осуждать, эмоционально истощать команду, как показывает практика, не приводит к какому-либо долгосрочному и яркому результату.
  2. Не доказывайте никому, что вы лучший. Просто будьте таковым. Лучший лидер — это тот, чья команда работает лучше, чем он бы сделал все сам. Умение собрать команду, наладить процессы без своего участия — показатель и мерило успеха. Креативный лидер должен генерировать идеи, техническую реализацию лучше доверить команде.
  3. Живое общение — гарант того, что вы синхронизируетесь с командой и будете действовать, как единый механизм.

Хотите быть креативным лидером — станьте им!

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Марина Гринвальд
Марина Гринвальд

Чувствуете ли вы в себе смелость стать креативным лидером?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации