Семь из десяти посетителей интернет-магазинов уходят без покупок. Работа с забытыми корзинами помогает вернуть 10–15% клиентов. В статье поделимся опытом одного из старейших участников рынка премиальной оптики. Расскажем, как компания OpticsTrade вернула 29% ушедших покупателей. Поделимся примерами рабочих сценариев, шаблонов сообщений и pop-up, которые дают такой результат.
Что такое брошенная корзина и почему это проблема для интернет-магазинов
Меня зовут Александр Семаков, я генеральный директор OpticsTrade. Уже более 30 лет мы помогаем охотникам и любителям активного отдыха выбирать лучшую оптику. За эти годы мы выстроили сильную маркетинговую стратегию, в которой более десяти инструментов продвижения: контекстная реклама, SEO-оптимизация, рассылка и участие в профильных выставках. В этой статье поделюсь как мы внедряли механизм работы с брошенными корзинами.
Брошенная корзина в онлайн-магазинах — это ситуация, когда человек выбирает товар и добавляет его в корзину, но не доходит до покупки. Средний показатель оставленных корзин в онлайн-торговле составляет 70% в 2024 году.
Исследование Tinkoff eCommerce показало основные причины отказов. Покупатели могут закрыть браузер на любом этапе оформления заказа! Например, 71% отказывается, если при оформлении надо перейти на другую страницу без сохранения данных, а 65% не хотят заполнять слишком много обязательных полей. Вызывают сложности также необходимость пройти обязательную регистрацию, ограничение по времени на заполнение формы и просто отвлекающие факторы.
Гипотеза о потенциале работы с корзиной
Я опирался на свой предыдущий опыт в роли идеолога, сооснователя и коммерческого директора маркетинговой системы аналитики Smartis, в функционале которой важную роль сыграла аналитика форм. В Smartis мы успешно использовали систему автоматических звонков и писем, чтобы повышать конверсию в заказ. В том числе рассылок для возврата тех, кто добавил товар в корзину, но не завершил покупку.
Сценарий «брошенная корзина» запускается, когда пользователь не завершил покупку. Брошенная корзина — одна из самых распространенных проблем в e-commerce. По статистике WebFX, рассылки об оставленных товарах открывают на 70% чаще, чем обычные.
Работают они так:
- Пользователь положил товар в корзину.
- Если покупатель не оформил заказ в течение определенного срока, система автоматически отправляет напоминание о брошенной корзине, как только пользователь ушел с сайта или через пару часов. Обычно настраивают цепочку из писем с напоминанием о забытом товаре.
- В сообщении содержится информация о забытых товарах и призыв оформить заказ.
- Часто в таких письмах продавец может предложить скидку, бесплатную доставку или бонусные баллы.
Моя гипотеза была такой: если удастся привлечь хотя бы 10–15% потерянных покупателей — это окупит расходы на сервис, настройку, поддержку и оптимизацию процесса со стороны исполнителя. А учитывая высокий средний чек, небольшое повышение конверсии с большей вероятностью могло бы привести к ощутимому росту прибыли.
Эффективность уведомлений может быть разной в зависимости от ниши, но факт в том, что рассылки возвращают клиентов.
В России зарегистрировано 3,9 млн владельцев оружия, из них в нашей базе — 10 тысяч тех, кто читает и не отписывается. Это хороший актив. Важно отметить особенности наших покупателей: преимущественно мужчины 35–55 лет, опытные охотники. Они готовы инвестировать в качественное оборудование, часто принимают решение о приобретении не сразу, им требуется время на изучение характеристик оптики.
Работа с забытой корзиной: план действий
Чтобы реализовать идею, обратился к партнерам — экспертам Completo. Вместе мы внедряли систему триггерных писем о брошенной корзине. Цель — не только повысить конверсию, но и улучшить взаимодействие с покупателями на всех этапах воронки продаж, сохраняя индивидуальный подход.
Первую установочную встречу назначили на первый день ретроградного Меркурия: я приготовился, что проект внедрения затянется надолго — оставалось это просто принять.
Мария Агеева, руководитель направления email-маркетинга в «Комплето», рассказывает, как шла работа по триггерным письмам.
Анализ данных и подготовка. Перед внедрением мы проанализировали поведение посетителя в онлайн-магазине OpticsTrade. Компания специализируется на продаже высококачественной оптики для охоты и активного отдыха. Это узкая ниша, которая имеет специфическую целевую аудиторию.
Мы использовали сервисы аналитики Google analytics и «Яндекс Метрика», чтобы отследить действия от входа на сайт до покупки или момента, когда пользователь бросил корзину на сайте.
Что мы обнаружили:
- многие пользователи проводили длительное время, изучая характеристики оптики;
- многие добавляли товары в корзину, но почему-то оставляли покупки;
- часть пользователей возвращалась через 2–3 дня, но не всегда доходила до оплаты.
