Если вам кажется, что вы прожженный и крепкий менеджер с многолетним опытом и справитесь с любым коллективом, вероятно, вы не работали с командой творцов. Про важность мягкого контроля и про то, почему креативному управленцу надо изучить опыт Марии Монтессори, рассказываем в статье в формате разрушения мифов.
Миф первый: творчество можно упорядочить
Если вы считаете так, то вы, вероятно, ни разу не пыталась руководить проектом с исполнителями-креативщиками. Творчество — это процесс создания чего-то нового. А оно не рождается там, где все стандартизировано и шаблонизировано. Истина в том, что творчество рождается из хаоса, а точнее — во время хаоса. Оно — результат потока непредсказуемых мыслей и идей.
Так, первое, что должен уяснить креативный менеджер: под его началом трудятся необычные люди, они никогда не вписывались в форматы, думали иначе и продолжают это делать. И только поэтому могут создавать что-то новое и интересное. Заставьте таких людей соблюдать дресс-код, заприте их в офисе с графиком 5/2, промывайте им мозги корпоративной культурой и через пару месяцев у вас в штате не останется ни одного творца. Они — птицы вольные, хорошей зарплатой и соцпакетом таких не удержишь.
Лучший способ получить результат от творца — избавить его от рутины. Монотонная и однообразная деятельность губит вдохновение творческих людей, и если креативщик затягивает задачи, эффективнее всего будет переключить его на другую, а потом вернуть обратно на проект. Это сработает лучше штрафов и строгих дедлайнов.
Впрочем, полная свобода для творчества также губительна, как и микроменеджмент. Об этом следующий миф.
Миф второй: творческим людям не нужен контроль
Творца легко обидеть, легко переборщить с давлением на него. Работать в узких рамках строгих дедлайнов ему невыносимо. Не пытайтесь применять микроменеджмент в творческой студии, лучше обеспечьте сотрудникам круглосуточный доступ в офис, они могут провалять дурака с понедельника по среду, а в ночь на четверг на них снизойдет муза, и они за семь часов сделают 80% задач.
Однако команда не должна чувствовать полное отсутствие контроля. Рамки должны быть, и вместо одного последнего и страшного дедлайна лучше использовать несколько промежуточных. К среде должно быть выполнено минимум 30% работы, а к следующей среде уже 60%. При этом пусть все цифры для промежуточных делайнов назовут сами сотрудники, так появится ответственность за свои слова.
Хороший менеджер творческого проекта похож на хорошего родителя тоддлера. Не лезет в игру ребенка, если тот справляется без него, приходит, когда малыш рискует навредить себе или квартире, и четко следит за режимом сна.
Одним из первых, кто понял, что к креативным командам нужен особый подход, был Уолт Дисней. Он исходил из того, что в каждом человеке живут мечтатель, критик и реалист. Поэтому для управления своей командой разработал метод “трех комнат”, в каждой из которых разрешалось либо мечтать (фантазировать), либо критиковать (обсуждать идеи и дорабатывать их), либо воплощать идеи (быть реалистом). Метод управления Диснея заключался в трех разных взглядах на решение творческой задачи, и это обеспечило успех его проектам.
Миф третий: творческие люди могут создавать непрерывно
Человеку технической специальности может показаться, что творчество — не настоящая работа, а значит и отдых креативщику не нужен. Очень непрофессионально так считать. Всем нужны перерывы, и творцам больше других, они выгорают и сгорают, становятся непродуктивными и уходят в закат. А найти нового классного работника — всегда задача со звездочкой.
Творчество — утомительный процесс, у мозга есть ресурс, и он ограничен. Чтобы сохранить действующую творческую единицу, следите, чтобы человек своевременно уходил в отпуск, даже если он говорит, что полон сил и готов работать еще два года нон-стоп. Помните про «режим сна» ваших «тоддлеров».
Миф четвертый: стандартных навыков менеджера достаточно для управления творческим проектом
Если вы хороший управленец, то вы дисциплинированы и обязательны и хотите того же от своих коллег. Более того, вы владеете набором техник и инструментарием для правильной организации всех процессов в команде. Штука в том, что они не работают в творческих проектах.
Тот станет высококлассным управленцем креативщиков, кто разовьет навыки нестандартного мышления. Чтобы дать необходимую и достаточную для продуктивной работы свободу своим подчиненным, надо самому стать чуть менее зашоренным, выйти из привычных шаблонов и алгоритмов. Научиться немного «чудить» в этом безумном мире, дураков и других стихийных бедствий.
И кроме того, руководитель должен стать этаким «менеджером хорошего настроения», уметь: вдохновить в нужный момент, поддержать, успокоить или стать буфером между исполнителем и заказчиком. Большинство творцов — перфекционисты. Их нужно хвалить, позволять ошибаться, а если что-то вышло не так, как им хотелось, то это, возможно, к лучшему.