Так мы совместно выдвинули гипотезы, почему оставляют корзину:
- Покупателям нужно время на принятие решения о покупке, так как высокая цена требует взвесить все «за» и «против». Оптика премиум-класса, поэтому цена соответствующая.
- Не хватает сравнительных характеристик и отзывов покупателей, несмотря на подробные описания.
- Покупатели используют корзины как список желаний — они сохраняют интересующие товары на будущее, чтобы вернуться позже. Это подтверждает и недавнее исследование «ЮKassa» и RetailCRM, в котором выяснилось, что 30 % опрошенных используют корзины именно для этой цели.
- У посетителя возникли сложности: например, были технические неполадки на сайте и возникли проблемы с оплатой банковской картой либо он отказался, когда столкнулся с неудобствами оформления заказа или условиями доставки. А может, сомневается в безопасности передачи персональных данных.
- Пользователь забыл про заказ, так как его отвлекли срочные дела.
Разработка стратегии и цепочек сообщений. Начали с определения ключевых триггеров и сценариев отправки сообщений. Особенности ниши оптических приборов добавили свои нюансы.
Наши клиенты — опытные охотники, которые тщательно выбирают оборудование. Приобретение нашей оптики — это как покупать квартиру, что происходит 1–2 раза в жизни. Несмотря на это, я призываю менеджеров действовать так, будто наше сотрудничество будет долговременным. Анализ повторных продаж и количество рекомендаций подтверждают правильность выбранного пути.
Учитывая длительный цикл продажи, мы адаптировали цепочку уведомлений и растянули ее на несколько недель:
- Сделали акцент на технические характеристики и упор на детализированное описание оптики.
- Включили сравнительные таблицы с разными моделями, чтобы помочь сделать обоснованный выбор. Например, мы разработали для покупателей чек-лист, где сравнили тепловизор и тепловизионный прицел.
- Добавили обучающие материалы по использованию оптики в разных условиях.
Мы сегментировали клиентскую базу (новички, опытные пользователи, профессионалы) и адаптировали контент под каждую группу. Так мы более точно нацелили сообщения.
Как выглядит цепочка сообщений о брошенной корзине:
- Приветственные сообщения для новых подписчиков.
- Серию сообщений для брошенных корзин. В цепочке из трех уведомлений мы установили оптимальные временные интервалы — раз в 2–3 дня. Каждое письмо содержит призыв завершить заказ, но частота такая, чтобы не быть навязчивыми.
- Письма-напоминания о просмотренных продуктах.
Примеры и шаблоны уведомлений. Письма о брошенной корзине имеют не только блок с товарами, но и характеристики продукта, отзывы, блок рекомендаций сопутствующих товаров. Это повышает шансы, что читатель заинтересуется и закажет товары. В каждом письме размещаем яркую и понятную кнопку «Завершить заказ» или «В корзину», чтобы было удобно продолжить покупку. Все это повышает шансы, что клиент заинтересуется и оформит товары.
Выбор и интеграция платформы для CRM-маркетинга. Для OpticsTrade мы провели анализ доступных на рынке платформ для email-маркетинга. Вот ключевые критерии, на которые мы обращали внимание:
- интеграция с CRM и сайтом клиента;
- возможность сегментации базы подписчиков;
- гибкие настройки триггеров;
- удобный конструктор писем;
- аналитические инструменты;
- соответствие требованиям законодательства о персональных данных;
- стоимость.
В итоге мы остановились на платформе Carrot Quest, которая соответствовала потребностям OpticsTrade и решала поставленные задачи.
Функционал выбранной платформы Carrot Quest полностью соответствовал нашим требованиям: удобно сегментировать подписчиков, гибкость настройки триггеров, удобный конструктор и мощные аналитические инструменты для отслеживания результатов. Также платформа соблюдала все требования по защите персональных данных, что было для нас важным.
Интеграция с CRM на базе 1С и сайтом была одной из сложных задач. Нужны были:
- настройка передачи данных о посетителях;
- синхронизация информации о продуктах и ценах;
- актуализация статусов заказов.
Благодаря сильной технической базе и опытной команде мы реализовали интеграцию за три недели.
A/B-тестирование и оптимизация. Мы постоянно оптимизировали уведомления с помощью A/B-тестов. Пробовали разные заголовки, срок отправления, особое внимание уделяли дизайну писем о брошенной корзине, чтобы понять, какой вариант сообщения лучше.
Один из интересных экспериментов был с визуальным оформлением pop-up для сбора адресов. Когда я заметил, что предложение подобрать аналог выглядит как унылый спам, я предложил добавить креатива — яркую, цепляющую внимание фотографию. Прямо во время совещания предложил пример — радостного мясника со свиными ногами. Идею внедрили, но подобрали для сравнения тематическое фото девушки с тепловизорами. Очевидно, кто выиграл, не так ли?
Также постоянно анализировали статистику открытий, кликов и конверсий, внося корректировки в кампании. Учитывали все, что может влиять на привлечение внимания.
Внедрение дополнительных инструментов для сбора контактов. Что внедрили:
- Pop-up с квизами для подбора оптики. Посетители магазина отвечали на вопросы о характере охоты, указывали модель оружия и оставляли почту для получения персонализированных рекомендаций. Инструмент оказался очень эффективным — конверсия в подписчиков около 15%.
- Формы подписки на блог с возможностью выбора интересов: новости, видеообзоры и гайды по использованию оптики.
- Pop-up для сохранения корзины. Когда посетитель уходит не оплатив заказ, мы предлагаем сохранить выбор. Для сохранения нужно оставить электронный адрес — так мы собираем контакты потенциальных клиентов для дальнейшей работы.
Мы заметили, что персонализированный подход не только увеличил прибыль, но и укрепил лояльность. Покупатели стали воспринимать наши сообщения не как рекламу, а как ценный источник информации, с которым можно принять осознанное решение.
Результаты внедрения брошенных корзин
Раньше такого канала в компании не было.
За четыре месяца работы благодаря триггерным рассылкам:
- вернули 29% пользователей на сайт;
- совершили 75 продаж на сумму 4 882 704 рублей через корзину;
- завершили покупку по телефону на сумму вдвое большую.
Количество брошенных заказов стало меньше. Email-маркетинг занял почетное место в инструментах привлечения компании.
Благодаря внедрению новых процессов произошли изменения в других направлениях.
Улучшение клиентского опыта. Теперь можно давать покупателю релевантную информацию в нужный момент. Например, после просмотра определенного товара он может изучить подробный обзор его характеристик. Так покупатели стали быстрее узнавать о новинках, акциях и специальных предложениях.
После просмотра товара подписчик получал:
- письмо с напоминанием о просмотренных товарах;
- письмо с подбором аналогов, но без вывода дополнительной информации о товарах: просмотренных товаров может быть несколько.
Также был реализован pop-up, после заполнения которого можно сохранить корзину или получить письмо с аналогами просматриваемого товара. Это функция доступна только для отдельных категорий товаров.
Получение дополнительных данных о поведении покупателей. Смогли определить, какие темы и заголовки наиболее интересны нашим читателям. Увидели, по каким ссылкам чаще всего переходят — теперь точнее понимаем их интересы и предпочтения.
Повышение лояльности. Мы не просто получаем больше обратной связи — мы ведем живой диалог с покупателями и каждый день становимся лучше.
Однажды страницу в «ВКонтакте» взломали. И знаете что? Наши клиенты не остались равнодушными! Они буквально ждали 10 утра, чтобы позвонить и предупредить нас. Мы были тронуты до глубины души такой заботой.
А недавно произошла история, которая заставила нас почувствовать настоящую гордость. Один из наших постоянных покупателей позвонил просто чтобы сказать, что читает наш блог как увлекательный журнал. Представляете? Для нас это — высшая похвала. Мы не просто продаем оптику, а делимся знаниями и опытом.
Что дальше
Мы видим потенциал дальнейшего развития направления:
Углубление сегментации, учитывая не только покупательское поведение, но и предпочтения по типам оптических приборов, частоту использования и даже географию охотничьих угодий.
Персонализация уведомлений. Так, для клиентов, ранее купивших бюджетный цифровой прицел ночного видения, предлагать приобрести тепловизор, а для купивших тепловизор — обновиться до более новой модели. Даже в охоте технологии не стоят на месте и есть своя мода.
A/B-тестирование. Продолжим активно тестировать разные элементы наших сообщений — от заголовков до интервалов отправки.
Ретаргетинг. Планируем использовать данные кампаний для более точного таргетинга рекламы в социальных сетях и контекстной рекламе.
Автоматизация уведомлений. Планируем расширить набор уведомлений. Например, по окончании сезона охоты предлагать оставить обратную связь о приборе — написать отзыв на сайте.
Как начать работу с брошенными корзинами
Работа с брошенными корзинами помогает увеличить конверсию и, как следствие, прибыль интернет-магазина. В OpticsTrade настроенные стратегии возврата клиентов, опираясь на глубокую экспертизу в рынке и вовлеченность ключевых сотрудников в процессе внедрения, позволили значительно повысить продажи и лояльность покупателей.
Для успешного внедрения системы работы с брошенными корзинами необходим комплексный подход, который включает анализ текущей ситуации, выбор подходящих инструментов, разработку контента, настройку триггеров и постоянную оптимизацию процессов.
Если с новыми клиентами, то сложнее. С существующими — выстраивать отношения так, чтобы они не хотели никуда уходить, тогда их не нужно будет возвращать...
Спасибо за статью, ваш результат впечатляет. Как считаете, такого результата можно добиться в другом магазине премиум сегмента или это специфика вашей отрасли ?