Довольная команда — залог успеха. Хорошо, когда на мероприятии есть отдельная палатка и туалет для персонала. В палатке — еда, напитки, сиденья, зеркало, крем от солнца, дождевики. Чем больше мелочей предусмотрено — тем лучше. Люди охотно работают с теми, кто о них заботится. Платить тоже всем нужно вовремя и столько, сколько договаривались. Не надо думать, что вы отключите телефон, они позвонят-позвонят и забудут — не забудут, а еще и внесут в «черный список». Завтра вам снова понадобится что-то быстро организовать, и будет здорово, если проверенная и надежная команда останется с вами.
Миф пятый: «воображение важнее соображения»
А вот здесь нужна пояснительная бригада. Она уже тут. Помните миф, про отсутствие контроля? Этот идет с ним в пандан. Как сотрудникам нужны понятные ограничения, так им нужно иногда выключать воображение. Это про «заземление» и вас, и ваших творческих работников. Они точно умеют фантазировать и создавать новое из ничего, вы этому научились у них и тоже можете. Теперь всему вашему коллективу креативщиков и креативных управленцев надо периодически и даже насильно выключать «воображение и включать соображение».
В порыве творчества ваш дизайнер так далеко отошел от технического задания, что заказчик не может прочесть название собственной компании в его логотипе. Бережно «заземлить» дизайнера, не обидеть его, объяснить точку зрения заказчика, не допустить конфликта и напомнить про то, что именно он платит вам деньги — вот еще одна нетривиальная задача креативного управленца.
Миф шестой: в творческих проектах задействованы только творческие люди
Конечно, нет. Вместе с креативщиками в них задействованы и исполнители, привыкшие работать по шаблону, даже если их профессия и была когда-то творческой. Мы так много раз слышали от плотников, кузнецов и швей, что нашу задумку осуществить нельзя, что уже выработали алгоритм достижения цели. Сами закупали материалы, рисовали эскизы и убеждали людей, что им под силу сшить такой чехол, выковать такое кресло, изготовить такую люстру.
Управляя творческим проектом, будьте готовы к тому, что не все будут способны воплощать в жизнь идеи вашей команды. Придется находить правильные слова, аргументы и исполнителей, готовых выходить за рамки. Хорошие новости в том, что со временем у вас наберется список контактов аутсорсеров, умеющих работать руками и готовых претворить в жизнь вашу самую безумную затею. А еще клиенты обязательно оценят ваши нестандартные идеи и их исполнение.
5 советов по управлению креативным проектом
Управление проектом в хаосе может быть вызовом, но есть несколько советов для стратегии, которая поможет вам организовать процессы и добиться результатов.
Гибкое планирование. Вместо жестких сроков используйте подход гибкого планирования, с учетом рисков и форс-мажоров, который позволит вам быстро реагировать на изменения и приоритизировать задачи.
Коммуникация. Установите открытую и четкую коммуникацию с членами команды. Поддерживайте связь, делясь информацией и проблемами, коллективным мозговым штормом находите пул решений задач и не бойтесь ошибаться
Итеративный подход. Разбейте проект на небольшие этапы и работайте над ними поочередно, оценивая результаты и корректируя план по мере необходимости.
Автоматизация и инструменты. Используйте инструменты управления проектами, которые помогут вам отслеживать задачи, сроки и прогресс. Автоматизируйте процессы, где это возможно, чтобы сэкономить время.
Поддержка команды и доверие. Поддерживайте свою команду, давайте им свободу действий, хвалите и проявляйте доверие. Это поможет снизить уровень стресса и повысит производительность.
Попробуйте внедрить хотя бы одну из этих рекомендаций, и работа над креативным проектом станет легче.
Заключение: креативные проекты = хаос?
Скажем так, задача талантливого менеджера — создать обстановку умеренно управляемого хаоса. Обеспечить сотрудникам условия для работы в комфортном режиме, с интересными задачами и множеством понятных и простых рамок. Некую «комнату Монтессори», в которой вокруг ребенка достаточно разных игр и свободы, в которой он не убьется, и из которой не сбежит, где воспитатель нужен только, чтобы пресекать драки и во время уводить на дневной сон.
При этом критически важно и самому научиться мыслить нестандартно, чтобы находить изящные выходы из сложных ситуаций и генерировать интересные решения. А еще надо помнить, что придется иметь дело и с людьми обычных профессий, привыкшими работать по заданному алгоритму. Таких потребуется убеждать в том, что они способны создать что-то, чего раньше не делали.
Дерзайте, у вас все получится! И помните:
«Только дурак нуждается в порядке — гений господствует над хаосом».
Альберт Эйнштейн
Расскажите, с какими трудностями вы сталкивались при управлении креативными проектами?